Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество16 ноября 2004 14:57

Блестящие тускнеют офицеры?

Есть у Александра Куприна рассказ «Брегет». Сюжет таков. Во время пирушки у ротмистра пропали часы. В воровстве заподозрили поручика Чекмарева - у него оказались точно такие же, что исчезли у товарища. Сослуживцы попросили поручика покинуть компанию.

Есть у Александра Куприна рассказ «Брегет». Сюжет таков. Во время пирушки у ротмистра пропали часы. В воровстве заподозрили поручика Чекмарева - у него оказались точно такие же, что исчезли у товарища. Сослуживцы попросили поручика покинуть компанию. Он не перенес такого позора и застрелился. А пропавшие часы нашлись в тот же вечер где-то между бутылками с паленой водкой.

Человек покончил с собой всего лишь из-за подозрения в гнусном поступке. Честь свою он оценил дороже жизни.

Но восхищение таким благородством начинает сильно тускнеть, когда думаешь о реалиях нынешней армии. За последние 10 лет более 160 генералов и адмиралов и почти 4 тысячи офицеров были уличены в преступлениях, связанных с хищениями материальных и денежных средств, сотнями других мерзопакостных афер.

Создается впечатление, что офицерский корпус все больше забывает о чести. Уже, считай, каждую неделю СМИ огорошивают Россию новыми сообщениями о преступлениях людей с большими и малыми звездами на погонах: капитан 2 ранга украл из корабельной казны 12 миллионов рублей, генерал-полковник увел из бюджета Минобороны аж 10 миллионов долларов.

А у адвокатов проворовавшихся командиров на сей счет есть свои аргументы: армия-де - это сколок общества и потому все, что происходит в нем, есть отражение нынешней российской жизни, пропитанной тотальным воровством. А офицерский корпус со своей мизерной зарплатой и незавидным материальным положением находится где-то у подножия социальной пирамиды. И потому, мол, попытки офицеров поправить свое убогое материальное состояние за счет «военных» средств - это некий способ компенсации того, что им недодает государство. Лукавство таких доводов очевидно, как дешевый фокус. В армии и на флоте более 400 тысяч офицеров, но ведь воруют и «химичат» не все подряд. Совесть большинства офицеров все-таки не ржавеет и в соляной кислоте бедной жизни.

У полковника Александра Крылова не было ни квартиры, ни машины, ни дачи, ни даже тощей сберкнижки на «черный день», когда он обнаружил в каком-то замусоренном закутке части денежный баул, потерянный пьяным финансистом. То было месячное содержание целого рода войск - 100-квартирный дом. Полковник сдал в финчасть все до копейки.

Подлинная офицерская честь никогда не зависела ни от разгула воровской психологии в обществе, ни от материального положения людей в погонах. От этого зависело лишь офицерское бесчестье. И у его нынешней эпидемии есть совсем другое объяснение: в замученной безденежьем и бестолковыми реформами армии вытесняется на задворки культ офицерской чести. Раньше ее насаждали офицерские собрания, политорганы и партийные и комсомольские комитеты. А нынешние воспитательные структуры, низведенные до уровня непочтенных «дармоедов», не имеют прав по всей строгости спросить с матерого хапуги в лампасах или полковничьих погонах. Но самое печальное состоит в том, каждый 10-й генерал и каждый 30-й полковник был уличен в бесчестном поступке и потерял моральное право требовать от подчиненных служить по совести...