Премия Рунета-2020
Севастополь
+16°
Boom metrics
Общество29 августа 2020 12:40

Как Севастополь мог превратиться в «ножку гриба»: уникальные записи о восстановлении города после сильнейшего землетрясения 1927 года

93 года назад в Крыму и Севастополе произошло самое разрушительное за многие десятилетия землетрясение, о котором в архивах осталось немало любопытных фактов
Так выглядел один из дворов на Охотской улице в Севастополе после первого толчка. Фото из Собрания Института физики Земли РАН (Москва)

Так выглядел один из дворов на Охотской улице в Севастополе после первого толчка. Фото из Собрания Института физики Земли РАН (Москва)

Море «вскипело»

Мощное землетрясение в восемь баллов произошло в ночь с 11 на 12 сентября 1927 года.

Главный архивист отдела информации и использования документов городского архива Марина Соловьева рассказывает:

- Несколько эпицентров располагалось в Черном море, по линии вдоль Южного берега Крыма от Алушты до Балаклавы. Между мысом Лукулл и Севастополем, в 48 километрах от берега, на глубине около 200 метров произошел мощный выброс сероводорода, который сопровождался «вскипанием моря», появлением огненного столба высотой 500 метров и шириной до 3 километров, - говорит Соловьева.

В тот день в Севастополе и Балаклаве было разрушено 1200 зданий. Один человек погиб, а 400 получили различные травмы. Сотни севастопольцев остались без крыши над головой.

Стихия нанесла ущерб в размере 8-9 миллионов рублей. Фото из собраний Севастопольского городского архива

Стихия нанесла ущерб в размере 8-9 миллионов рублей. Фото из собраний Севастопольского городского архива

Похоже на тяжелый грузовик

В архивных данных есть впечатления очевидцев того ужасного дня.

«Большая группа, живописно расположившись на пригорке в Форосе, внимательно слушала лектора. Вдруг все почувствовали какое-то странное дрожание земли, казалось, близко едет грузовик. Через несколько секунд земля начала колебаться. Стоявшие попадали, спавшие были подброшены и ничего не могли понять. Земля глухо рокотала и все время волновалась. Вдруг раздался страшный грохот, заглушивший все. Послышался треск. Сквозь листву деревьев был виден столб поднявшейся пыли и слышался шум горного обвала со стороны Байдарских ворот.

Началась паника, и по волнующейся еще земле все бросились врассыпную, боясь быть придавленными горным обвалом. Несколько секунд - и все стихло. Облако желтой пыли окутывало гору. Часть экскурсантов, бывшая в другом месте, видела редкую картину обвала. В Форосе у главного здания санатория дом во многих местах дал трещины, местами осыпалась штукатурка, кое-где сорвались карнизы, упала ваза, украшавшая крышу».

Вот еще одно воспоминание:

«Я лег в кровать ровно в 12 часов ночи и начал читать. Через несколько минут я обратил внимание на легкое дрожание своего довольно неустойчивого парусинового ложа и на мерные покачивания трости, повешенной на гвоздь над моей кроватью. Я не обратил особого внимания на эти явления, хотя в то же время почувствовал легкое головокружение. В 12 часов 13 минут начались отдельные раскаты, гул которых сначала напоминал приближающийся тяжелый грузовик, а затем мимо проходящий поезд. Через 5 секунд гул усилился до сильного грохота, который ворвался в комнату и вызвал жуткое ощущение колебания всех стен, пола и потолка. Схвативши горный компас и часы, я выбежал на крыльцо и начал наблюдать падение отдельных камней с руин башни древнего Херсонеса. Все обитатели дома вскочили с кроватей и в полном дезабилье стремительно бросились во двор. Однако колебания почвы в это мгновение прекратились. Продолжительность главного периода колебания почвы оказалась всего 12 секунд.

Выйдя вторично во двор, мы отправились к руинам городской стены древнего Херсонеса и при ярком свете полнолунья наблюдали, как отвалился значительный объем кладки высокой башни и с грохотом упал в ров».

«Ножка гриба обломается, и Крым уйдет под воду»

Несколько дней после землетрясения местные жители боялись возвращаться в свои дома. А вдруг еще раз будет тряска...

Многие ночевали под охраной патрулей на Приморском и Историческом бульварах, в скверах, во дворах домов, на открытых площадках . В начале октября немало было и тех, кто решил бежать из Севастополя на материковую часть России. Люди боялись повторных толчков.

В протоколах заседаний Севастопольской чрезвычайной комиссии, где рассматривались вопросы о выделении средств на выезд из города и Крыма, в качестве уважительной причины для предоставления помощи принимались не только потеря жилья, полученные травмы, но и «нервные расстройства вследствие землетрясения».

Среди населения нарастала паника, мол, апокалипсис близко. Севастопольцы передавали друг другу информацию о том, что Крым вот-вот уйдет под воду.

«По своему геологическому строению Крым похож на гриб, стоящий на тонкой ножке, и в результате воздействия дальнейших подземных толчков эта «ножка» непременно должна была «обломаться», - такая версия звучала на каждом углу.

Дом стоял на болотистой местности, поэтому сильно пострадал. Фото из Собрания Института физики Земли РАН (Москва)

Дом стоял на болотистой местности, поэтому сильно пострадал. Фото из Собрания Института физики Земли РАН (Москва)

Власти вынуждены были распорядиться, чтобы в клубах, кинотеатрах, на агитплощадках проводились разъяснительные лекции, чтобы подавить панических настроения.

И постепенно народ успокоился.

Ущерб на 9 миллионов

Уже на следующий день, после случившийся трагедии была создана специальная комиссия, которая взяла на себя обязательства подчитать ущерб, причиненный стихией, составить реестр зданий, которые вот-вот рухнут, а также перечень необходимых работ по восстановлению города.

Выяснилось, что на восстановительные работы необходимо от 8 до 9 миллионов рублей.

Севастопольский городской Совет распорядился принять меры, чтобы обеспечить горожан бесперебойным снабжением водой и светом.

Кстати, работа техников «по осмотру зданий, разрушенных и поврежденных землетрясением» оплачивалась в размере 70 копеек за каждый осмотренный дом. Но сложность заключалась в том, что специалистов не хватало. Их искали, как собаки трюфели, но...

- Дайте мне специалиста! – требовал начальник 8-го участка Южной железной дороги в Севастополе. – Вы что, не понимаете, что при повторных толчках беседка (на месте 1-го бастиона) с этими ужасными трещинами рухнет прямо на железнодорожные пути!

«Только в середине октября районный инженер Новоуспенский предоставил отчет. По его данным, 55 зданий нуждались в ремонте, на что потребовалось 93 828 рублей. В первую очередь обследованию и восстановлению подлежали жилые помещения, здания промышленного, производственного назначения. А памятники истории и культуры вносились в перечень объектов, подлежащих восстановлению во вторую очередь».

В новом жилье отказано

В архивных документах можно найти и такую информацию: «за неполные четыре недели в городе были мобилизованы все сохранившиеся здания, учреждения переведены в торговые помещения, вступил в силу строжайший запрет их самовольного расширения за счет жилой площади, проводилась массовая проверка по выявлению «скрытой жилой площади». Всего в распоряжении комиссии для размещения потерявших кров на 4 октября 1927 года было 20 торговых помещений на 200 человек, 20 палаток на 80 человек, 6 гостиничных номеров, 182 комнаты на 520 человек.

При рассмотрении заявлений о предоставлении жилья в первую очередь удовлетворялись заявления граждан, потерявших жилплощадь вследствие землетрясения, демобилизованных из рядов Красной Армии и Флота, командированных в Севастополь на службу, а также лиц, выселенных из их квартир по суду вследствие перемещения туда организаций и учреждений».

Из 100 заявлений на предоставление квартир члены комиссии посчитали обоснованными только 70.

Вот еще интересный факт из архивных данных. Новое жилье могли тогда и не дать, если гражданин предоставил недостоверные данные о степени повреждения своего жилища или по другим причинам. Вот один из описанных случаев.

Церковь Двенадцати Апостолов в Балаклаве. Фото А. Никонова

Церковь Двенадцати Апостолов в Балаклаве. Фото А. Никонова

«...Гражданину Ускову, участнику Гражданской войны, чья комната пострадала и была не пригодна для проживания, предъявившему дополнительно и «справку от врача по нервным болезням» Нильсена, был выдан ордер на получение другой квартиры. Однако правление жилищного арендного кооперативного товарищества отказало обладателю ордера в праве на вселение в предоставленную квартиру на том основании, что «он – торговец (что подтвердилось)», проинформировало об этом Чрезвычайную комиссию по ликвидации последствий землетрясения, после чего при повторном рассмотрении его заявления комиссия приняла решение: «Гр-ну Ускову в квартире отказать».

В комиссию обратился также заводской комитет «Севморзавода» с просьбой оказать помощь рабочим, желающим выехать из Крыма в связи с землетрясением. Но им также было отказано на том основании, что «потерявшим квартиры будут предоставлены другие жилища».

Надбавка на билеты в кино и театр

Деньги на восстановление города после землетрясения решили найти и таким способом: от 16 сентября 1927 года было объявлено постановление о том, что вводится надбавка на билеты для входа «в места публичных зрелищ и увеселений».

Так, с 20 по 28 сентября 1927 года Театрально-художественным объединением Севастополя, за счет отчисления установленных надбавок на билеты, было собрано и перечислено 1404 рублей 80 копеек.

Озвучен такой факт: с 20 сентября 1927 года по 18 апреля 1928 года общая сумма поступлений на восстановление города составила 50127 рублей 65 копеек. Из них «львиную» долю составили как раз сборы от «зрелищных предприятий» и от надбавки к трамвайным и автомобильным билетам.

КОНКРЕТНО

Самое древнее на территории Крыма землетрясение - Пантикапейское - 63 год до н. э.

В сентябре произошла еще одна катастрофа, которая продолжалась в 480 году на протяжении 40 дней.

Зафиксированы крупные землетрясения в Крыму и Севастополе также в: 1292 и 1471 годах, а в 1341-м «море выступило из своих берегов на 10 верст и причинило вред неописанный».

Сила толчков во время землетрясения в 1802 году составила в Севастополе шесть баллов.

30 сентября 1869 года датируется сильное землетрясение с эпицентром возле Фороса. Колебания земли привели даже к разрушению весьма сейсмостойких генуэзских построек. От сильного гула и сотрясения земли население было объято паникой.

Происходили толчки также в 1902, 1908 году, а в 1919 году был шторм необычайной силы, из-за которого произошли разрушения в Ялтинском порту и повреждения телеграфной сети.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Карантин и коррупция: Уроки чумного бунта в Севастополе в ХIX веке

Три года севастопольские чиновники «лечили» народ от чумы вместо холеры, а сами разворовывали бюджет (подробности)

Как банкет в Габоне с чернокожими пограничниками спас от плена рыбацкое судно «Балаклава»

Летом 1976 года, 44 лет назад в СССР могла начаться волна напряженности со странами НАТО. Виной всему – рыболовецкий траулер из Севастополя (подробности)

Увидеть и не испугаться: Всплывет ли в Севастополе подводная лаборатория «Бентос-300»

Местные гидронавты получили грант на открытие уникального музея. Чем готовы обрадовать покорители морских глубин гостей и жителей города героя, выяснял корреспондент «КП» - Севастополь» (подробности)