Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество22 сентября 2003 8:02

Город Стародуб 325 лет пил как проклятый. В воскресенье с него сняли анафему

Для совершения этого серьезного акта в небольшой городок прибыл епископ Брянский и Севский Феофилакт
Всех стародубцев заставили покаяться и окропили святой водой.

Всех стародубцев заставили покаяться и окропили святой водой.

За что прокляли город

«Знаменательное событие произошло в 1677 году от Рождества Христова в городе Стародубе, который славился своей торговлей и богатством. Здесь было много лавок, отдельная немецкая улица, сюда собиралась на ярмарки вся Украина (в XVII веке Стародуб располагался на границе между Россией и Украиной. - А. М.). Было много церквей, но постоянно происходили волнения и свары.

Едва ли не в каждом дворе был шинок (трактир. - А. М.), где происходили бесчинства и частые убийства. За разврат не чинилось никакого наказания, напротив, это считалось удальством. Царило пьянство неудержимое, равнодушие к благочестию. Священников не уважали, говоря: «Тяжело от попов». Архиепископ Лазарь долго увещевал стародубцев покаяться, напоминал о долге и грозил проклятием. Но бесполезно. Тогда владыка Лазарь послал в Стародуб Черниговского Благовещенского священника Стефана Шубу. Совершив в соборной полковой Николаевской церкви литургию, Шуба торжественно провозгласил на стародубцев анафему и погасил церковные свечи. И в тот же день начался страшный пожар. Сначала загорелась церковь Рождества Христова в центре города, потом огонь перекинулся на остальные постройки. Пламя сокрушило Стародуб до основания...»

Из историко-статистического описания Черниговской епархии, книга 7-я «Стародубский уезд».

По церковным правилам, анафема «ложится» на семь поколений. Описанные события произошли в 1677 году. Сейчас в городе живет четвертое и пятое поколение людей, проклятых православной церковью (одно поколение, по словам священников, длится семьдесят лет).

Что они ни делают - не идут дела

Жители Стародуба о проклятии рассказывают с печалью в голосе, но очень охотно. Вот такие мы. А у вас было хоть что-то подобное? Хотя никто до последних дней не знал толком, за что же их прокляли. Одни говорили, что беду принесли турки - мусульмане, когда не смогли взять город приступом, другие - за то, что они помогали гетману - предателю Мазепе или поддерживали обоих Лжедмитриев. Но об анафеме знают все и этим объясняют все свои беды и несчастья.

...Чтобы добраться из Брянска до Стародуба, надо три с половиной часа трястись в стареньком «Икарусе». Когда автобус по дороге сломался, в салоне закивали: «Вот снова проклятие «работает».

И градоначальник Владимир Бородуля к проклятию относится серьезно. Пока мы ездили с ним на экскурсию по местным достопримечательностям, он где-то потерял папку с документами, приготовленными к завтрашнему Дню города. И удрученно вздохнул: «Видите, так у нас все происходит...» Среди прочих бед, которые свалились на Стародуб из-за анафемы, горожане перечисляют создание в местной тюрьме отряда зеков, болеющих СПИДом (тюрьма, кстати, устроена в здании бывшего духовного училища), безработицу, низкие зарплаты, высокую смертность, повальное пьянство...

Именно градоначальник попросил главу местной епархии владыку Феофилакта провести службу.

Впрочем, если не знать об анафеме, то можно подумать, что жизнь тут ничем не отличается от тысяч других подобных городков. Есть и чему завидовать: местное сельхозпредприятие вошло в прошлогодний список «100 лучших компаний России». И в столовой с нас за нехитрый, но вкусный обед взяли по восемь рублей с каждого.

- Да? - запальчиво начала спорить буфетчица Алевтина в гостинице. - А вы знаете, что летом мы чуть от жары не умерли: по всему району идет дождь, а как к нам въезжаешь, засуха страшная. А прошлый год наоборот: у нас потоп, наводнение, а везде солнышко. Нет, чем-то прогневали мы Бога.

Город подпалили в назидание?

По словам научного сотрудника местного краеведческого музея Елены Васельцовой, в конце XVII века, когда Стародуб был проклят, жили здесь 30 тысяч человек. В каждых четырех домах из пяти была корчма.

- Здесь казаки жили. Пьянство, вольница - в порядке вещей. Это было время войн Богдана Хмельницкого, город переходил из рук в руки. Русские, поляки, турки, литовцы... Что толку работать, если потом все пожгут или растащат?

Подтвердила Елена Георгиевна и факт пожара 1677 года:

- Было такое. Правда, сгорел не весь город, а лишь 30 - 40 процентов. Лично я считаю, что город подпалили сразу с нескольких сторон по приказу священника Шубы, который и предал нас анафеме. Что-то типа наглядной агитации для нерадивых христиан. Правда, толку никакого - как пили, так и пьют.

В магазинах - 10 - 12 сортов водки по цене 50 - 75 рублей за пол-литра. Но большинство покупают «беленькую» лишь по праздникам - предпочитают самогон по 20 рублей за бутылку. Самогонные аппараты, поделился с нами старшина городского медвытрезвителя, стоят почти в каждом доме.

- А что тут такого? Живых денег ни у кого нет. Вот и расплачиваешься «литрушечкой».

Впрочем, отец Олег, настоятель Рождественской церкви, открытой в городе пару лет назад, считает: в Стародубе не все так просто.

- До назначения сюда я служил в других приходах. Пьянство распространено повсеместно. Но люди в Стародубе особенные. В церковь не идут, друг другу не помогают. Многие радуются чужим бедам. А попросишь что сделать для храма - отказываются. Что-то здесь не так...

Епископ Брянский и Севский Феофилакт со свитой приехал утром в воскресенье на двух черных, с тонированными стеклами «Волгах». Провел службу в храме, а потом отправился на городскую площадь, где собралось около трех тысяч человек. И полчаса терпеливо наблюдал, опершись на посох на импровизированной трибуне, как стародубцы отмечают День города, совпадающий с 60-летием освобождения Стародуба от немцев.

Владыке дали слово лишь после завершения чествования ветеранов.

- Братья и сестры! Больше трех веков назад произошли события, о которых я хочу сейчас поведать. Тогда горожане отвернулись от Господа, за что и были наказаны. За них наказание сейчас несут и те из вас, чьи предки жили здесь в то время.

По знаку епископа его помощник в течение десяти минут густым басом зачитывал отрывок из старинной церковной книги, описывающий древние события (см. начало статьи). Потом к микрофону опять подошел епископ Феофилакт:

- Сейчас мы сообща совершим службу, дабы получить прощение. Сначала вместе повторим три раза: «Каюсь, Господи».

Над площадью раздалось вялое «Каюсь...».

Молодежь смотрела на происходящее с любопытством. Крестились лишь старушки. Затем священник прочел молитву «Господу, помолимся, Господи, помилуй меня...»

- Братья и сестры! А теперь духовенство окропит вас святой водой, и каждому надо будет поцеловать Святой крест.

Священники взяли ведра с водой и начали обходить народ, который полукругом выстроился у помоста. Поцеловать крест успели не все, а только стоящие в первых рядах. Остальных близко не подпускали милиционеры. Зато святой воды досталось всем.

И тут над головами толпы появился парашютист. Он, очевидно, тоже был частью праздника. Но запозднился. И направил цветастый купол точнехонько на площадь к памятнику Ленину. И многие из тех, кто только что сосредоточенно получал прощение церкви, кинулись смотреть, как летун выпутывается из строп.

Если владыка Феофилакт и хотел еще что-то сказать, то теперь явно изменил свое мнение. Прощаясь с руководством города и фронтовиками, он, как и привык, протянул руку и крест для поцелуя, но многие ветераны прикладываться отказались. Помрачнев еще больше, владыка ограничился рукопожатием и ушел к машине.

Площадь быстро опустела. Народ потянулся в парк, где власти пообещали устроить массовые гулянья. Повод был. Даже два. День освобождения города от фашистов и освобождение от проклятия. И через час под каждым кустом можно было обнаружить веселую компанию, доброй чаркой отмечавшую праздник.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Здесь живет крестная Людмилы Путиной!

Стародуб впервые упоминается в Лаврентьевской летописи, датируемой 1080 годом. Но некоторые археологи считают, что город существовал уже в конце IX века. Название получил благодаря гигантскому дубу, росшему на базарной площади. Дуб засох и был выкорчеван лишь в начале XIX века. Город находился на пересечении торговых путей и считался одним из самых богатых городов Киевской Руси. В XVIII веке утратил свое значение. Сейчас - центр Стародубского района. Население - 19 тысяч жителей.

В окрестностях города, в селе Ковалево, живет тетка и крестная мать первой леди России - Людмилы Путиной.