Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды4 мая 2004 8:26

Самая скандальная роща города

Прогулки по старой и сегодняшней столице продолжаются
Эти тщедушные кустики, высаженные Хомяковыми, и назывались «Хомяковой рощей».

Эти тщедушные кустики, высаженные Хомяковыми, и назывались «Хомяковой рощей».

Земля в центре всегда стоила очень дорого

Когда я первый раз в жизни отправился в Большой театр, бабушка, ни в жизнь там не бывавшая, напутствовала: «Смотри, не заблудись в роще». Я спросил: «В какой роще?» «А в Хомяковой». Эта роща заинтриговала меня, но кого бы ни спрашивал по дороге, ни один человек не мог прояснить загадку. А бабушка только посмеивалась: «Лучше ищи!»

Интересная история покрыта асфальтом в самом центре Москвы. Клочок земли чуть больше носового платка, а сколько страстей разыгралось тут! Когда-то на этом самом месте, на углу Петровки и Кузнецкого моста, стоял большой деревянный дом Алексея Степановича Хомякова, известного публициста, поэта, философа и математика. Был он человеком незаурядным, и круг его знакомых сложился таким же. У него в гостях бывал не единожды Пушкин, заходил Адам Мицкевич, высланный в Москву из Варшавы по политическим соображениям, Гоголь захаживал... Как рассказывал историк и литератор Михаил Погодин, за столом велись утонченные беседы, и анекдоты рассказывались, и внезапные планы выстраивались. Попасть в гости к Хомякову - об этом мог мечтать только избранный круг москвичей.

В 1898 году дом сгорел, и наследникам Хомякова достался соседний, стоявший впритык к тому дому, но каменный. Он и сейчас стоит, только совсем уж заброшенный, и лишь маленький театральный магазинчик оживляет его.

Весь сыр-бор, а точнее, вся «роща» Хомяковых началась с того клочка земли, оставшегося на пожарище. Московские власти начала ХХ века стремились расширить Петровку, и тот участок от сгоревшего дома светился как бельмо на глазу. Наследники Алексея Степановича ни в какую не соглашались продать его! И не то чтобы им землица эта была дорога особо, а просто деньги они заломили за те 55 квадратных сажен такие, что даже городская Дума отпрянула ошарашенная: 100 тысяч рублей! Тогда и новый трехэтажный дом столько не стоил.

Хозяева же, предвидя осаду, окопались, обнеся свое владение железной оградой, посадив пару кустиков и разбив клумбу. Проход с Петровки за угол на Кузнецкий мост, правда, оставили. Благородный поступок с их стороны. Могли бы посадить и цепную собаку. Короче, растопырили локти: «Мое!» Этот хиленький «заповедник» москвичи и окрестили «Хомяковой рощей».

Что сталось потом с этим старинным кусочком Москвы? Еще до революции известный московский архитектор А. Иванов-Шиц построил большой каменный жилой дом, отлично вписавшийся в строй старых домов. Уже в советское время и, говорят, по личному распоряжению Сталина, когда Москва ввысь рвалась, дом надстроили на два этажа, и стал он таким, каким мы видим его сейчас. Вскорости в нем разместилось Министерство речного флота СССР, а теперь здание унаследовала Государственная служба речного флота России.