Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды13 января 2017 9:19

«Закон ночи»: Бен, это Данила! Ай нид хелп!

Осененные «Оскаром» мальчики-зайчики сняли милую, но обезжиренную метасагу о полубандите. Глотается легко, изжоги не вызывает, но и на сытность рассчитывать не приходится
Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

В великой мудрости больше понтов, чем печали. Хочешь уйти из кинозала счастливым — не верь, не бойся, не проси и, главное, ничего такого не жди. Бен Аффлек в богартовской шляпе, снятый стоуновско-тарантиновским оператором Ричардсоном, уже сам по себе является довольно-таки сильным аттракционом, чтобы на него, как на мед, слетелись миллионы мух с миллионами долларов. Добавьте к этому еще с полдесятка знаковых голливудских ловцов статуэток в кадре и Лео Ди в комнате распределения денег — и поймете, что требовать от «Закона ночи» еще и крышесносящего сценария с зубодробительной режиссурой — это уже барство. Так что давайте довольствоваться приятным костюмированным кинопазлом, в котором есть все-все-все от Тони Монтаны до Наки Томпсона плюс полроты на сундук мертвеца, йо-хо-хо и цистерна рома.

----

Вернувшись с полей Первой Мировой сильно разочарованным во власть предержащих, бостонский ирландец Джо Коглин решает больше никому и ни в чем не подчиняться. Какое-то время он с шиком грабит банки и карточные притоны. Но долго так благоденствовать в городе, разодранном на части итальянской и ирландской мафиями, конечно, нельзя. Особенно, если ты спишь с девушкой айриш-босса, а об этом знает сицилийский дон. В результате целой цепочки предательств Джо теряет любимую, здоровые почки и свободу. А выйдя на волю, кладет все силы на месть ирландцу с помощью итальянца. Именно так наш герой становится одним из местных заправил итальянской мафии в глухой Тампе. Подпольный ром, девочки, этнические разборки, ку-клукс-клан — во времена сухого закона эта ваша Флорида была тем еще местечком. Впрочем, и здесь можно было найти любовь. Или смерть. Или и то, и другое.

Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

Собственно, никто и не ждал от Аффлека порванной в клочья аорты — ни в режиссерской, ни, тем более, в актерской ипостаси. В кресле самого главного дружище Бен всегда напоминал старину Клинта: три доли Капитана Очевидность, пять долей широко закрытых глаз, много уверенного движения по главной дороге и примерно все, что мы уже когда-то видели по этой теме у других творцов. На площадке же герр Аффлек и вовсе выглядит внебрачным сыном мсье Иствуда — патентованная невозмутимость (носящая в иных кругах прозвище «морда кирпичом»), церителиева цельность, минимум мимики с лексикой и тяжелая походка Джона Уэйна, наводящая на мысль о разрыве паховых колец. И, да, в этот раз еще и шляпа. Тысячи их!

Так что фильм получился очень даже ничего в рамках заданных переменных. Симпатичная, но не программная поделка. Совершенно не Скорсезе, но ведь и никто не Скорсезе, кроме него самого.

По сути, Аффлек во всем этом предприятии едва ли не самое слабое звено. И при этом традиционно — швец-жнец-молодец. Укатай студия на главную роль первоначально предполагавшегося Лео Ди — и мы бы получили какую-никакую внутреннюю напругу, искристые глаза и намек на двойное дно. Да и по режиссуре уже давно доказано: чужими физиономиями в кадре Бен управляет в разы филиграннее. Про сценарий лучше и вовсе не упоминать: мятущийся Аффлек по привычке запихнул туда все просмотренные гангстерские фильмы, прочий нуар и жука с жабой — лишь бы в федоре.

Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

Но имеем то, что имеем. ДиКаприо тактично осел на продюсерский стульчик, и его тут, в общем, не слышно и не видно. А маэстро режиссер, утянувший на себя львиную долю лоскутного одеяла, не очень понимает, что с ним делать, а потому с вожделением полощет любимые ходы, вовсю разрешает Ричардсону делать красиво и аппетитно выпячивает второй план, потеряв себя на авансцене.

Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

И с большего это не вызывает отторжения.

Ибо вспомогательные артисты вспомогают так, что только пыль столбом. Глисон — идеальный коп-отец с каменной физиономией. Купер — идеальный коп-отец с размякшим стержнем внутри. Зои Салдана — просто идеальная. Сиена Миллер — идеальное перевоплощение в крашеную стервь (попробуй-ка узнай!). Мессина — идеальный макаронник с кричащим гардеробом (даром, что с Манхэттена и у Аллена снимался). И даже Фаннинг, наверное, в чем-то идеальная, но об этом вам расскажет кто-нибудь другой, без персональной идиосинкразии.

Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

Ибо оператор умудряется снимать даже самые мертвые места так, что они оживают и начинают мироточить. Чего уж и говорить о божественных южных пейзажах, коими тут бомбардируют то из-под полы, то с высоты птичьего полета, то гениально в лоб. Причем играют нездешним светом как динамичные сцены погонь и перестрелок, так и банальные диалоги о вечном. И даже вырубленный в известняке и вымоченный в молоке Аффлек в очередном зуте и очередной федоре нет-нет да и покажется если не Де Ниро, то уж точно Пачино. По крайней мере, пока молчит.

Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

Ибо история хоть и банальна, но местами цепляет, а давно знакомые ходы не набивают оскомину, а будят ностальгию. Это вот слизано из «Лица со шрамом»! А тут вот «Неприкасаемые»! Эй, смотрите, «Славные парни» вновь вышли на «Злые улицы»! А теперь добро пожаловать в «Подпольную империю» — ага, серий на пять! И так на протяжении всего двухчасового хронометража: викторина «Угоди пальцем в детство».

Такое вот получилось необязательное, но душевное метакино о собирательном бандите с большим сердцем и каменными принципами, который ребенка не обидит, но гаду, если что, может и в лицо выстрелить. И все о смыслах рассуждает. О правде, свободе да о силе-силушке.

Фото: www.film.ru

Фото: www.film.ru

Где-то мы уже такое видели… Причем не только в кинонаследии с той стороны Атлантики. Бывал у них там, помнится, наездом и русский чудо-богатырь. Тот самый, что в штабе писарем отсиделся, а потом узнал, что у него есть огромная семья. Ну что ж, брат Данила, твоего полку прибыло, принимай пополнение.

Бен в помощь, брат. Бен в помощь.