Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды28 сентября 2006 22:00

Алла Демидова: Я не считаю себя известной актрисой

Сегодня у выдающейся актрисы Аллы Демидовой юбилей
Актриса как она есть

Актриса как она есть

Мы нередко печалимся, что наши артисты, даже выдающиеся, не считаются звездами мировой величины. То ли оттого, что не принадлежим к англоязычному миру, то ли по иным причинам. Алла Демидова считается. Начав с Театра на Таганке и сыграв там ряд значительных ролей от Мелентьевны в «Деревянных конях» и Раневской в «Вишневом саде» до Электры в «Электре», она - с распадом театра - покинула его, создав свой театр «А», в котором играла цветаевскую «Федру» в паре с Дмитрием Певцовым, после чего последовали уникальные отечественные и международные проекты: от ахматовской «Поэмы без героя» до пушкинской «Пиковой дамы», от расиновской «Федры» до шекспировского «Гамлет-урока». Владимир Спиваков и Евгений Колобов - соавторы ее представлений, Антуан Витез, Джорджо Стрелер, Теодорос Терзопулос - режиссеры. С ней работают мировые знаменитости, потому что мировая знаменитость - сама Алла Демидова.

Мама

- Алла, вы могли себе представить в детстве, что станете известной актрисой?

- Оля, я вам абсолютно искренне говорю, что не считаю себя известной. Не то, что я кокетничаю, я это просто не принимаю в расчет. Я не принадлежу, слава Богу, к актрисам, которых узнают на улице.

- У вас бабушка из Владимирской области, бедная, кормившая нищих, и это одна часть вашей истории, а другая, хотите вы этого или нет, - работа с режиссерами всемирного масштаба. Как это соединяется в вас?

- В параллель со мной живет бабушка, в параллель - еще что-то. Обычная жизнь. И она у меня не меняется. На всем протяжении.

- Но вы прошли какой-то путь: девочка, студентка экономфакультета МГУ, актриса Студенческого театра МГУ...

- Видимо, так постепенно, что незаметно для меня. Оля, я еще раз говорю: внутренняя жизнь моя не меняется. У меня нет каких-то свойств, которые нужны для карьеры: тщеславия, честолюбия, энергии для подготовительного периода. Когда уже все решено и поезд пошел - вот тут он идет под откос. А до этого у меня все атрофировано, к сожалению. Я ленюсь, люблю лежать, читать. Писать. Впрочем, все свои книги написала по заказу. Я еще удивляюсь, что при моей атрофии я что-то могла сделать. Изначальная установка - не то что не придавать ничему особенного значения, а не слишком отчаиваться и не слишком радоваться. Я уже не помню, когда хохотала от чего-либо.

- А были моменты, что надо отчаиваться, или другой на вашем месте отчаялся бы?

- Были моменты горя. Горе от смерти мамы в прошлом году. Она всю жизнь проработала в университете, сначала лаборантом, потом младшим научным сотрудником на экономическом факультете, скромный работник, но, видимо, ее очень любили, потому что, когда ее хоронили, вся кафедра пришла, и устроили поминки на кафедре, и там висят два портрета: профессора Татура, основателя кафедры, и ее. Горя тем больше, чем больше проходит времени.

Эфрос

- Я видела вас в разных ролях, знаю, что вы можете, но для меня наиболее пронзительной остается роль Раневской, даже не вся роль, а тот эпизод, когда Раневская узнает о продаже вишневого сада и сгибается так, будто ей в живот нож всадили. Помню это наравне с какими-то важными событиями собственной жизни.

- Вы знаете, это действовало на зрителей, лишь когда до этого шел монолог Высоцкого - Лопахина. Потом Эфрос возобновил спектакль, играл другой актер, это перестало так действовать, и я даже изменила рисунок.

- А кто это придумал, Эфрос или вы?

- Никогда нельзя верить актерам, когда они говорят: это я придумал, я!.. Крякнула лягушка и шмякнулась в болото. И режиссерам тоже. Поэтому, если потянуть одеяло на себя... что после смерти Эфроса сделать очень легко. Но я не стану этого делать.

- Любя лениться, вы все равно значительную часть жизни отдали актерству...

- При отсутствии качеств карьерных идет такая тяга. Ее очень чувствуешь. Меня кто-то нес. И мне нужно было только отказываться от каких-то предложений в кино - я не успевала. Я даже никогда не шила себе платья на лето, потому что у меня летом были съемки. Работа, работа, и я даже не заметила, когда эта тяга прошла, превратившись в чувство долга. Манок был вначале. Вот про Раневскую. Манок возник в репетиции, когда вдруг роль отслоилась от текста, и я ее увидела, поскольку уже хорошо знала Париж. «Мама живет на пятом этаже». На пятом этаже жили молодые художники. А она уже немолода. Значит, богема. Я для себя решила, что она любовница по меньшей мере молодого Пикассо, а не какого-нибудь коллежского асессора. И эта атмосфера, «пятый этаж», «она порочна, это видно в каждом ее движении», стремительность, проброс слов эфросовский, и появился манок, чтобы сделать это иначе. Но! У меня все уже осознанно, а Левенталь приносит совершенно другие костюмы - не для стремительности, не для «мороз в три градуса, а вишня вся в цвету», это Раневская, а у него «мороз в три градуса, и вишня вся еще в снегу» - серые суконные платья. И мы с художником Аллой Коженковой, кстати, я ее после этого полюбила и часто к ней обращалась, мы не просто кроили на столе, а перед зеркалом вырезали прямо на мне лишние куски ткани. Отсекали, как по Родену. И получилось это летящее платье. После чего Вивиан, тогдашняя жена Кончаловского, подошла ко мне и сказала: Алла, у вас осталось лекало вашего платья?..

- Эфрос сыграл какую-то роль в вашей жизни?

- Очень большую.

- Кто вообще был ваш любимый режиссер?

- Эфрос.

- Вы не были на его похоронах?

- Была.

Витез

- Он и Антуан Витез, такой же интеллигентный, мягкий и деликатный человек, как Эфрос, но более жесткий в восприятии мира и театра. Он меня заметил, когда мы играли в 77-м году в парижском «Трокадеро» «Гамлета» с Высоцким. Ну заметил и заметил. Потом увидел в «Вишневом саде» в театре «Одеон», когда мы после смерти Эфроса поехали на гастроли, и тут его, видимо, уже очень зацепило, и он предложил вместе работать. Как ни странно, мне все предлагали «Мамашу Кураж», а я отказывалась. И тут отказалась. Он говорит: что тогда?.. Приехал в Москву, посмотрел «Федру», ему понравилось, и он сказал: ну раз это «Федра» Цветаевой, давайте делать «Федру» Расина у нас в театре, тем более она для греков иностранка и ваш акцент будет очень хорош. Он меня устроил в школу французского языка для иностранцев, театр «Комеди Франсез» все оплачивал. Но когда он меня представлял труппе с шампанским и все такое, пришли одни мужчины и всего одна женщина, Натали Нерваль, но она русского происхождения, из первой эмиграции. И тогда Антуан сказал: вы знаете, Алла, это сосьетер, члены товарищества, против них ничего не сделать, будем играть с русскими актерами, а там видно будет. Витез при-ехал в Москву, нам дали помещение в «Ленкоме», где он отбирал актеров, которых я ему называла. Все уже было известно во Франции: репетиции здесь и там, играть сначала в Париже, потом в Москве. Я уехала, как всегда, в Ялту в мае, я каждый год туда езжу. Мне позвонили и сказали: Антуан Витез сегодня умер. Разрыв сердца.

- Еще одно горе.

- У меня много таких незавершенных проектов. Если говорить о какой-то судьбе, то, может, это и есть судьба.

- А что это значит?

- Не знаю. В знак его памяти в Авиньоне, в замке, был устроен вечер. На большой сцене сидели все актеры, когда-либо работавшие с Витезом. Рядом сидел министр культуры Лонго, который тоже был в свое время актером Витеза, и все читали по бумажкам. Я должна была читать монолог Федры, а у меня бумажки нет. Слева у Лонго не попросишь, его охраняли так, как, по-моему, Сталина, сутки трясло всех, что приезжает министр. Справа сидела одна из тех, кто в «Комеди Франсез» устроил мне обструкцию. Попросить листок бумаги не у кого. И в кармане нет. Я вышла, а французы терпеть не могут ни акцент, ни другой язык, они французы и все тут, и вдруг из последнего ряда полупьяный голос: это на каком она языке говорит, я ничего не понимаю! И тогда я, вцепившись ногтями в ладони, чтобы сконцентрироваться, ему в лоб по-французски: а теперь я прочитаю вам по-русски монолог Федры. И прочитала. В первом ряду сидели жена Антуана Витеза, его дочь, его секретарь и любовница Элизабет Лионетти, которая после его смерти родила ему девочку, это весь Париж знал. И я вижу: они плачут. Были аплодисменты. Хорошие. Тем не менее всю ночь я не спала...

- Как возник французский? Университетское образование?

- Нет, я там учила немецкий. В Щукинском училище обязательный французский. А в Париже у меня друзья. И поскольку у меня не так уж много друзей, я каждый год ездила туда. Надолго. Иногда на три месяца. Как позволяло время.

- Что там делали?

- Жила.

Колобов

- Я сама палец о палец не ударю, чтобы сделать какой-то поступок. Я не ушла бы из театра и до сих пор, как Золотухин, выходила бы, не знаю, в чем. Но! Любимова не было, он отрабатывал свои контракты на Западе. Эфрос умер. Все лучшие спектакли канули из-за раздела новой и старой сцены. Все мои спектакли были на новой, и никто их не видел - «Электру», «Пир во время чумы», «Три сестры», «Федру». У меня остался старый спектакль «Преступление и наказание», я его не любила, за ним никто не смотрел, стали нагонять школьников, которые бросали с балкона пивные бутылки вниз, и я перестала выходить на сцену. Год не выходила. Зарплату не получала. Пришли актеры к директору и сказали: или Демидова выходит на сцену, или пусть подает заявление об уходе. Директор меня вызвал и спросил: вам сказать, кто? Я говорю: зачем, я знаю. Он говорит: напишите просьбу о долгосрочном отпуске. Я написала. Все. Меня больше никто не позвал. И я соответственно больше не попросилась.

- Ваша жизнь теперь сложилась так, что вы живете с Бродским, Ахматовой, Пушкиным, с Олегом Чухонцевым...

- Не будем так говорить, Оля, а то одна девочка написала в интервью моими словами, что я пью чай с Ахматовой и Цветаевой.

- А мне нравится этот образ!

- Стихи я любила всегда. А Стрелер задумал такой проект - «Голоса Европы», он был тогда директором Театра Наций, и, кстати, от Франции был Антуан Витез. Стрелер пригласил меня и сделал мой поэтический вечер «От Пушкина до Бродского», с моими импровизационными комментариями, их переводил синхронный переводчик, а стихи - нет. Стрелер нашел музыку, поставил пюпитр, приказав мне только читать, как по нотам. С тех пор в такой манере проходят мои поэтические вечера.

- А как возникла ахматовская «Поэма без героя»? И книга «Ахматовские зеркала»?

- Книжка спонтанно - как необходимость в работе. Мы столкнулись с замечательным дирижером Евгением Колобовым в Париже, на банкете, после какого-то концерта. Он сказал: давайте работать вместе. Я предложила «Поэму без героя». Он прочитал. Мы встретились. Он сказал: я ничего не понял. Я стала объяснять и записывать что-то - так началось. «Поэма» прошла три раза. Очень хорошо, что ее сняли для телевидения и сняли его лицо. Одну камеру хотели поставить передо мной, я запретила, сказав: поставьте перед Колобовым. И вот осталось лицо Колобова. Я наслаждаюсь, когда смотрю. Жалко, что редко показывают. Потому что это Колобов, уникальный дар. Потом мы сделали вместе «Пиковую даму». Он сказал: мне надоел Модест Чайковский на сцене, давайте Пушкина, а я подберу музыку. Мы сделали три манекена на сцене, один одет Германном, другой - Лизой, третий - старой графиней. Три пюпитра и совсем сбоку столик со свечой - как бы авторский. В зависимости от того, чей текст я читаю, я перехожу от манекена к манекену, чтобы зрителя не запутать. А Колобов нашел музыку, не Чайковского. К сожалению, спектакль прошел только один раз, потому что Колобов умер.

О чем Пастернак хотел поговорить со Сталиным?

- Алла, все эти уходы невольно заставляют напоследок спросить вас о том, о чем Пастернак хотел поговорить со Сталиным: о жизни и смерти, если помните?..

- Помню, естественно, но я боюсь влезать в эту тему. Последний мой спектакль в постановке Терзопулоса «Гамлет-урок» об этом. Основная тема - как меняется сознание человека после встречи с потусторонним миром.

- Тогда несерьезное. Как, поменяв в жизни столько режиссеров, вы не поменяли мужа?

- Да вот потому что опять-таки я никогда сама ничего не делаю. А мой муж, сценарист Владимир Валуцкий, наверное, с таким же характером.

Пять лучших фильмов:

«Дневные звезды» «Шестое июля» «Зеркало» «Легенда о Тиле» «Щит и меч»