Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды27 августа 2008 22:00

Гундарева до последнего верила, что снова выйдет на сцену

Сегодня любимой актрисе исполнилось бы 60 лет [видео]
Одна из последних фотографий Натальи Гундаревой, сделанная до ее болезни. 2000 год.

Одна из последних фотографий Натальи Гундаревой, сделанная до ее болезни. 2000 год.

Обычно в «Комсомолке» мы не указываем возраста женщин, но с Гундаревой - особый случай. Ее юбилей лишний раз подчеркивает, как рано ушла от нас великая актриса. О ней много писали в последние годы, вспоминали друзья, коллеги, режиссеры, актеры, и все в один голос говорили, какой она была великой, умной, настоящей, красивой, талантливой, - и все это абсолютная правда. Но все-таки лучше всех Гундареву знала сама Гундарева. Ее высказывания о себе - самые правдивые. Недавно в серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о Наталье Георгиевне. В ней интервью, которое давала актриса до и во время болезни. Мы взяли фрагменты этих записей. Получился такой монолог актрисы.

«Уже в роддоме я откликалась на имя Наташа»

« - Как у всякого новорожденного, у меня была вот такая огромная голова. Но говорят, что рот у меня был еще больше головы, и орала я соответственно. И когда вкатывали коляску с детьми для кормления, нянечка в роддоме просто меня кидала маме со словами: «Возьмите вашу Наташку!» Когда мама со мной вышла из роддома, то я уже откликалась на это имя, и отец сказал: «Ну пусть будет Наташкой».

...Я ходила, как это называлось, в продленный день. В субботу нас водили в кино, и мне дома давали по 50 копеек. Я их собирала, ехала в ГУМ и ела мороженое - с горочкой такое, очень вкусное. И однажды мама меня на этом засекла. Мы выходили вместе из автобуса, хотя я, по идее, должна была ехать с другой стороны. «Где ты была?» На мое несчастье, мама тоже была на этом фильме, на котором вроде бы и я была. Дома был такой скандал! Пока я не заорала, как резаная. Что, мороженого даже поесть нельзя?! Боль моя во мне заговорила...

Гардероб у меня был невелик. Надела платье, усыпанное голубыми цветами (актриса рассказывала о поступлении в Щукинское училище. - Ред.). Стала похожа на необъятную цветочную клумбу: куда ни кинь взор, везде, до горизонта, я. Завилась, накрасила ресницы, брови, щеки, губы. Посмотрела на себя в зеркало: «Черт побери, только так и врежешься в память!» Иду по улице, и вдруг дождь. Такого дождя в Москве, по-моему, вообще до этого не бывало. Потоки воды смыли мои кудри, мои щеки и, как мне казалось, даже цветы с платья... Вот в таком виде, в прилипшем к телу платье, я вошла в училище. И с тех пор я всю жизнь так делаю: до Дождя и после Дождя.

...Мама прокляла все на свете, когда я пошла в театральное, потому что там была полная неизвестность. У меня уже было 120 рублей жалованья (Гундарева окончила вечернюю школу и работала в одном КБ чертежницей. - Ред.), а тут стипендия 28 рублей, повышенная - 35, на последнем курсе - 80: я была Вахтанговская стипендиатка. И было неизвестно, что будет дальше. Мама мне так сказала: «Я тебя буду кормить. А дальше ты на свои 35 рублей живи. Хочешь - покупай на них вещи, хочешь - завтраки, обед и ужины в училище... Это все твои деньги». После первого курса я сразу поехала в пионерский лагерь вожатой, после второго - снова в пионерский лагерь, так что какие-то деньги я привезла, а после третьего нам уже разрешили ездить с концертными бригадами. Получала по пять рублей за каждое выступление, богатая приехала. Деньги - они вообще лишними не бывают. Я маме туфли купила, двойку купила синтетическую, тогда модно было».

Это - фрагмент из начала творческого пути молоденькой оптимистки. А следом мы печатаем кусочек последнего интервью. Если в него вчитаться, то видно, что даже болезнь почти не изменила жизнелюбивый и сильный характер актрисы.

«Если буду орать от боли, то стекла вылетят»

«...Такого, наверное, никогда не ждешь. И, конечно, это переворот в сознании. Все последние годы я жила в непрерывной гонке, когда утром за волосы стаскиваешь себя с постели, вливаешь в себя кофе, глотаешь сигарету, бросаешься в машину, мчишься на репетицию, примерку, спектакль, съемку, а к вечеру прибегаешь выпотрошенная, не понимая, куда ушел день. И кажется, что ничего не сделано, хотя объективно это не так: прошла репетиция, примерила платья для новой роли... Но настоящего, на что стоило бы потребить это жизненное пространство, нет совсем. Я люблю результат, а моя работа результат дает далеко не сразу, и никогда не знаешь заранее, что из нее выйдет... И вдруг в этой гонке судьба меня остановила. И я думаю: почему Бог мне послал эти испытания? Может, потому, что я люблю результат, а это свойственно людям, которых обуяла гордыня?

Играть, как прежде, наверное, уже не смогу - нужны огромные физические силы, а их не будет. А играть хуже не могу себе позволить.

Очень все трудно... Болезнь такая, что все происходит ужасно медленно. А я всегда с лету хватала, и для меня эта медленность невыносима. Близкие говорят: «Смотри, ты же не могла пошевелить пальцем ни на руке, ни на ноге - а сейчас сидишь, встаешь, ходишь, пишешь, читаешь». А мне смешно и странно, когда окружающие радуются: Наташа уже ходит! Я им говорю: «Радоваться будем, когда вы сможете меня оставить в квартире одну и я сама подойду и возьму нужные вещи, сама оденусь, сама выйду на улицу, зайду в магазин и сама куплю то, что мне нужно, и никто не будет меня страховать. Когда я наконец останусь одна».

С утра физиотерапевтические процедуры, потом бегу на физкультуру, потом китайцы делают иглоукалывание и какой-то свой массаж, очень зверский - я называю его «китайские пытки»: адски больно. Но мне сказали: если вытерпите, то мы вам разработаем и руку, и ногу. И я молчу. Спрашивают: что, разве не больно? Отвечаю: если буду орать, то стекла вылетят.

На днях была годовщина смерти Андрея Александровича Гончарова, и наш театр задумал издать сборник в память о нем. Обратились ко мне с просьбой написать свои воспоминания о режиссере, с которым я много работала. Вот я и стала потихоньку составлять текст. Когда мои записи обрели какую-то форму, муж отнес рукопись в театр, и оказалось, что я первая выполнила задание. Вот это в моем характере! Не берусь судить, как это сделано, может быть, хуже, чем будет у всех остальных, но я поставила себе минимальные сроки и, не обладая особым даром рассказчика, а уж тем более писателя, как-то сформулировала свои мысли по поводу Андрея Александровича. Мне так лучше - поставив перед собой определенный срок и конкретную задачу, я начинаю чувствовать себя увереннее.

Я благодарна всем, с кем встретилась в больницах, потому что на моем пути потрясающие профессионалы: и в Институте Бурденко, и в Институте Склифосовского. Спасибо говорить еще рано. Я всем заявила: «Знаете, когда я скажу вам всем спасибо? - вот если я выйду на сцену, считайте, что это и есть моя благодарность: безмерная, огромная, всем сразу».

ЗВОНОК ДРУГУ

Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ: «Благодаря Наташе я стал москвичом»

- Андрон Кончаловский уже утвердил Гундареву на главную роль в фильме «Сибириада», - рассказал нам Александр Васильевич. - Но попросил меня на всякий случай найти актрису, похожую на Гундареву. Я привел Андрейченко, порепетировал с ней... В результате Кончаловский снимал мою протеже, а Гундареву убрали с роли. Думал, Наташа мне этого не простит. Но когда Гундарева узнала, что у меня нет квартиры, она, как депутат Моссовета, стала эту квартиру пробивать. Благодаря ее стараниям я стал москвичом, и квартиру получил не где-нибудь, а на Тверской. «Видишь, как я тебе отомстила», - в шутку сказала Гундарева. Вот такой щедрой души человек.

Анастасия ПЛЕШАКОВА.

НЕ ПРОПУСТИ

Что покажут на ТВ о любимой артистке