Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Дом. Семья31 октября 2016 22:00

«Два пути»: вдумчивый анализ библейских текстов

Дмитрий Щедровицкий исследует текст Великой книги с точки зрения философии, истории, психологии
Обложка издания «ДВА ПУТИ», «Теревинф», 2016

Обложка издания «ДВА ПУТИ», «Теревинф», 2016

«ДВА ПУТИ»

«Теревинф», 2016

Почему так распространен образ верного пути как узкой тропинки и ворот, которые еще надо потрудиться, чтобы открыть? Более того, те самые «тесные врата» не ждут путника в финале странствия, а встречают его в самом начале, это уже за ними открывается тропа, которую придется преодолевать шаг за шагом. Известный исследователь Дмитрий Щедровицкий продолжает анализировать библейские тексты, открывая читателям множество смысловых пластов.

Он приводит малоизвестное предание об Александре Македонском. Прославленный завоеватель и его армия, как повествуется в этом сказании, в своем победоносном походе внезапно вышли на берег большой реки, о которой никто из сподвижников царя не слышал. Войско встало лагерем у воды, но когда солдаты наловили рыбы и зажарили ее, случилось необыкновенное. Брошенные в реку рыбьи кости снова обросли плотью, и ожившие рыбы уплыли. Царь захотел непременно узнать, что это за река и где ее исток. Пройдя вверх по течению, он оказался перед сияющими воротами и увидел надо ними надпись «Врата правды». Александр решительно постучал в них. «И прозвучал вопрос из-за ворот: «Кто ты? Что ты соделал?» И ответил Александр: «Я великий царь, я завоевал полмира!» – «Нет, не для тебя эти врата!» – ответили ему… Тогда Александр попросил: «Дайте мне что-нибудь на память!» Протянулась рука из ворот и вручила ему… живой человеческий глаз! Вернувшись, Александр предложил мудрецам своим разгадать, что бы это значило. Мудрецы велели принести самые большие весы во всем государстве и поместили глаз на одну их чашу, а на другую стали класть золото – все больше и больше. Но глаз раз за разом перевешивал! Тогда сказали мудрецы: «Присыпьте этот глаз землей!» Присыпали – и сразу стал он легче перышка. «Понял? – спросили мудрецы. – Пока глаз жив, он столь алчен, что всех сокровищ земли ему мало. А стоит ему уйти под землю, – и уже ничего не нужно ему».

Уделено внимание и известному фрагменту, который трансформировался в пословицу «Не мечите бисер перед свиньями». Он напоминает о ветхозаветном запрете жертвовать в храм деньги, вырученные от продажи собаки (вот откуда «не давайте святыни псам»). Но не только – речь идет и о принятых в библейской символике обозначениях «людей злых, агрессивных и противостоящих истине», а также об опасном лицемерии притворно «обратившихся», но на самом деле способных и жемчуг в грязь втоптать, и искренних людей погубить. Столь же подробно с точки зрения философии, истории, психологии исследуется каждый приводимый в книге канонический текст.