Премия Рунета-2020
Москва
+22°
Boom metrics
Москва28 сентября 2008 22:00

В столичных пробках виноваты... понты водителей

Ученые считают, что причина заторов - не только в числе машин, но и в стремлении москвичей выпендриться
Источник:kp.ru
Хотите ехать красиво? А о других подумали?

Хотите ехать красиво? А о других подумали?

Через два года Москва встанет окончательно. Как уже писала наша газета (см. «КП» за 20 сентября), ученые Института автоматизации проектирования РАН ввели в компьютер количество машин в столице, темп их прироста, пропускную способность столичных дорог и ахнули. К концу 2010 года на тысячу москвичей придется 500 машин (сейчас их 400) плюс ежедневные полмиллиона въезжающих из области... В общем, город превратится в одну большую пробку. Но эти же ученые предложили выход - реорганизовать движение машин.

Кремль объезжайте слева

Использовав метод компьютерного моделирования, они вычислили: нас спасет введение одностороннего движения на основных магистралях в центре. А именно - движение по Садовому кольцу нужно пустить против часовой стрелки, Бульварное кольцо - по часовой, а движение вокруг Кремля развернуть. Сейчас оно по часовой, а нужно сделать против. И что получится?

- Пропускная способность дорог в центре города вырастет, по нашим подсчетам, на 30%, - уверен замдиректора института Александр ХОЛОДОВ.

Сенсационное предложение было озвучено на специальных слушаниях в Мосгордуме. Депутаты пообещали идею ученых тщательно обдумать. А столичные гаишники, присутствовавшие на встрече, пожали плечами: компьютерное моделирование давно в Москве используется.

- С помощью математической модели был сделан расчет, где можно пропустить поток транспорта, с которым не справятся Ленинградский проспект и шоссе в момент реконструкции, - пояснил начальник отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения ГИБДД Москвы Александр ХОДАКОВ. - Развязка третьего транспортного кольца на Шмитовском - тоже плод компьютерного моделирования.

Неужели мы увидим свет в конце тоннеля и нас от пробок спасут математики?

Москва встанет, но в другом месте

- Компьютерное моделирование давно применяется во всем мире и показало свою эффективность, - пояснила «Комсомолке» завкафедрой логистики МАДИ профессор Виктория ГЕРАМИ. - Одностороннее движение по кольцам, которое предлагают математики, будет вполне эффективно. Но только в том случае, если у каждого кольца будет дорога-дублер с пропускной способностью на 20% выше.

В принципе, по мнению ученых, кольца и так дублируют друг друга. И то же Садовое намного шире Бульварного. То есть все по науке. Но Виктория Герами считает, что проблема шире.

- Мы избавим от пробок центр, а они будут возникать в другом месте! Надо, чтобы пропускная способность дорог ВЕЗДЕ была высокой, - считает профессор.

Купил права и посрамил ученых

Увы, теория срабатывает не всегда.

- Компьютерное моделирование - это расчет идеальной (!) модели движения, - улыбается Владислав БОРОДИН, руководитель службы сбора и обработки информации аналитического центра «Яндекс. Пробки». - Как только на модель накладываются дополнительные факторы, ей приходит конец.

А дополнительные факторы, по мнению Бородина, - это низкая культура вождения в Москве.

- В большей части пробок виноваты сами водители, - поясняет аналитик. - Многие просто не умеют ездить, хаотично перестраиваются, скачут из ряда в ряд, резко набирают скорость и резко тормозят. Выезжают на перекресток на желтый сигнал светофора и - готово: пробка возникает сразу в четырех местах! Что получается? Из-за одного (!) водителя затор возникает мгновенно, а рассасывается часами.

Слова Бородина подтверждают исследования ученых. Недавно математики из университета Будапешта вычислили, как обычно возникает пробка. Перед каким-то водителем появляется некое препятствие - необязательно что-то экстренное, но ему нужно замедлиться. Он тормозит, однако снижает скорость больше, чем требуется в данной ситуации. Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шоферу - еще сильнее. В результате движение прекращается, и пробка начинает расти. Получается как бы эффект домино: стремительно движущаяся назад волна останавливает машины одну за другой!

Казалось бы, все просто: езжай плавно, в потоке, не делай резких маневров. Этому учат на всех водительских курсах. Но... Кто на них реально учился? Водительские права в Москве нередко покупаются, и за руль садятся люди с почти нулевым опытом вождения. «Машину купил, права купил, ездить не купил».

«Расступись, беднота, я на джипе еду»

Еще одна причина пробок - понты. Москвичи любят большие машины, которые занимают много места на дороге. Ну зачем по мегаполису ездить на «Крузере» или «Хаммере»? Преимуществ на перегруженной дороге - ноль, припарковаться труднее, потому как машина большая. Бензина нужно немерено. Так зачем? Престижно.

- Большая дорогая машина - символ статуса ее владельца, - объясняет кандидат наук, сотрудник факультета психологии МГУ Станислав КОЗЛОВСКИЙ. - Большинство москвичей работают в офисах и оставляют машины на общих парковках. И сразу видно, кто на чем приехал. Если ты начальник, даже небольшой, твоя машина никак не может быть хуже, чем у подчиненного! И начинается соревнование - у кого автомобиль круче и больше.

А еще психологи отмечают: Москва - город амбициозных людей. Здесь много приезжих, они хотят «выбиться в люди» и всячески доказывают: «Я успешен!» Вот и получается - человек снимает квартиру в Жулебине, зато ездит на «Крузере». Причем с шиком, презирая окружающих и правила.

- Есть целая категория водителей, которые жаждут выделиться, но денег мало, и они берут 5 - 6-летние джипы, - рассказывает Владислав Бородин. - Однако до этой машины они сами не выросли. Сознание - на уровне водителя велосипеда. Поэтому ездят нагло, подрезают, создавая на дороге нервозность и пробки.

А еще заторы возникают по вине персональных водителей.

- 80% из них ведут себя на дороге некорректно, - считает Владислав Бородин. - Мне кажется, они работают по принципу: «Машина не моя, как хочу, так и еду».

Что же делать? Ученые и практики солидарны: нужно повышать культуру вождения. Но на это, увы, уйдет больше времени, чем на строительство ЦКАД и четвертого транспортного кольца...

КСТАТИ

Светофоры, слушай команду!

Что еще предлагают ученые для избавления Москвы от пробок?

Все светофоры столицы объединить в одну систему. Перед каждым светофором поставить датчик, «чувствующий» машины за несколько сот метров. Тогда каждый светофор будет знать, с какой стороны на перекрестке больше машин, а с какой - меньше. И работать соответственно. При этом работа всех светофоров может регулироваться и из Единого центра управления, откуда можно рассредоточивать потоки машин.

Ограничить в Москве покупку автомобилей и запретить всем частникам въезд в центр либо сделать его платным.

В несколько раз поднять штрафы за нарушение правил парковки.

Резко увеличить в Москве количество указателей, облегчающих навигацию. Ведь в столице сотни тысяч машин из других регионов, и водители почти не знают города. Они плутают, тормозят перед каждым поворотом, ища нужную улицу, и этим создают заторы.