- Главное, получить хлебное место!
Владеть автозаправкой - дело выгодное, и думать тут нечего. В столице 2,3 миллиона машин, с приезжими и все 3 миллиона наберется. За год эта «железная орда», по официальной статистике, сжирает 4 миллиона тонн топлива! А то, что столичный автопарк ширится не по годам, а по дням, только подстегивает соблазн на этом подзаработать.
Смущали только разговоры о бензиновой мафии и суровых подставах конкурентов.
Разведка боем
Чтобы выведать бензиновую кухню изнутри, я решил начать с самых низов - хотя бы на пару дней устроиться рабочим на частную автозаправку.
...Спецодежду мне выдали на размер больше. Гардероб у заправщика, стынущего на морозе по 12 часов в сутки, мягко сказать, незатейлив. Ботинки, рыжий комбинезон и куртка на «рыбьем» меху.
- Ты свитер потеплее надевай и про кальсоны не забудь, - наставляла меня хозяйка. - Застудишь печенки-селезенки, запросишься на больничный, а бюллетени я не оплачиваю. Я вам не мать Тереза, а бизнесвумен.
Бизнесвумен зовут Катерина Григорьевна. Увидев ее, я только окреп в вере, что торговать бензином - еще как прибыльно! Внушительных размеров кулон на пышной груди; на колечке, как подобает, бриллианты. А хозяйство у Катерины Григорьевны небольшое - конторка в городе да две заправки за МКАД.
- Пистолет-то хоть раз в руках держал? - сверлила она меня строгим взглядом.
- Нет, - честно признался я.
- Учти, колонки у меня немецкие. Испортишь - не расплатишься.
От названной суммы я слегка опешил.
- И еще. Напарники у тебя ушлые, - объяснилась хозяйка. - Будете воровать - сама на раздачу сяду, а вас вышвырну.
Плоды конкуренции
Следующим утром я знакомился с коллегами. Суетиться вокруг раздаточных колонок мне предстояло на пару с Димкой, рыжим и долговязым парнем лет 30. Димка все время пускал клубы пара. «Тоже мне, ушлый, - припомнил я слова хозяйки, глядя на вечно разинутый рот напарника. - Хитрости не больше, чем в моем тупоносом ботинке». Оказалось, ошибался.
С пистолетом наизготовку встречаю первого клиента.
- Мужик, с октаном все в порядке? - кричит мне водила новенькой серебристой «десятки».
Я беспомощно покосился на Димку.
- А то как же! - пришел на выручку тот. - Девяносто пятый - высшей пробы!
- Знаем мы ваши пробы! - огрызнулись из «десятки».
Когда поток машин схлынул, я принялся пытать напарника:
- У нас на заправках что, бензин водой разбавляют?
Вопросу Димка развеселился, как ребенок.
- Ой, не могу! Ты что, газет начитался? - гоготал он. - Скажи еще, что ослиной мочой! Ты про «прямогонку» что-нибудь слышал?
И Димка преподал мне курс молодого бойца. Прямогонный бензин - это узаконенный суррогат. С заводов его продают, как и обычный, абсолютно легально. Зато разница в цене - больше 100 долларов за тонну. Плюс еще столько же - экономия на налогах: «прямогонка» акцизами не облагается. А на трассе тонна улетает за три дня.
- Плюхнут ведерко-другое присадки в бензовоз, пока до заправки доедет, глядишь, разболтается, - просвещал меня Димка. - От настоящего только лаборатория отличит.
Чуть позже мне открылись другие премудрости. Я отправился в павильончик погреться. А заодно и разглядеть «умные» приборы, командующие - кому сколько налить.
Коробочки с кнопками и цифровыми табло не впечатлили. Что-то вроде допотопной счетной машинки. Кассирша Наталья ловко щелкала по клавишам.
- Не по нутру мне как-то, - пожаловался я ей. - Водилы как сговорились, через одного допытываются - настоящий бензин или нет. Будто я его сам делаю.
- А ты думаешь, на заправках от хорошей жизни мухлюют? - затараторила она голосом осипшей Дюймовочки. - Знаешь, как только на температуре завод нас дурит?
Денежно-температурная зависимость - из школьного курса физики. На заводе, прежде чем залить топливо в бензовоз, его несколько раз прогоняют по кругу, дабы нагреть градусов до 30. Плотность от этого уменьшается, а объем увеличивается. Пока цистерна доколыхается до бензоколонки, содержимое остывает, и заправщикам только и остается подсчитывать убытки. Сотни литров - как не бывало.
Чтобы отбить свое, на АЗС промышляют банальным недоливом. На нем же и зарабатывают. Причем куда больше, чем на торговле «прямогонкой».
- Скажите, а вас самого на бензоколонках часто обманывают?
- Бывает, - вздохнули в трубке. - Но теперь уже реже - конкуренция! Если заправка в жилом квартале стоит и клиенты процентов на 70 - постоянные, тут не забалуешь, иначе к другим разбегутся...
Собеседник вызывал доверие.
- Я хочу открыть свою заправку. Опытом поделитесь?
- Приходите, - снова вздохнула трубка.
Главное - «хлебное» место
...Спустя несколько часов мне казалось, что про заправки теперь я знаю если не все, то многое.
Например, то, что только строительство «под ключ» современного заправочного комплекса с автомойкой или кафе-магазинчиком обойдется в 300 - 400 тысяч долларов. Но можно уложиться дешевле. В зависимости от оборудования и уровня сервиса.
К примеру, новенькие немецкие бензоколонки на 6 - 8 раздаточных пистолетов стоят дороже 20 тысяч евро. Отечественные - раз в пять дешевле. Зато профилактика им требуется в те же пять раз чаще.
Магазинчик или кафе будут уместнее, если заправка за городом. В мегаполисе больше будет востребована автомойка. А вот системы подкачки шин и здесь почему-то практически не прижились.
Есть деньги - можно обратиться в специальную фирму-посредник. Там и типовой проект предложат, и согласуют, и стройку под крышу подведут. Все - в сжатые сроки.
Однако самое главное для заправки - «хлебное» место. Московские АЗС на оживленных улицах, с удобными подъездами каждый день распродают «горючки» по 20 - 30 тысяч литров! (На каждом проданном литре заправщики зарабатывают 1,5 - 2 процента.) А в тихих местечках больше 4 «кубов» расходится редко. Но и они себя окупают.
Вся Москва уже поделена?
Всякому страждущему открыть заправку в столице прежде всего нужен участок. Московские власти сдают их в аренду, причем на конкурсной основе. Можно попытать счастья в окружной префектуре. Но лучше прямиком идти в Департамент транспорта и связи правительства Москвы. Размещением АЗС там ведает целый Экспертный совет.
- ...Хочу построить заправку! - выпалил я, разыскав члена совета Алексея Небольсина.
- Эх, молодой человек, опоздали вы, лет эдак на десять - двенадцать. Тогда мы сами добровольцев разыскивали. А теперь извините. В Москве 810 заправок! И строить новые уже практически негде.
- А как же Конституция, свобода предпринимательства? - попробовал я ершиться.
- А никто и не ограничивает. Мэрия лишь распределяет участки. Но их пока нет.
- Понятно, на недельке зайти?
- Ну, не на недельке, конечно. Но существует городская программа: к 2010 году количество заправок в столице планируется увеличить до тысячи штук.
От неожиданности я аж присвистнул. Шесть лет ждать у моря погоды?! Врочем, когда Небольсин стал рассказывать, сколько инстанций придется пройти, я понял, что скучать мне не придется. Если не шесть лет, то года полтора - точно. Ибо участок под строительство - штука, конечно, важная, но далеко не последняя.
Заполучив его, нужно отправляться в Москомархитектуру и с полгодика подождать, пока зодчие выполнят проектно-изыскательские работы. После - оформить земельные отношения в Москомземе. Когда же договор аренды заветного клочка московской земли окажется на руках, можно смело пускаться в поход по всем остальным инстанциям. Когда их названий мне перечислили больше десятка, я взвыл от ужаса.
- Неужели так много?
- От шестидесяти до полутора сотeн.
- Сколько-сколько? - переспросил я в надежде, что ослышался.
- Потребуется собрать до ста пятидесяти подписей, - четко повторили мне.
Здесь все зависит от того, в каком месте будет возводиться заправка. Если недалеко проходит ЛЭП - получи закорючку у энергетиков. А будет рядом фонарный столб - не обойтись без визы электриков. Особо охраняемый парк или водоем - придется обхаживать экологов. Ну а пожарных, ГАИ, управление ГО и ЧС в любом случае не миновать.
И если постройка автозаправки вместе с проектом обойдется в 300 - 400 тысяч у. е., то аренда дорогой московской земли может потребовать еще как минимум столько же. Итого - от 600 до 800 тысяч долларов. Но все эксперты, к которым я обратился, сошлись во мнении, что без стартового «лимона» долларов в заправочный бизнес в Москве лучше вообще не соваться. Оставшаяся сумма разлетается по толстым конвертам во время похода в чиновничьи кабинеты.
Но стоит ли обходить частокол, если есть дырка в заборе?
Фирма-посредник отыскалась с первого же клика в Интернете.
- С инстанциями разберемся в сжатые сроки, - промурлыкала трубка грудным женским голосом. - И проекты у нас уже есть, и построить поможем.
Заправку мне обещали возвести всего за полгода.
И с арендой участка помочь.
Правда, лишь в дальнем Подмосковье. Там жизнь затормозилась будто еще в прошлом, XX веке - и народ не-богатый, и аппетит у чиновников скромнее.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В Москве 810 автозаправок.500 из них принадлежат нефтяным компаниям.310 - частным лицам.
СЧИТАЛКА «КП»
Во что влетит строительство АЗС