Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды15 июля 2004 10:01

У режиссера Лиозновой был тайный роман с Гомиашвили

Накануне 80-летия создательница «Семнадцати мгновений весны» раскрыла «Комсомолке» личные тайны
Татьяна Лиознова в юности была необыкновенно хороша, поклонники у нее не переводились.

Татьяна Лиознова в юности была необыкновенно хороша, поклонники у нее не переводились.

Работа ...Лиознову называли «железной леди» советского кино. Женщина с непростым характером; трудоголик, изводящая группу бесконечными переделками, в карьере идущая напролом, грозная в гневе, не чурающаяся крепких выражений... Но, когда начинаешь близко общаться с Татьяной Михайловной, понимаешь, что под защитной броней скрывается человек ранимый, сентиментальный... Я познакомилась с Лиозновой в прошлом году. У Татьяны Михайловны отнялись ноги (а денег у нее, пенсионерки, на лечение не было, все сбережения «съел» дефолт), и читатели «Комсомолки» собрали более двух тысяч долларов для Лиозновой, о чем она вспоминает с благодарностью. В канун юбилея я поинтересовалась ее самочувствием. - Жива, и хорошо. После санатория хотели меня снова в больницу класть, но я сказала: «Лучше умру дома - больше не могу в больнице, - говорит Татьяна Михайловна. - В субботу мне три раза вызывали «Скорую» - аритмия сердца. Но на следующий день вынуждена была ехать - Первый канал готовит обо мне передачу, устроил встречу с моими учениками и однокурсниками. Славу Тихонова с дачи привезли - такой обросший бородкой старичок, очень благообразный и славный. Была Инна Макарова. Во ВГИКе она играла у меня Кармен в отрывке, и тогда ее увидел Фадеев и сказал: «Вот она, Любка Шевцова!» На встрече мы вспоминали, как вместе всем курсом делали фильм «Молодая гвардия». Говорили ребята так, что можно было просто заново сердечный приступ получить! Теперь у меня полна комната цветов, будто я в крематории! А еще я книгу пишу о себе - о профессии режиссера. Судьба режиссера - главное в моей жизни! ...Тут возразить нечего - Татьяна Михайловна всегда работала на износ. - На съемках «Семнадцати мгновений весны» у меня из-за перегрузок были сердечные приступы на площадке, в больнице меня откачивали, и я сразу возвращалась на съемки, - рассказывает Лиознова. - Некогда было заняться семьей... Не думала, что теперь, в старости, буду жалеть, что у меня нет ни мужа, ни детей. Любовь - А мне по секрету рассказали, что вашим мужем был актер Арчил Гомиашвили... - Это кто сказал? Это сам Арчил сказал? - насторожилась Лиознова. - Я не была за ним замужем, а что он об этом думает - не знаю. - Но что-то между вами все-таки было? - Да. Мы познакомились на актерском вечере. Он ухаживал... Были прекрасные чувства. Он очень нежно и заботливо относился к моей маме. Я об этом не забываю! Но, кроме Гомиашвили, у меня было много романов! Романы чарующие, дающие силы для работы. Об этом можно целую книгу написать, но мне, старой женщине, сейчас вспоминать о своих романах - глупости какие! - Но Гомиашвили, говорят, хотел стать вашим мужем! - Он хотел играть Штирлица! Вот это я с уверенностью могу сказать... Арчил просился на эту роль. Ходил за мной, часто приходил на студию. Мы пробовали его на Штирлица, но утвердили Славу Тихонова. Когда мы уже начали снимать Тихонова, Гомиашвили все еще давал о себе сигналы, и я подумала, что он сможет сыграть у меня Мюллера, и даже позвонила ему в Тбилиси. Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным. Для Броневого, чтобы показать жестокую сущность персонажа, приходилось придумывать целые эпизоды. Но Гомиашвили ответил: меньше чем на Штирлица не согласен! Из-за этого мы и поссорились. ...После шумной премьеры фильма на режиссера обрушилась слава. Арчил Михайлович (по слухам, он ревностно относился к успехам возлюбленной) затаил обиду. Ни он, ни она не захотели сделать первый шаг к примирению. Так закончился их роман. - Татьяна Михайловна, и даже когда вы серьезно заболели, Гомиашвили не откликнулся? Ведь у него ресторанный бизнес... - А об этом вы у него спросите, почему он не откликнулся! Вот Олег Табаков, хоть у меня с ним не было романа, первым перечислил деньги на лечение! Причем сделал это дважды и тихо, без шума. А Арчил Михайлович... А вот вы ему позвоните, скажите, мол, говорят, вы были мужем Тани Лиозновой, никто не может этим похвастаться, кроме вас, а почему вы не помогли ей в трудную минуту?! Интересно, что он ответит. Мы решили выполнить просьбу режиссера. ЗВОНОК АРЧИЛУ ГОМИАШВИЛИ: Это Таня обо мне забыла! - Арчил Михайлович, ваша вторая жена работает с вами в ресторане. Откуда взялись слухи, что первой вашей женой была Татьяна Лиознова? - Не знаю! Первая моя жена - грузинка Лиана. Она мать моих двух мальчиков... А с Таней Лиозновой у нас был роман, это да... Я всегда уважал ее. Она считала меня великим актером, восторгалась мной, чуть не плакала. И роль Штирлица Юлиан Семенов для меня писал! Татьяна, Юлиан и я обсуждали сценарий. Но потом Тихонов, говорят, пошел в ЦК, стал возмущаться, дескать, почему роль русского разведчика будет играть грузин. И Татьяна здесь проявила слабость. Она, как я понял, не могла громко заявить о своем желании снимать меня. Ну и ее согнули в рог. Но Таню я могу понять. Она женщина, она много уже сама натерпелась из-за национального вопроса (во время гонений на евреев Лиознову в 1948 году выгнали с Киностудии Горького. - Ред.). Конечно, она боялась, что у нее вообще фильм могут отнять. - Но сыграл-то Тихонов блестяще! А вы до сих пор жалеете, что не снялись в «Семнадцати мгновениях весны»? - Ну, конечно! Я тогда бросил все, уехал. Потом из киногруппы закидали меня телеграммами. Предлагали сыграть Мюллера, лишь бы я нормально перенес это. А как я мог нормально отнестись, что меня сняли с роли! - А сколько длился ваш роман с Лиозновой? - Несколько месяцев... А потом расстались. Был такой интересный эпизод. Моя нынешняя супруга Татьяна за то время, пока Лиознова снимала «Семнадцать мгновений весны», родила мне дочку. И вот как-то я сажусь в самолет, чтобы лететь в Тбилиси. И смотрю - Татьяна Лиознова и вся съемочная группа этим же самолетом тоже едут в Тбилиси показывать фильм. В самолете моя Ниночка - годика два ей было - начала бегать, помчалась и села на колени к Тане Лиозновой. Я пошел за дочкой, забрал ребенка и сказал Тане: «Вот видишь, история решилась сама - ты везешь металлические банки с фильмом, а я везу этого маленького человечка». Вот такая ирония судьбы. - И с тех пор ваши дорожки разошлись? - Да. Потом мы с Таней долго не общались... Но я всегда к Тане хорошо относился. Как она себя чувствует? - Неважно. Кстати, в разговоре со мной посетовала, что вы ни разу не поинтересовались ее здоровьем. - Наоборот! Я много раз интересовался. Несколько ящиков вина отправлял ей в больницу, чтобы угостили медперсонал в благодарность за лечение Тани. - Но она, похоже, об этом не знает! - А у вас ее мобильный телефон есть? Подскажите, я ей обязательно позвоню! И знаете... я интересовался ею всегда! Скорее это она никогда не интересовалась мною. Она после «Семнадцати мгновений...» много фильмов сняла, но ни разу от нее не было звонка с приглашением на роль. Поводов для контактов у нас могло быть очень много, но она ни разу не дала о себе знать. А я к ней очень хорошо относился и сохранил это хорошее отношение по сей день. Я хотел бы ее увидеть... Если она, конечно, согласится...