Московские центральные диаметры дотянут до Смоленска и Костромы. Фото: Сергей ВЕДЯШКИН/Агентство «Москва»
Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает 1,5 млн км. Много? Еще бы! А, с другой стороны, нам точно есть куда расти. В Индии и Китае, например, около
5 млн км дорог, в США больше 6 млн км. Причем в развитых странах упор делают как раз на скоростные трассы (где можно ехать только быстро, а остановка запрещена). В Транспортной стратегии РФ отмечено, что в нашей стране доля скоростных дорог составляет менее 0,5% от общей протяженности, что в разы меньше, чем в других развитых странах.
Что будет дальше? Сейчас темпы строительства новых трасс растут (см. «Только цифры»). А до 2030 года правительство планирует почти вдвое нарастить общую протяженность скоростных автомагистралей - с нынешних 6 тысяч до 11 - 12 тысяч. Причем 7 тысяч км из них будут платными (сейчас менее 3 тысяч).
Один из самых масштабных проектов на сегодня - прокладка скоростного транспортного маршрута «Россия», протяженность которого от Санкт-Петербурга до Владивостока составит 12 тысяч км. Открытая в конце прошлого года магистраль М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань -
часть этого маршрута. И уже сейчас благодаря М-12 время в пути между Москвой и Казанью (расстояние 810 км) сократилось вдвое - примерно до 7 часов. В этом году магистраль дотянется до Екатеринбурга (это еще 800 км), в следующем - до Тюмени. Дорога пройдет по восьми регионам.
- Трасса будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и росту компаний в промышленности, в сельском хозяйстве, в логистике, в сфере услуг. Так всегда бывает: дорога появляется - сразу жизнь бьет ключом, - сказал Президент РФ Владимир Путин в февральском Послании Федеральному Собранию (развитию транспортной инфраструктуры он уделил в своей речи большое внимание).
Высокоскоростные магистрали.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
«Дорога, которая может испортить весь отпуск», - так называют автомобилисты 170-километровый отрезок пути от поселка Джубга в Туапсинском районе до Сочи. В сезон езда по живописному серпантину трассы А-147 с его постоянными спусками, подъемами и заторами может отнять весь день.
Новая дорога, запустить которую планируется уже к 2028 году, сократит время в пути до Сочи до полутора часов. Пройдет она от поселка Горячий Ключ - съехав там с трассы М-4, можно будет прямиком добраться до Туапсе. А дальше с ветерком катиться вдоль Черноморского побережья до Адлера по четырехполосной дороге.
Попутно будут построены новые дороги в обход прибрежных городов и поселков (Туапсе, Лазаревское и др.), возведены новые мосты и тоннели. В «Автодоре» сообщают, что государство профинансирует строительство, которое выльется в сумму не менее 1,5 трлн рублей, на 50%, остальное - заемные средства. Поскольку дорога должна быть платной, расходы со временем окупятся.
Президент также пообещал, что за шесть лет в России будет построено более 50 обходов городов. Росавтодор уже ведет работы по обходу Хасавюрта, Махачкалы, Дербента, Новороссийска, Саратова, Волгограда. Также будут построены обходы городов на протяжении транспортного коридора «Запад - Восток»: Челябинск, Омск, Новосибирск, Иркутск и т. д.
2 часа 15 минут - именно за это время поезд пролетит расстояние между Москвой и Петербургом! Ходить поезда должны каждые 10 - 15 минут - как электрички. Запущена дорога может быть уже в 2028 году.
Такая схема организации высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом была утверждена на совещании, которое проходило с участием Владимира Путина в феврале.
Но направление Москва - Санкт-Петербург не единственное. В планах правительства - прокладка ВСМ из столицы в Казань и на Урал, в Ростов-на-Дону и на Черноморское побережье, а также в Смоленск, Минск и Рязань. Согласно планам, до Казани из Москвы можно будет доехать за 3 часа, до Адлера - за 7,5 часа (см. карту).
Каждые 4 года должно вводиться в строй 700 - 800 км ВСМ. До Воронежа и Казани магистрали дотянутся к 2035 - 2036 годам, до Адлера - к 2040-му, до Рязани - к 2045-му.
Возведение основной ветки от Санкт-Петербурга до Подмосковья потребует 1,755 трлн рублей и будет профинансировано с привлечением частного капитала. Выходы из Москвы построит компания РЖД на собственные средства (221,5 млрд рублей).
Только цифры.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
ВАГОНЫ - В ПУТЬ
От Москвы до Адлера за 7,5 часа и другие железнодорожные мегапроекты.
Поезда для ВСМ будут собирать исключительно в России - на базе предприятий «Группы «Синара» (сюда входят, в частности, «Уральские локомотивы») и «Трансмашхолдинга».
Строительство легендарной Байкало-Амурской магистрали началось ровно 50 лет назад. Но для магистрали такого масштаба это возраст младенческий. Там все только начинается, особенно после разворота России в сторону Востока и глобальной реконструкции, которая началась на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях в 2013 году.
Заявленная цель модернизации Восточного полигона (так называют БАМ и Транссиб) - многократное увеличение экспортного потенциала России. Но попутно страна выполняет решение и других задач - освоение крупных месторождений полезных ископаемых Дальнего Востока и Восточной Сибири, формирование спроса на продукцию российских предприятий металлургии, машиностроения, строительной отрасли, увеличение пассажиропотока, создание новых рабочих мест, ускоренное развитие территорий, по которым проходит магистраль.
В этом году стартовал уже третий этап реконструкции. За 8 лет появятся три сложных тоннеля и новый железнодорожный мост в Комсомольске-на-Амуре. Стоимость третьего этапа составит около 3,7 трлн рублей.
- В свое время мы, извините за моветон, зевнули немножко, вовремя кое что не сделали, но ладно - теперь должны наверстать и наверстаем. До 2030 года их пропускная способность (железных дорог Восточного полигона. - Ред.) возрастет со 173 до 210 млн тонн в год, - заявил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.
ЭХ, ПРОКАЧУСЬ!
«Может, и до нас когда-нибудь метро дотянут?» - долгие годы вздыхали жители ближайших к Москве областных центров. Ведь многие из них тесно связаны со столицей: кто-то там учится, кто-то работает, у кого-то живут родственники. Но путешествие в Москву, если ты живешь от нее в 150 - 250 км, отнимало немало времени и сил.
И вот, похоже, решение найдено. Московский городской транспорт все-таки дотянулся до близлежащих регионов своими щупальцами - речь пока не о метро, а о Московских центральных диаметрах (МЦД), которые получат статус транспорта федерального значения. МЦД станут основой для того, чтобы соединить современными электричками столичный регион с Ярославской, Тверской, Калужской, Владимирской и другими областями. Вся эта сеть будет объединена в Центральный транспортный узел.
Согласно перспективному плану развития, первый диаметр продлят до Калязина, Можайска, а в будущем и до Смоленска. Диаметр D2 соединит Москву со Ржевом и Тулой, D3 - с Тверью и Рязанью, D4 - с Иваново и Калугой. Пятый диаметр (он сейчас только проектируется) дотянется до Новомосковска и Костромы. Таким образом, система МЦД распространится на 11 крупных регионов. Реализовать проект планируется уже к 2030 году. А расплачиваться пассажиры смогут московской картой «Тройка», причем затраты на дорогу должны быть значительно ниже, чем сегодня.
Центральный транспортный узел.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
- Сообщение между Москвой и близлежащими областными центрами сейчас недостаточное, - считает Алексей Колин. - Нужен интервал движения хотя бы один час, а у нас сейчас на маршруте Москва - Владимир, например, всего три пары электропоездов в сутки. Надо, конечно, больше.
- А не случится ли так, что Москва полностью вытянет из небольших городов вокруг экономически активное население, которое будет искать работу только в столице?
- Мировой опыт показывает, что при интенсивном сообщении между крупными мегаполисами и близлежащими городами последние от этого только выигрывают. Потому что людям уже не нужно переезжать в крупные города на ПМЖ, где так дорого стоит купить или арендовать недвижимость. Они приезжают на работу в большой город вахтовым методом, оставаясь жить в своем небольшом населенном пункте. Там они и тратят свои деньги, поддерживая местный бизнес и экономику. Но важно развивать межрегиональное сообщение не только в центральных регионах. Очень нужно регулярное скоростное сообщение между Челябинском и Екатеринбургом, Новосибирском и Новокузнецком, Ростовом и Краснодаром.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Нужно больше трасс на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке
Заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» Российского университета транспорта Николай Лушников:
- В Китае сейчас до 200 тысяч км дорог строят ежегодно, это в 100 раз больше, чем в России. В советские времена в стране появлялось 15-18 тысяч км новых дорог в год (на долю РСФСР в 1960-80 годы приходилось в среднем 10 тысяч км, - Ред.). Хорошо бы хотя бы к этим цифрам приблизиться. Особенно нужны дороги на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Нам надо больше думать не о транзитных транспортных коридорах через территорию страны, а строить дороги к нашим промышленным центрам, чтобы там развивалось производство. При этом где-то современных дорог не хватает, где-то мы строим дублеры уже существующим хорошим трассам, как, например, трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург», которая идет параллельно М-10. Но интенсивность движения по М-11 при этом ниже расчетной, а М-10 перегружена. Все дело в цене проезда. Так что и дороги-дублеры нужны, но следует все-таки не только о деньгах думать, а системно и комплексно подходить к решению вопросов транспорта – учитывать и распределять автомобильные потоки, в том числе, используя грамотную ценовую политику.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Лучше поздно, чем никогда
Руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта Алексей Колин:
- Высокоскоростные магистрали стране очень нужны, по-хорошему их надо было строить еще в конце 1980-х, но лучше поздно, чем никогда. Сейчас есть серьезный дефицит билетов на скоростные поезда «Сапсан», которые курсируют между Петербургом и Москвой. Появление ВСМ кратно увеличит провозную способность, повысит уровень комфорта и качество обслуживания, даст импульс развитию других видов перевозок. Грузовые составы сейчас из-за «Сапсанов» вынуждены делать большой крюк, теперь они смогут курсировать по существующей железнодорожной ветке. Снимется часть нагрузки и с автомобильной трассы между столицами.
- Но все-таки железнодорожное сообщение между столицами и так довольно развито. Может, начать все же стоило бы со строительства ВСМ из Москвы в сторону Черного моря?
- На южном направлении проблема дефицита провозной способности стоит остро, особенно сейчас, когда аэропорты там закрыты, - соглашается эксперт. - Но главное - начать. В идеале можно было бы строить ВСМ одновременно на север и на юг, вот только хватит ли строительных ресурсов на два таких проекта? Опыт других стран показывает, что, когда появляется одна высокоскоростная магистраль, очень скоро начинают возводиться и следующие - возникает на них спрос.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Центробанк объявил войну кредитам ради стабильности экономики России (подробнее)