Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+19°
Boom metrics
Звезды28 апреля 2008 22:00

Виталий Мельников шокировал эротикой советского зрителя

Пожилые люди писали гневные письма в центральные газеты
Источник:kp.ru
У мэтра отечественного кинематографа 
Виталия Мельникова еще немало творческих задумок.

У мэтра отечественного кинематографа Виталия Мельникова еще немало творческих задумок.

(Окончание. Начало см. в номерах от 21 февраля, 6, 13, 20, 27 марта, 3, 10, 17 и 24 апреля) Закончить цикл публикаций, посвященных 90-летию одной из старейших киностудий страны, мы решили материалом об известном режиссере Виталии Мельникове: без его творчества нельзя представить себе «Ленфильм». Тем более что повод более чем уважительный - 1 мая мастеру исполняется 80. Искажение истории В канун празднования 50-летия Великой Октябрьской революции на экраны кинотеатров вышел фильм Мельникова «Начальник Чукотки». Приключения белобрысого писаря Алексея Бычкова, мальчика в буденовке, ставшего «начальником Чукотки», вызвали самые противоречивые отзывы у зрителей. Одни писали на студию гневные письма: «Указанный фильм искажает историческую правду об установлении советской власти на Чукотке…», другие ленту хвалили: «Такой замечательной, веселой, немного ироничной картины мы не видели давно». Но на самом деле режиссер снимал не историческую ленту, а, скорее, легенду об эпохе становления советской власти. Безусловно, успеху картины во многом способствовала блестящая игра Михаила Кононова. Но поначалу руководство студии ни в какую не хотело утверждать его на роль. Слишком уж негероическая внешность была у Кононова. Но Мельников настаивал: «Бычкова должен играть только Михаил!» И в конце концов начальники сдались. Кстати, «Начальник Чукотки» был первым полнометражным фильмом режиссера. Открыватель кинозвезд Мельников обладал удивительным даром. Все актеры, которых он приводил на съемочную площадку, впоследствии становились звездами кино. Для этого иногда хватало коротенького эпизода. Так было, например, с Натальей Гундаревой. В замечательном фильме «Здравствуй и прощай» (1973) малоизвестная тогда актриса сыграла женщину из толпы. Ее героиня чуть было не подралась со своим любимым (Виктор Павлов). Окружающие предотвращают разборку - забияк растаскивают в стороны. Всего несколько секунд экранного времени. Но после этого эпизода Гундареву заметили и режиссеры и зрители. Подобная история случилась и с Михаилом Боярским. До этого артист в кино не пел. Впервые сделал это в фильме Мельникова «Старший сын» (1975). И пошло-поехало. Историческая трилогия Особое место в творчестве режиссера занимает историческая трилогия «Империя. Век XVIII». В нее вошли картины «Царская охота» (1989), «Царевич Алексей» (1997), «Бедный, бедный Павел» (2003). Идея зрела у Мельникова давно. Но мешали советские идеологические препоны. Лишь с «перестроечной оттепелью» появилась надежда. И вскоре «Царская охота» вышла на экраны. Но наступившие вслед за этим времена дикого российского капитализма заставили отложить съемки второго фильма на долгие восемь лет. Хотя по хронологии событий «Царевич Алексей» должен был стать первым фильмом. Что же заставило режиссера обратиться к исторической тематике? - Русская история сама по себе достойна внимания кинематографа, - объясняет мастер. - Если говорить о накале страстей и степени драматизма, в ней можно отыскать сюжеты похлеще шекспировских. В центре таких картин должны стоять крупные личности, которые двигали нашу историю. В начале 80-х я предлагал тогдашнему руководителю Гостелерадио Сергею Лапину запустить историческую трилогию. Но, видно, время еще не пришло - Лапина проект не заинтересовал. Николай Еременко сверкал голым задом С «Царской охотой» связано немало интересных историй. В том числе и пикантных. Картина только-только появилась на экранах, как в центральные газеты хлынул поток писем. В основном от пожилых зрителей. Мол, авторы уделили чрезмерное внимание обнаженной натуре. А любовная сцена вообще ни в какие ворота не лезет - настолько она откровенная. - На самом деле недоразумение возникло из-за рекламного ролика, - вспоминает режиссер события более чем 20-летней давности. - Ролик делал не я. Смонтировали же его таким образом, что на коротком экранном пространстве кадры «обнаженки» смотрятся абсолютно одиозно. Они были выхвачены из контекста большого фильма. Хотя в сравнении с современными фильмами эротика в «Царской охоте» была более чем сдержанной. В одном из эпизодов граф Орлов (Николай Еременко-младший), прикрывая руками голый зад, выбегает из спальни императрицы. Да и в любовной сцене лже-Елизавета (Анна Самохина) обнажена вполне целомудренно. Здесь свою роль сыграло время - на дворе стоял 1989 год, и советский зритель к таким эпизодам еще не был готов. ПАМЯТЬ В прошлом году в прокат вышла последняя по времени работа мастера - картина «Агитбригада «Бей врага!». В основе сценария - автобиографическая книга Мельникова «Жизнь, кино». На экране показаны судьбы людей военной и послевоенной поры, совпавшей с юностью режиссера. СПРАВКА «КП» Виталий Мельников родился 1 мая 1928 года в селе Мазаново Амурской области. В 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича и Михаила Ромма). На «Ленфильме» с 1963 года. Работал вторым режиссером у Иосифа Хейфица на картине «День счастья». С 1964 года - режиссер-постановщик. Был председателем Санкт-Петербургского отделения Союза кинематографистов. В 1977 году Мельникову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1987 году - народный артист России. Избранная фильмография: «Начальник Чукотки» (1967), «Мама вышла замуж» (1969), «Старший сын» (1975), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Чича» (1992), «Последнее дело Вареного» (1994), «Луной был полон сад» (2000).