Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды22 апреля 2024 15:17

Опасался женской логики, следовал графику и не любил пива: Как жил и творил философ Иммануил Кант

22 апреля исполняется 300 лет создателю «Критики чистого разума»
Восковая фигура философа Эммануила Канта в Калининградской музее.

Восковая фигура философа Эммануила Канта в Калининградской музее.

Фото: Shutterstock

22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант. Каким сегодня он видится сегодня? Дипломированным философам все равно, они выше этого, а людям, которые фамилию-то знают, но пока теряются в правилах написании имени «Иммануил», приходится тяжко.

Сперва расскажу старый анекдот:

Урок труда у девочек, тема - шитье. Учительница говорит:

– Девочки, мы сегодня изучаем выворачивание канта наизнанку.

Леночка поднимает руку, встаёт и спрашивает:

– Марь Иванна, это как? Звёздное небо внутри нас и нравственный закон над головой?

Это очень популярная шутка. Бородатая шутка. Еще одна бородатая шутка: «Вчера стирала пододеяльник в машине и поняла, что такое вещь в себе».

Большого количества анекдотов не возникло, полагаю, потому, что редкие смеющиеся вряд ли могли сразу обсуждать эмпиризм, имманентность и кант его знает, что еще. Императив, например.

Генрих Гейне про Канта писал, что невозможно ничего написать про жизнь Канта, поскольку и не было у него жизни. Не было, неужели? Так что знаем мы? Кроме того, что в городе Калининграде (бывшем Кенинсберге) какой-то отморозок на стене написал корявыми буквами: «Кант – лох».

Мои мысли – мои скакуны

18 век, 1724 год, прусский город Кенигсберг. 22 апреля рождается мальчик в семье шорника. Шорник – это мастер такой, который изготавливает упряжь для лошадей. Уздечки, седла, шоры те же самые… Шорник был довольно успешен, женат на дочери другого шорника, которая родила ему множество детей, быстро и болезненно покинувших этот мир. Иммануил Кант с младенчества, просто по праву рождения, был зачислен в гильдию шорников. Людей, которые готовят все, что обуздывает лошадей. Так что мысли-скакуны у Канта были очень упорядочены в дальнейшем.

Следи за собой, будь осторожен

Семья беднела медленно, но верно. В какой-то момент дом Канта официально был признан бедным (отец старел, мать умерла, еще пожар был, был и новый дом). Зачислили в реестр бедных ремесленников, помогали дровами, снизили налоговую ставку. Потом мальчик получил шанс поступить в престижную гимназию. Он ненавидел ее, но изучил латынь, немного французского, основы английского языка. Одна из причин ненависти была такая: ученики этой гимназии должны были ежедневно вести дневник. В дневнике надо было вести «учет души». И фиксировать. Для Канта эта постоянная слежка за собой была неприемлема.

Его университеты

Университет был один – в Кенигсберге. Там была свобода, которой он не очень пользовался. Он просто ее ощущал. Никаких пирушек и резвой жизни. Только учеба. Потом умирает отец, денег как не было, так и нет. Начинаются частные уроки, и ради этого он выезжает из Кенигсберга. Позже покидать родной город он пытаться не будет. Будет бороться за место профессора, и вся история с войной Пруссии и России особенно его не затронет. Он даже письмо Екатерине Второй напишет, с просьбой о месте в университете. 4 года Кенигсберг был русским, и многие русские офицеры даже посещали лекции Канта, но все это проходило как-то на заднем плане, на котором была целая эпоха, в которой Канта практически не было.

Не заразитесь женской логикой

Он дважды собирался жениться и не собрался. У него изначально было слабое здоровье, но он прожил почти 80 лет. Он был на званых вечерах, даже блистал, хотя все считали его не очень красивым. Впрочем, и званые вечера были весьма провинциальны, а одна из дам, почтившая своим вниманием Канта, писала ему письма с орфографическими ошибками. У нее ничего особенного не вышло, и Кант прослыл женоненавистником. Что подтверждал и в высказываниях, называя брак рабством. Женщин же он считал существами, не способными логически мыслить. Рецепт один – отойти в сторону, чтобы не заразиться.

Был момент, когда Кант в Кенигсберге оказался практически рок-звездой. Его работы мало кто мог прочесть и осмыслить, но это добавляло загадочности персонажу. В городе его знали все, и все делали вид, что понимают хоть что-нибудь. С другой стороны, если уж Генрих Гейне, которому было семь лет, когда Кант умер, так сильно спустя годы реагировал на упоминание философских трудов чудака из Кенигсберга (не любил Гейне «Критику чистого разума», что тут поделаешь?), то становится понятным: слава была такой, что ни один человек в городе не мог подобной похвастаться.

График не на фиг

Он был узнаваем. Человек, ненавидевший дневник в гимназии и самокопание, придумал для себя график. График, практически исключавший вмешательства извне. Как ни странно, этот график как раз извне был особенно интересен: выход из дома в определенный час на прогулку по определенному маршруту. Те, кто в дом были вхожи, знали и другие правила. В пять утра встать после семичасового сна, надеть колпак, а сверху – маленькую треугольную шляпу. Работать до семи в кабинете. Прочитать лекцию. Без пятнадцати час начать одеваться к обеду, пообедать и пойти на прогулку. Его прогулки стали настолько известными, что на пути Канта стали караулить местные попрошайки. На прогулках он дышал носом. Считал, что это правило гигиены.

Что же касается обеда, то это был единственный прием пищи, с тремя блюдами. В остальное время был слабый чай, а за обедом – полбутылки французского вина (философ предпочитал медок). Пива не любил. Часто приглашал друзей, но при условии, что за едой никто не будет говорить о философии. Сам страдал, когда видел, что кому-то может быть нанесен вред.

Одна история: слуга разбил бокал во время обеда. Осколки стали настоящей проблемой: Кант боялся за гостей, за слугу, и начал сам собирать осколки. Завернул в бумагу, а потом вместе с друзьями пошел в сад, чтобы закопать стекло и не причинить никому вреда. Копал сам. Гости наблюдали в изумлении.

А распорядок дня он изменил однажды только потому, что читал роман Руссо «Эмиль». Не получилось проспать положенные 7 часов.

Эй вы там, за окном! Не топочите, как слоны!

Единственное, что побуждало его поменять нечто, например, место жительства – шум во время работы. Кабинет Канта должен был быть в звуковой изоляции. Однажды ему мешали польские лодочники, потом Кант пытался выкупить у соседа орущего петуха, но сосед не согласился, а Кант переехал. Дальше была городская тюрьма, в которой заключенные должны были время от времени петь что-то религиозное. Кант даже бургомистру писал, требуя оградить его «от громогласного благочестия этих ханжей». Кант изящно спросил, неужели души заключенные будут в опасности при закрытых окнах. Смешно, но Канту уступила администрация, только потом рядом с домиком Канта начали устраивать танцы. Не знаю, что за дискотека была тогда в Кенигсберге, но справиться с нею было сложнее, чем с тюрьмой.

Свобода у кончика носа

В общем-то, в целом, про Канта есть в истории много милых и необязательных пустяков. Такое рассказывают про какого-нибудь профессора Степана Семеновича, который всегда выходит из подъезда с папкой подмышкой. Ни одна из этих историй не объясняет, как родились философские труды Канта, почему Кант до сих пор вызывает интерес, из-за чего Калининград – это город янтаря и Канта. Первое же, что приходит на ум!

И читается сложно, и понимается с трудом, но из обязательного чемоданчика общих знаний не исчезает. Лично мне же дорога одна фраза. Весьма простая: «Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека».

И эту свободу он чтил всегда. И уходя, не дожив совсем немного до своего восьмидесятилетия, слабый и немощный, он произнес только слово «Хорошо».

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Трагическая судьба Евгения Кунгурова - полуфиналиста шоу «Голос». Почему и отчего на самом деле погиб артист (подробнее)