Премия Рунета-2020
Волгоград
+6°
Boom metrics
Общество1 марта 2017 8:27

Признания «дельфинов»: После того, как стала отговаривать подростков от "Игры смерти", потеряла сон

«Комсомолка» внедрилась в стаю виртуальных спасателей и поняла, что это тоже опасная игра
Авторы (2):
Елена РЫЖАЯ
KP.RU
Наш Кирилл снова в игре, только теперь на "светлой стороне".

Наш Кирилл снова в игре, только теперь на "светлой стороне".

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Часть вторая. Начало расследования читайте здесь.

Киты породили дельфинов. Что еще за бред, скажете вы. Но в виртуальном мире, куда наши дети бегут от суровой и не всегда дружелюбной к ним реальности, возможно все, и играют здесь по своим правилам. Нам остается только молиться, чтобы ребенок из этого моря выплыл живым и со здоровой психикой.

Итак, в прошлой части нашего расследования корреспондент «Комсомолки» притворился китом – подростком, который решил сыграть в смертельную игру, конечным итогом которой станет суицид. До греха мы, конечно, доводить не собирались. Задачей было внедриться, разузнать правила, вывести на чистую воду так называемых кураторов – отморозков (простите), подталкивающих детей к самоубийству.

Напомним, тогда все закончилось тем, что придуманному мной 16-летнему Кириллу пригрозили убить родных, когда он заявил о выходе из игры. Надо сказать, что претворять в жизнь угрозы никто не спешил. А я задумалась о другом: когда я поставила статус «Я в игре», большинство из откликнувшихся были не кураторы, жаждущие отправить меня на то свет, а дельфины. Так в игре называют тех, кто отговаривает подростков от суицида. Их гораздо больше. Что движет этими "морскими спасателями"? Праздный интерес, собственные «грабли»? Или в современной жизни школьников нет места подвигу, а так хочется почувствовать себя если не Тимуром, то кем-то из его команды?

Так и быть, мой Кирилл снова в игре.

ДЕЛЬФИНЫ: НАСТОЯЩЕЙ ИГРЫ НЕТ

В этот раз мы с ним на светлой стороне, и я пытаюсь внедриться в команду дельфинов. Найти их просто. В соцсетях полно групп типа «Хватит умирать», «Море дельфинов», «Антикиты». В одной из них натыкаюсь на такую информацию: «Настоящей игры нет! Кураторов «Синего кита» давно посадили, а на детях эмоционально наживаются больные люди».

Вот те на! А как же десятки случаев суицида и официальные расследования? Ведь есть и кураторы, которых до сих пор ловят, и подростки, которые реально умирают. Или суицидальный квест и, правда, как зомби-вирус: очаг заражения локализовали, но зараза вопреки здравому смыслу и закону самосохранения захлестнула самых нездоровых пользователей?

СМЕРТЬ ОНЛАЙН ИЛИ ПОЛЮБИТЕ МЕНЯ

«Она сказала, что ночью всё случится, и она умрет. На сообщения больше не отвечает», - пишут участники одной из групп «Громкий дом».

Речь о 14-летней Соне. Несколько дней подряд десяток дельфинов пытались отговорить школьницу от суицида, обсуждали на стене план спасения, умоляли жить. Но Соня отчаянно выкладывала мрачные фотографии с крыши дома и демонстративно отсчитывала дни до суицида. И все, оффлайн.

Дельфины не дремлют.

Дельфины не дремлют.

Следом на странице москвички Сары, за жизнь которой также боролись несколько ребят, появились скорбные послания о ее трагичной гибели. И этот конвейер онлайн-смертей не останавливается ни на секунду: кто-то умирает, кто-то только начинает игру «Синий кит», а кто-то отговаривает.

- Это тяжелый случай, - рассказывает 41-летняя Елизавета о Даниле. Судя по профилю, подросток шестой день режет руки, а на уговоры прекратить отправляет провокационные селфи с высотки. - До него не достучаться. Ему нравится, когда мы ему пишем, да он просто издевается над нами!

И вот она суть: большинство китов – фейки, лишенные любви и внимания в реальности («Пусть хоть кто-то поплачет после моей виртуальной смерти», - думают они). Большинство дельфинов – люди с «синдромом спасителя» («Он без меня непременно умрет!»)

И пока одни дети (и взрослые) помогают друг другу чувствовать себя нужными, превратив игру в мейнстрим, другие нарываются на реальных социопатов и становятся их жертвами.

ИСПОВЕДЬ КИТА: Я БОЛЕН РАКОМ

Черный Кит, он же 18-летний Костя, играл и даже дошел до 22-го уровня, когда его фейковую страницу нашли дельфины. Нашли и атаковали. Это было первое задание меня-Кирилла. По образованию я не психолог, но собеседником себя считаю неплохим. «Перейти к чату с Константином?» предлагает сайт ВК. Да!

- Ты реально в игре или ради интереса?

- Реально! Достали меня жизненные тяготы. Хочется просто лечь и больше не встать, - нагнетает Костя.

- А как ты сам относишься к тому, что дети, не имея проблем и болезней, кончают с собой? Просто интересно.

- (непечатное слово) потому что! Ради интереса они играют!

По рассказам Кости, он в депрессии, и «никаких сил и желания что-либо делать» у него не осталось. Поступил в универ после школы и забросил, с друзьями общается мало, зато его куратор охотно выслушивает излияния парня, а взамен просит всего-то выполнять условия игры.

- Задания, особенно по утрам, рассчитаны на подростковую психику. На меня они не действуют, - заявляет кит.

- Думаю, ты и не собираешься выполнять последнее по этой причине.

- Собираюсь.

Костя болен раком, и все уговоры кураторов ему до лампочки. Он и без них устал жить.

Костя болен раком, и все уговоры кураторов ему до лампочки. Он и без них устал жить.

Я заранее знаю (дельфины доложили), что Костя болен. Он и сам после наводящих вопросов не отрицает:

- У меня рак легких, четвертая стадия.

Тот подлец, скрывающийся за маской куратора, просто пользуется депрессией парня и воплощает в жизнь свой страшный план (конечно, при условии, что по ту сторону экрана – реальные люди)…

«НЕ НАЙДУ КУРАТОРА – МЕНЯ УБЬЮТ»

- Это очень тяжело - с ними общаться. Приходится быть психологом, и самое главное - не опускать руки, когда не получается. Бывают случаи, когда киты не отвечают, и это мучает насколько дней. Я уже стала плохо спать по ночам, все время думаю о них, - рассказала Елизавета, которую прошу научить быть дельфином.

Психологи предупреждают, что такие игры опасны для всех участников.

Психологи предупреждают, что такие игры опасны для всех участников.

Секретами непростого ремесла делится неохотно, будто не доверяет или, что уж там, выдумывает. А вот 19-летний Василий более болтливый:

- Ссылки на страницы китов мы выкладываем в свои группы и потом массово пишем в личку. Желательно иметь пару страниц для этого. Старайся не надоедать. Сделай так, что бы человек понял: он кому-то нужен. Высылай ему стихи о смысле жизни.

Легко сказать – помогай. А вдруг не получится? Вообще, чем больше я общаюсь с китами и дельфинами, тем острее понимаю, что мир с сошел с ума. Обращаюсь к 18-летней Мае из той же компании дельфинов:

- Я даю липовые задания. Вроде нарисовать фломастером кита, прислать фотографию. Дети думают, что играют реально и отвлекаются. Я вообще психолог. Для меня это хорошая практика, - откровенничает девушка. И следом противоречит себе: - Вообще такие тренировки заканчиваются смертью, если что!

Уговорила – отговорила. Чтобы быть полезной, нахожу группу смерти и кидаю ее Мае (уж ей-то виднее, что с ней делать). Однако любые ссылки в «Синем ките» – это табу. Игроки говорят, что так вычисляют адрес пользователя, а потом угрожают ему расправой. Мою собеседницу это разозлило, и она раскрыла карты. Никакой она не дельфин.

- Я хакер. Я сейчас играю в кита, потому что мне нужен главный куратор! У меня приказ. Если я провалю задание, меня могут убить. Еще чуть-чуть, и я его достану, а потом покалечу, поломаю ребра и сдам!

Не знаю, как называют еще и таких тайных агентов в виртуальном море, но мне уже точно не по себе.

ТВОЯ ТЕРРИТОРИЯ

Но надо отдать должное тем, кто все-таки ответственно подходит к миссии дельфина. Эти ребята ежедневно блокируют десятки групп смерти, страниц кураторов и китов. Участникам игры приходится заново создавать профили или ждать разморозки, что значительно усложняет квест, да и острота ощущений теряется.

Каждая ликвидированная группа советует обратиться в сообщество «Твоя территория. Помощь подросткам онлайн» с гиперссылкой. Тут работают психологи на условиях полной анонимности. Им можно написать на почту, на сайт и позвонить.

Послесловие

Напоследок мне-Кириллу пришло заманчивое предложение снова стать китом (ох уж это черное прошлое). Прежде, чем согласиться, я требую портфолио куратора. 26-летний Андрей, по образованию психолог, местом жительства указал мертвый город Припять. Без зазрения совести признался, что «уложил» 149 китов (то есть как минимум давал задания такому количеству людей!)

- Что ты чувствуешь, вынуждая кита причинять себе боль, манипулируя им?

- Я чувствую радость, он ведь получает то, что хочет.

Отправляю жалобу на него дельфинам. А с меня маньяков хватит. Мы с Кириллом выходим из игры. А то уже тоже ночами не спится.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Неумелые действия «спасателей» могут наоборот подтолкнуть к суициду!»

Михаил ВИНОГРАДОВ, руководитель центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, профессор психиатрии:

- Каждый реализует себя в том или ином виде. И те, кто спасает, и те, кто подталкивает. Они реализуют свои собственные обиды, непонимание общества, нелюбовь. Но если человек не имеет опыта психологической работы, образования в этой области, то лучше не отговаривать, а обратиться к специалистам: в полицию, к психиатрам. Необдуманные действия могут наоборот подтолкнуть подростка к суициду. Самодеятельность, лишний совет, скорее, дадут обратный эффект. Это опасные игры.

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

А давайте просто помолчим

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования

Снова чуть ли не каждый день по телевидению, в интернете: «Караул, «группы смерти»! Огненные феи! Смертельные «синие киты»!» И уже не разобрать, что происходит на самом деле, а что раскручивают для поднятия собственного рейтинга СМИ.

Одни играют в самоубийства, другие - в их спасателей, третьи - в то, что обличают интернет-зло. Мое же предложение банально: давайте оставим смертельные игры специалистам - в Следственном комитете есть специальная группа, есть психологи, которые работают с завсегдатаями ВКонтакте, школьные учителя и воспитатели сейчас получили во многих городах подробные инструкции, как выявлять и работать со школьниками, заигравшимися в морских животных. Давайте только не нагнетать!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За выход из «Игры смерти» корреспонденту «КП» пригрозили убить родных

«Комсомолка» прошла задания суицидального квеста, чтобы понять, кто толкает наших детей на отчаянный шаг (читатйте далее)

Новые "Группы смерти" в интернете: «Синие киты» провоцируют детей на самоубийства

Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара (читать далее)