Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Дом. Семья8 января 2017 21:10

Наслаждение неоднозначностью

Об этой книге можно совершенно искренне сказать: «долгожданная», ибо такова первая же эмоция, обхватывающая даже очень искушенного читателя
Об этой книге можно совершенно искренне сказать: «долгожданная», ибо такова первая же эмоция, обхватывающая даже очень искушенного читателя

Об этой книге можно совершенно искренне сказать: «долгожданная», ибо такова первая же эмоция, обхватывающая даже очень искушенного читателя

Порой в рекламных текстах о книге пишут так: «самая ожидаемая новинка года». Это очень искусственная формулировка потому, что издатели очень редко четко знают, о чем мечтают читатели. Однако об этой книге можно совершенно искренне сказать: «долгожданная», ибо такова первая же эмоция, обхватывающая даже очень искушенного читателя.

«ТОБОЛ. Много званных»

«АСТ», 2017

С первых строк нет никаких сомнений, что это эпопея. Историческая, глубокая, немного густая и тягучая, написанная потрясающе живописным языком. Однако за первым наслаждением приходит страх разочарования потому, что в лишенном идеологии повествовании «исторические столпы» могут быть трактованы иначе, чем мы привыкли. Вспоминается «Петр I» Алексея Толстого и «Емельян Пугачев» Вячеслава Шишкова. Испуг первого абзаца, в котором Петр Великий настолько пьян, что едва не падает с лошади и одной из первых глав, в которой русские служилые люди обирают и насилуют коренных жителей Сибири быстро проходит. Несправедливость «наших» всегда больше похожа на правду, чем ретушированный образ «прорубания окна» в Европу или привнесение «цивилизации» в зауральские земли. Глубокая неоднозначность порождает ощущение объективности, а вкупе с прекрасным языком и яркими образами роман начинается притягивать и засасывать не только в описываемый исторический отрезок, а в саму суть русской истории.

Объемность «картинки» столь велика, что становится дополнительной по отношению к сюжету интригой романа: а вот как автор опишет этот факт? А с какого ракурса преподнесет вот этот? По Москве, к которой будто невзначай добавлено прилагательное «деревянная» идет колонна пленных шведов, потерявших свое величие под Полтавой. Из них сделали посмешище, шут на телеге изображается короля Карла, а толпа улюлюкает, бросается оскорблениями и снежками. Пленный шведский капитан не вслух размышляет, что в этой сцене варварский цирк и внутри, и снаружи «манежа».

Бардак, раболепие, мздоимство, блуд, воровство – что изменилось в нашей Отчизне в XXI веке по сравнению с XVIII веком? Так из чего состоит пресловутая русская ментальность? И самый главный вопрос: как величие сочетается в нас с низостью? Все эти вопросы всплывают в сознании, когда вы вместе с автором романа Алексеем Ивановым путешествуете по Оби, Тоболу и Иртышу или сходите с галеры на дощатый причал у Комерц-Коллегии в Санкт-Петербурге.

Роман долгожданный, потому что актуален не столько сюжетом и спекулятивными аналогиями, а глубиной и масштабом погружения в русскую историю и прекрасным языком. От иной литературы читающая публика уже явно устала. Откинув в сторону комиксы, хочется постоять перед настоящим пастозным полотном.