Премия Рунета-2020
Мурманск
+5°
Boom metrics
Общество20 февраля 2017 9:36

Финишная прямая суда по "Кольской": обвиняют двоих, а надо десяток человек

Родные погибших моряков выступили на прениях перед оглашением приговора
Фото: архив "КП".

Фото: архив "КП".

Хождение по мукам - так можно коротко описать весь судебный процесс по "Кольской". Платформа затонула более пяти лет назад, 1,5 года длятся судебные заседания, а нервы родных и близких погибших и пострадавших моряков звенят натянутыми канатами. У них нет шанса на отдых, ведь громкие слова "всех найдем и накажем", которые так часто звучали сразу после трагедии, стали почти бесследны.

Вина единиц

13 февраля в Первомайском суде Мурманска начались прения сторон. Весь судебный процесс выстроен против бывшего заместителя начальника службы безопасности мореплавания АМНГР Бориса Лихвана и исполняющего обязанности главного инженера АМНГР Леонида Бордзиловского.

Хотя представители потерпевшей стороны считают, что надо копать глубже. Ведь вина лежит на тех, кто допустил, что "Кольская" ушла в море с трещинами и массой опасных дефектов. Совесть должна мучить тех, кто провалил операцию по спасению моряков. Тех, кто знал, что тяжелая из-за груза платформа, где вместо 21 человека экипажа почему-то было почти в 3 раза больше, идет в шторм во время зимней навигации. И это не только компания-судовладелец, но и целый ряд государственных органов. Из 67 человек на "Кольской" 53 не вернулись домой. При том, что некоторые из них смогли добраться до судов, которые пришли на место крушения. Но поднять на борт моряков не смогли... А вертолеты вылетели к СПБУ спустя почти семь часов, когда поступил сигнал с просьбой о помощи.

- Считаю, что в этом судебном процессе не удалось доказать, что вся вина за крушение "Кольской" и тем более гибель 53 человек лежит на обвиняемых Лихване и Бордзиловском. Суд просто пошел на поводу у следствия, сфабриковавшего обвинительное заключение во многом на основе сфальсифицированных следствием материалов с целью исключить из обвинения ряд лиц, причастных к крушению "Кольской", - заявила на первых прениях вдова старшего механика Ильи Карташева Елена Богуш.

Другие родственники с ней солидарны. По их мнению, на скамье подсудимых сидят не самые крупные карты в колоде.

- Гибель Кольской была предрешена чередой грубейших нарушений еще на этапе планирования буксировки. Приведенные факты также указывают, на каком уровне и кем были совершены эти нарушения, и люди, присутствующие в этом зале в качестве подсудимых, никак не могут нести за это ответственность, - выступил сын пропавшего без вести судового врача Николая Свистунова Дмитрий Свистунов.

Шанс, что наказание понесут те, кто тоже виноват в крушении платформы, невелик. Их имена не звучат в обвинении. Просто потому, что неумолимо приближается срок давности. И времени хватает лишь на оглашение приговора Лихвану и Бордзиловскому.

Платформу жалко, а людей?

Болит сердце у близких моряков, которым Охотское море стало могилой, что весь судебный процесс направлен на металл, а не людей.

- Суд рассматривает уголовное дело, бесконечно обсуждая технические детали, достоверно судить о которых могут лишь специалисты – количество и качество трещин в корпусе платформы, скорость буксировки относительно воды или земли, отличия крена от дифферента. Я никак не могу понять: какое отношение все это имеет к гибели моего мужа? Да, причиной крушения платформы мог стать и некачественный ремонт, и образовавшиеся трещины, и разрушения корпуса из-за биения незакрепленных опор при превышения скорости, и многие другие факторы. Но люди погибли из-за того, что их вовремя не сняли с платформы – либо перед буксировкой, либо после получения штормового прогноза, либо после своевременной подачи сигнала СОС, - добавила в своем выступлении Елена Богуш. - Часто говорится о гибели "Кольской", словно это живое существо… А люди остаются за бортом внимания. Но технические причины не возникают сами по себе, они всегда являются следствием принятия людьми тех или иных решений.

Говорил об этом и Дмитрий Свистунов. По его словам, сама платформа была обречена, спасти ее могли только 15 или 16 декабря. А вот вернуть моряков в семьи и дать им шанс встретить старость, можно было и 18, в день трагедии. Но этот момент звучит только от пострадавших. В суде же речь идет о многотонной груде металла, а не спасательной операции.

Нестройный ряд

Первые прения еще раз затронули больную для участников судебной тяжбы тему. Перед лицом беды они должны были бы сплотиться. Но произошел раскол. Часть родных и близких недовольны, что дочери ответственного за буксировку "Кольской" Михаила Терсина Натальи предоставили в зале суда преимущество.

- Нарушение судом принципа состязательности сторон окончательно превратило суд в фарс, ибо позиция потерпевшей оказалась для Дмитриевой очень удобной: обвинение против Терсина в суде не рассматривается, ибо дело прекращено, но в ходе процесса на правах потерпевшей она задавала его участникам массу вопросов, - резала словом Елена Богуш. - В основном они были направлены на то, чтобы затушевать вину отца, увести внимание суда в сторону, навязать обсуждение технических деталей, в которых не сильны ни она сама, ни судья с прокурором, ни адвокаты. Многие родственники погибших изначально считали главным виновником трагедии Терсина как непосредственного исполнителя: он руководил буксировкой, и если бы смог правильно оценить ситуацию и вовремя дать сигнал СОС, то людей можно было бы спасти, сколько бы трещин не было в корпусе платформы.

Дмитрий Свистунов добавляет, что потерпевшей Наталью Терсину, на его взгляд, незаконно признал следователь, а Первомайский суд не стал его отменять. Вышестоящая инстанция, скорее, его изменит, но это уже вряд ли что изменит.

Прения продолжатся 20 февраля. И, хоть приговор Первомайским судом еще не вынесен, известно одно - его уже готовы обжаловать. Гособвинение просит обвиняемым по 5,6 лет колонии-поселения.

Справка "КП"

Суд по СПБУ "Кольская" можно вносить в учебники юриспруденции, как один из самых запутанных и сложных в российской практике.

⦁ Родные и близкие моряков добились переноса судебного заседания с одного конца страны на другой. Изначально, дело было направлено в Поронайский суд на Сахалине, ведь платформа затонула в Охотском море. Но большая часть тех, кто хотел бы присутствовать в зале суда, живет в европейской части России и конкретно в Мурманске. Поэтому после долгих просьб и заявлений десятки томов дела уехали в столицу Заполярья.

⦁ Слово "фальсификация" звучит в деле по "Кольской" очень часто. Сторона потерпевших не раз заявляла, что в материалах не сходятся многие показания, пропадают важные документы, меняют свои слова обвиняемые. Ходатайства о направлении дела на дорасследование, отклонялись судом.

⦁ Порядка не было и в протоколах от следователей. Что ни заседание, оказывается, что появились новые документы "опрошенных" свидетелей, и пропадали реально существовавшие опросы. Центральный районный суд Хабаровска даже возбудил уголовное дело против следователя по особо важным делам Дальневосточного следственного управления на транспорте СК Виталия Фердера, которого обвинили в фальсификации доказательств. Его итогом стал штраф в 100 тысяч рублей.

- Исключительно мягкий приговор за фальсификацию уголовного дела о гибели 53 человек и материального ущерба государству на 100 миллионов долларов, - отмечает Дмитрий Свистунов.