Совместный проект “Комсомолки” и сайта “Глобус Беларуси” www.globus.tut.by.
Из Минска по Слуцкой трассе спускаемся до Микашевичей, поворачиваем на Брест, через 15 км будет деревня
Синкевичи
Церковь Святого Георгия построена в конце XVII века, спустя сто лет перед ней возвели деревянную звонницу. Выглядит церковь относительно скромно, но представьте, что она, деревянная, стоит здесь уже более трехсот лет…
В сторону Бреста еще километров через 15 будет
Кожан-Городок
Церковь Святого Николая 1818 года постройки. В энциклопедии такой тип постройки называют пирамидальным - много разноуровневых башенок. Церковь довольно крупная: состоит из пяти срубов, поставленных в форме креста, плюс колокольня над входом. Внутри сохранился интересный деревянный резной униатский алтарь с фигурами ангелов и апостолов. Еще в советское время главный купол и барабан наклонился, и это весьма заметно с улицы. Такая белорусская Пизанская башня. Похожая - с наклоненным барабаном - есть в деревне Порплище на Витебщине.
ПО ДОРОГЕ: Микашевичи - гранитный карьер глубиной 130 метров, длиной около трех и шириной полтора километра. Когда стоишь на краю, 45-тонные БелАЗы внизу кажутся муравьями…
Возвращаемся в Микашевичи и едем в
Петриков
Здесь самый старый храм нашего маршрута. И он погибает!.. Изначально церковь была построена в 70-х годах XVII века в деревне Сотничи как староверская, с 1746 года стала униатской. В 1836 году храм аккуратно разобрали и перенесли в Петриков, на городское кладбище. Вплоть до 60-х годов XX века здесь проводились службы, потом церковь закрыли и забросили. Еще полтора года назад на храме был целый купол с дранкой (деревянной черепицей) и уникальный крест, которому тоже было 300 лет. В прошлом году купол рухнул, крест забрал «на сохранение» кто-то из местных чиновников. Мы проверяли лично - стены храма негнилые, стук звонкий - простоит еще столько же! Но с каждым годом храм все вернее приближается к своей погибели… Самое обидное, что несколько лет назад уроженец Петрикова, ныне живущий в Польше, предлагал петриковским властям дать деньги на реставрацию церкви. Отказались! Не спешит восстанавливать святыню и православная церковь… А ведь таких деревянных церквей, которые перешагнули 300-летний рубеж, у нас осталось всего восемь…
ПО ДОРОГЕ: Петриков.
Возле нашей церкви находится могила Деда Талаша, который был родом из Петрикова. Интересно переплыть прямо в машине на пароме через Припять.
Возвращаемся в сторону Микашевичей, поворачиваем на
Туров
Церковь Всех Святых 1810 года примечательна главным образом тем, что в ней хранятся два уникальных каменных креста, которые, по преданию, приплыли тысячу лет назад в Туров из Киева против течения. В легенде был и третий крест, но он где-то потерялся в недрах истории. Хотя некоторые уверены, что это тот самый, который «растет» на местном кладбище. К «растущему» кресту паломники идут круглый год - он будто бы и зимой теплый, а если положить на него украшения, то они обретают целебную силу. Посоветуем одно - не оставляйте при этом украшения без присмотра!..
Возле церкви - мемориальная могила гетмана ВКЛ Константина Астрожского.
ПО ДОРОГЕ: Туров - в специальном павильоне можно увидеть фундаменты церкви 1170-х годов - одного из самых старых каменных зданий в Беларуси. Разрушена землетрясением 3 мая 1230 года.
Затем едем в
Ремель
Церковь святого Михаила Архангела построена в 1762 году. Это - типичный пример народной архитектуры: со вкусом и без излишеств.
Далее следует
Давид-Городок
Возле речки Горыни стоит Георгиевская церковь 1724 года. Но, по мнению уроженца Давид-Городка поэта Леонида Дранько-Майсюка, храму минимум на 100 лет больше: “гэта ведаюць усе гарадоцкія”. Трехсрубный храм предельно прост - здесь доминируют большие поверхности без сложных форм как на стенах, так и на шатровых крышах.
Около Давид-Городка деревянный храм есть в деревне
Велемичи
Церковь Святого Ильи 1881 года, пожалуй, самая большая деревянная церковь Полесья. Интересно, что церковь симметрична и в плане сверху представляет собой ровный квадратный крест.
ПО ДОРОГЕ: Ольпень - деревянная церковь 1784 года.
Последний наш объект в деревне
Рубель
Михайловская церковь 1796 года по архитектуре похожа на украинские прикарпатские церкви. В плане приближена к кресту - по сути, это пример переходного типа храмов: до этого церкви строили просто из нескольких срубов, после - в форме креста.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«В полесских церквях лики святых имеют явные черты белорусов…»
О деревянных церквях Полесья рассказывает доктор искусствоведения Анатолий КУЛАГИН:
- Деревянные церкви - явление натуральное и самобытное для нас. Ведь чтобы построить каменную церковь, нужны немалые средства! А леса у нас всегда хватало!.. Эти церкви были плодом коллективного творчества народных тесляров. Многие столетия в Беларуси все выполнялось в дереве - и городские, и сельские постройки. Минск до XVI века был практически деревянный!..
Скромные деревянные церкви стали символом нашей толерантности и терпимости. Как бы ни складывалась судьба сельской семьи, но рубль с хозяина, полтинник с вдовы всегда находился на строительство храма.
Двух одинаковых старинных храмов нет. Лишь когда эта область строительства попала в XIX веке в государственные руки, началось тиражирование типовых церквей, стала утрачиваться индивидуальность и уникальность народного творчества.
Белорусы всегда помнили, что храм - это не архитектурное сооружение, а дом, где живет Бог. И выражения «беларускі Бог”, “на Беларусі Бог жыве” взяты не с неба. Войдите в полесский храм - и на вас будут смотреть лики святых с явным местным белорусским типажом!..
Дошедшие до нас трехсотлетние деревянные церкви уникальны! Ведь дерево горит, гниет… И храмы сгорали, но новые поколения прихожан восстанавливали храм на том же месте.
ДРУГИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ ПОЛЕСЬЯ
* Здитово Жабинковского района. Внимание! Церковь 1502 года! По мнению исследователей, от первоначального храма ничего не осталось при перестройке в 1787 году. Но настоятель гордо написал дату - 1502 - прямо над входом.
* Доброславка Пинского района. Церковь 1758 года - самая узкая из всех белорусских церквей (не только деревянных). Ее ширина - около 5 - 7 метров.
* Воловель Дрогичинского района. Церковь 1766 года. Примечательно, что построена она в стиле барокко. Хотя барокко - изначально «каменный» стиль.
* Доропеевичи Малоритского района. Церковь конца XVII века.
* Олтуш Малоритского района. Церковь 1783 года.
* Хотислав Малоритского района. Церковь 1799 года. Недавно ее обшили сайдингом…
* Паниквы Каменецкого района. Церковь 1912 года - самый западный храм Беларуси.