Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды22 марта 2006 22:00

Лучшие спектакли фестиваля «Золотая маска»

Он пройдет в Москве с 29 марта по 16 апреля
Если не знать, что это Марина Неелова, никогда не угадаешь ее в старичке Башмачкине из «Шинели».

Если не знать, что это Марина Неелова, никогда не угадаешь ее в старичке Башмачкине из «Шинели».

Каждую весну театралы подводят итоги прошлого сезона: отбирают лучшие спектакли страны, с полмесяца прогоняют их по московским сценам, и в конце концов жюри называет лучших из лучших. Нынешняя «Золотая маска» покажет нам главные премьеры сезона-2004/2005. Куда же стоит сходить?

Для любителей театра «Лес», МХТ им. А. П. ЧеховаКамергерский пер., 3Тел. 692-67-4829 марта и 11 апреля, 19.00Цена билетов: 100-3000 руб.

Островского поставил один из самых ярких московских режиссеров Кирилл Серебренников. Действие он будто бы перенес в 70-е годы ХХ века (во всяком случае все предметы интерьера - как раз оттуда: мебель, радиола, фотообои...) А пожилую помещицу Гурмыжскую (Наталья Тенякова) и ее молодого поклоннника Буланова (Юрий Чурсин) точь-в-точь срисовал с парочки «Пугачева - Галкин»; очень забавно вышло.

«Сцены из деревенской жизни», театр «Около дома Станиславского»Вознесенский пер., 9БТел. 290-25-5731 марта и 1 апреля, 19.00, и 7 апреля, 15.00Цена билетов:100-400 руб.

Одна «Маска» у театра Юрия Погребничко уже есть - приз критики в 2003 году. Этот театр любят за домашнюю обстановку, а режиссера - за необычные, неожиданные повороты хорошо знакомых вещей. В «Сценах деревенской жизни» Погребничко перевернул чеховского «Дядю Ваню» на японский лад, выгнал босых актеров на татами, а спектакль предварил эпиграфом-хокку: «Снова весна. Приходит новая глупость старой на смену». На первый взгляд - странно. А приглядишься - и впрямь что-то от японской созерцательной философии есть у Чехова.

«Мальчики», Студия театрального искусства на сцене Центра им. Вс. Мейерхольдаул. Новослободская, 23Тел. 363-10-482, 6 и 12 апреля, 19.00Цена билетов: 100-700 руб.

Сергей Женовач вытянул из «Братьев Карамазовых» одну боковую сюжетную линию: отношения Алеши Карамазова с его подопечными мальчишками. И доверил все это своему студенческому курсу в ГИТИСе. Отсек всю многоплановую философию Достоевского и оставил только мир Алеши, полный света и божественной любви, без капли цинизма. По-хорошему сентиментальный спектакль, очень необычный для сегодняшней сцены.

«Шинель», театр «Современник», «Другая сцена»Чистопрудный б-р, 19АТел.921-644-73 11 и 12 апреля, 19.30Цена билетов: 100-800 руб.

Моноспектакль, где Марина Неелова играет Башмачкина. Режиссер Валерий Фокин преобразил ее до абсолютной неузнаваемости: перед нами божий одуванчик, старичок, впавший в детство. И, кстати, его куда жальче, чем гоголевского героя-чиновника, «маленького человечка». В «Шинели» открылась новая грань таланта Нееловой: она замечательный Белый Клоун, неуклюжий, грустный и трогательный.

«Оскар и Розовая дама», театр им. Ленсовета на сцене театра им. Моссовета, ул. Большая Садовая, 16Тел. 299-20-3513 апреля, 19.00Цена билетов: 100-500 руб.

История такова: в больнице умирает от рака маленький мальчик, который подружился со старенькой сестрой милосердия и в последние 12 дней жизни учится у нее добру... Несмотря на весь этот кошмар, спектакль этот - светлый, умный и даже, как ни странно, веселый. И медсестру, и мальчика Оскара, и даже Господа Бога играет Алиса Фрейндлих, которая этот спектакль выбрала даже для празднования своего 70-летия.

Для продвинутых зрителей

«Дети Розенталя», Большой театр, Новая сценаТеатральная пл., 1Тел. 650-73-1730 марта, 19.00Цена билетов: 100-3750 руб.

Опера, вызвавшая скандал еще до появления на сцене: дело в том, что либретто написал Владимир Сорокин. Главный матерщинник от литературы на сцене Большого? Депутаты Госдумы сочли это кощунством и пытались постановку запретить. До этого дело не дошло, а публике опера понравилась. Суть ее в том, что некий доктор Розенталь клонировал великих композиторов прошлого и заставил их выживать в современной Москве...

«Смерть Полифема», театр «Тень»ул. Октябрьская, 5 Тел. 281-35-90 30 и 31 марта, 14.00, 15.00 и 16.00Цена билетов: 100-400 руб.

«Тень» - из тех театров, куда зрители записываются за полгода: потому что смотреть их спектакли могут одновременно всего несколько человек, от трех до, максимум, семи. Дело в том, что создатели театра придумали страну Лиликанов: вполне взрослые истории разыгрываются в маленькой сцене-коробочке игрушечными актерами размером со спичку. А в «Смерти Полифема» вместе с Лиликанами играет... Николай Цискаридзе. Вернее, одни его ноги, видимые зрителю где-то до середины икры.

«Бытие № 2», театр «Практика»Трехпрудный пер., 11/13 стр.1Тел. 299-66-676 апреля, 15.00, и 15 и 16 апреля, 20.00Цена билетов: 400-700 руб.

Проект актера и драматурга Ивана Вырыпаева, который выбрал для постановки пьесу Антонины Великановой, пациентки психиатрической клиники, обладательницы диагноза «шизофрения». Герои пьесы - жена Лота и Бог. Жену Лота автор назвала в свою честь Антониной Великановой, а Бога - Аркадием Ильичем, в честь своего лечащего врача. Бог у нее при этом - материалист, который сам в себя не верит...

РАСПИСАНИЕ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ

«Носорог»Театр «Мастерская Петра Фоменко», на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда,23 и 24 марта

Мещане-обыватели, сами того не замечая, превращаются в носорогов, а внутренне свободные люди остаются людьми. Эту нехитрую идею один из основоположников драматургии абсурда Эжен Ионеско воплотил вживе. В придуманном им городе завелся вирус «носорожества», жители его один за другим становятся малосимпатичными животными, громят лавки и катаются по траве, а ужасается этому лишь один-единственный герой, которому среди этих носорогов придется жить... В спектакле Ивана Поповски его играет Кирилл Пирогов.

«Нелепая поэмка»МТЮЗ,24 марта

Кама Гинкас - главный из нынешних режиссеров специалист по романам Достоевского. При этом его никогда не интересует целая книга - он берет один какой-нибудь сюжет и подробно его разбирает.

Нынешний выбор Гинкаса - вставная новелла из «Братьев Карамазовых», творение Ивана о Великом Инквизиторе, которую сам герой назвал «нелепой поэмкой». Название фривольное, спектакль - страшный, тяжелый и очень сильный. Всего-то - диалог Ивана с Алексеем, а после - монолог Инквизитора (Игорь Ясулович), обращенный к Богу. Вроде бы отвлеченные разговоры о свободе воли, о том, она или буханка хлеба нужнее голодному. А зрители выходят совершенно раздавленные. Понимая, что беспощадный Гинкас заставил каждого из нас задуматься о себе. О том, что именно мы - те самые нищие, которым ничего, кроме материальных благ, не хочется...

«Мораль пани Дульской»Театр им. Моссовета,5 марта

В советские годы эту пьесу Габриэли Запольской ставили с намерением обличить буржуазную мораль. Сегодня Павел Хомский ставит ее как вызов ханжеству вообще, которое любому обществу присуще. Тартюфа в юбке - ханжу, тираншу и жадину - с блеском сыграла Валентина Талызина, которой режиссер подарил эту роль к юбилею. Даже первая репетиция спектакля прошла аккурат в день рождения актрисы.

Расписание фестиваля «Золотая маска»

«Двери» (Театральный проект Apparatus, Москва - Таллин) - на сцене Театра Луны. 29 марта, 19.00

«Лес» (МХТ им. Чехова) - на своей сцене, 29 марта и 11 апреля, 19.00

«Смерть Полифема» (театр «Тень») - на своей сцене, 30 и 31 марта, 14.00, 15.00 и 16.00

«Дети Розенталя» (Большой театр) - на своей сцене, 30 марта, 19.00

«Сцены из деревенской жизни» (театр «Около дома Станиславского») - на своей сцене, 31 марта и 1 апреля, 19.00, 7 апреля, 15.00

«Недосказки» (театр «Школа драматического искусства») - на своей сцене, 31 марта, 7 и 11 апреля, 20.00

«Моя прекрасная леди» (театр «Московская оперетта») - на своей сцене, 1 апреля, 18.00 и 7 апреля, 19.00

«Мальчики» (Студия театрального искусства) - на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда, 2, 6 и 12 апреля, 19.00

«Гадкий утенок» (театр «Бродячая собачка», Санкт-Петербург) - на сцене Театра им. Моссовета, сцена «Под крышей», 3 апреля, 19.00, 4 апреля, 12.00, 15.00 и 19.00

«Изображая жертву» (МХТ им. Чехова) - на своей сцене, 3 апреля, 19.00, 9 апреля, 16.00

«Ночь открытых дверей» (Театр музыкальной комедии, Екатеринбург) - на сцене РАМТ, 3 апреля, 19.00

«Ромео и Джульетта» (Театр оперы и балета, Красноярск) - на сцене театра «Новая опера», 4 апреля, 19.00

«Чудаки» («Пятый театр», Омск) - на сцене ТЮЗа, 4 апреля, 19.00

«Мадам Баттерфляй» (Большой театр) - на своей сцене, 5, 6, 7 и 8 апреля, 19.00

«Последняя жертва» (Малый театр) - на своей сцене, 5 апреля, 18.00

Расписание фестиваля с 6 по 16 апреля читайте в следующем выпуске «Досуга».