Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество30 сентября 2008 15:00

Нераскрытая тайна гибели «Эстонии»

Кто и почему так целенаправленно старается скрыть правду о крупнейшей на Балтике катастрофе пассажирского парома?

Шведская государственная криминологическая лаборатория представила заключение о видеосъемках, сделанных в ходе исследования останков парома «Эстония», затонувшего в сентябре 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм. Та катастрофа унесла жизни 852 человек.

Вопросов больше, чем ответов

Прошло уже много лет, но тайн вокруг гибели «Эстонии» не стало меньше. Скорее наоборот. В последние годы распространилась версия о взрыве в трюме парома. В качестве доказательства этой версии предлагались видеосъемки затонувшего парома, в корпусе которого видны пробоины непонятного происхождения.

Чтобы подтвердить или же опровергнуть эту гипотезу, правительство Швеции в 2006 году поручило вышеназванной лаборатории изучить видеоматериалы, сделанные на затонувшей «Эстонии», и выяснить, подлинные ли это съемки или же речь идет о фальсификации. Сотрудники лаборатории исследовали 35 видеофильмов, сделанных финскими и шведскими водолазами, а также один фильм частного лица, который был отснят сразу после потопления парома. Кроме того, тщательному изучению подверглись около десятка рисунков и большое количество фотографий.

Прошло два года. И что? А ничего. Сотрудники лаборатории не пришли ни к какому определенному выводу. Пресс-представитель лаборатории сказал информационному агентству ТТ буквально следующее: «Очень трудно решить, являются ли многие из этих видеоматериалов оригинальными или нет. Мы не нашли ничего заслуживающего внимания ни в каком направлении. Также остается неясным, производилась ли на останках «Эстонии» человеческая деятельность или нет. В некоторых случаях можно утверждать, что изменения (в корпусе парома) носят естественный характер».

Остается впечатление, что правительства Швеции и Эстонии по-прежнему не заинтересованы в раскрытии всей правды о гибели парома «Эстония».

Некоторое время назад эстонский еженедельник «Ээсти Экспресс» опубликовал сенсационную статью, оставшуюся почти не замеченной. Дело в том, что из архива Рийгикогу (парламента) Эстонии бесследно пропали важнейшие документы, имевшиеся в распоряжении парламентской комиссии по расследованию причин гибели «Эстонии». Точнее, эта комиссия была создана в Рийгикогу для того, чтобы выяснить обстоятельства перевозки на сугубо гражданском пассажирском пароме грузов военного назначения.

Напомним, разговоры о том, что на «Эстонии» тайно перевозилось вооружение, пошли сразу же после гибели парома. Много лет официальные лица разного уровня – как в Швеции, так и в Эстонии – гневно опровергали эту версию как абсолютно беспочвенную и спекулятивную. И вот в 2004 году служащий шведской таможни Леннарт Хендрикссон публично подтвердил факты перевозки на «Эстонии» военных грузов. После этих откровений в Швеции разразился скандал. А в Эстонии началось повторное расследование этой темной истории. Казалось, правда об истинных причинах гибели «Эстонии» вот-вот всплывет наружу. Но не тут-то было. Повторное расследование спустили на тормозах. А теперь таинственным образом начинают пропадать важнейшие документы. Документы, которые в Эстонии были квалифицированы как содержащие государственную тайну.

Пропавшие протоколы

Но обо всем по порядку. Два года назад, 1-2 июня 2006 года, депутаты Рийгикогу Эвелин Сепп, Кен-Мартин Вахер и Тривими Веллисте посетили Стокгольм. Все трое – члены парламентской комиссии по расследованию обстоятельств гибели «Эстонии».

В Швеции эстонские парламентарии встречались и беседовали с очень осведомленными свидетелями. В частности, с министром развития Швеции Моной Сахлин, курировавшей все вопросы, связанные с гибелью «Эстонии». Депутаты парламента Эстонии побеседовали также с бывшим руководителем таможенной службы Швеции Ульфом Ларссоном, который непосредственно занимался выгрузкой военных грузов с парома «Эстония» в порту Стокгольма. Кроме того, гости из Эстонии выслушали показания и Леннарта Хендрикссона, того самого таможенника, который первым сообщил о тайных операциях шведских военных, вывозивших из Эстонии на пассажирском пароме военное оборудование. Но самым интересным собеседником эстонских парламентариев был генерал-майор Эрик Россандер, возглавлявший в 1990-х годах шведскую военную разведку MUST.

Все беседы с вышеперечисленными персонами были подробно запротоколированы. Так вот: именно этих протоколов теперь и нет в архиве Рийгикогу.

Самым важным, безусловно, является протокол беседы с генерал-майором Эриком Россандером. Именно подчиненные Россандеру шведские шпионы за две недели до последнего рейса «Эстонии» перевозили на пароме российские военные «трофеи». За неделю до встречи с эстонскими парламентариями Россандер сказал в интервью шведскому телеканалу TV4: «Я не хочу комментировать деятельность военной разведки в то время, когда я был ее начальником. Об этом я никогда ничего не говорил».

Но на встрече с членами парламента Эстонии генерал Россандер вдруг неожиданно разоткровенничался. Журналисту «Ээсти Экспресс», побеседовавшему со многими людьми, причастными к этому делу, по крупицам удалось восстановить то, о чем говорил тогда Эрик Россандер.

Толчок к тайным перевозкам военного оборудования из Эстонии в Швецию дали сами эстонцы, предложившие шведам российские военные документы и электронику, которые остались в Эстонии после вывода оттуда российских войск. Бумаг и оборудования было настолько много, что шведским шпионам пришлось ездить за ними в Эстонию два раза: 14 и 20 сентября 1994 года. Вопрос о том, было ли на «Эстонии» вооружение в ночь гибели парома (28 сентября 1994 года), остается открытым.

Разобрав доставшиеся им «трофеи», шведские военные пришли к выводу, что большинство документов не имеет никакой ценности. Однако российскую военную электронику специалисты из FRA (службы военной радиоразведки Швеции) оценили очень высоко.

Кто скрывает правду

На встрече с эстонскими депутатами Эрик Россандер упомянул, что контактным лицом со шведами с эстонской стороны был какой-то военно-морской офицер Эстонии. Отправке российского военного оборудования в Швецию помогали и сотрудники эстонской раз ведки.

В действительности Россандер поведал еще больше, но что именно, теперь остается не известным, потому что протокол беседы с ним бесследно пропал из архива Рийгикогу. Так же, как и протоколы бесед с министром Сахлин, а также со шведскими таможенниками Ларссоном и Хендрикссоном.

Работники канцелярии Рийгикогу никак не могут объяснить исчезновение столь важных документов, имеющих «статус» государственной тайны. По существующим правилам, все документы парламентской комиссии по расследованию обстоятельств гибели парома «Эстония» должны храниться в архиве Рийгикогу вечно.

Все это выглядит еще более странным и таинственным, если вспомнить, что с исчезновением этих документов связан небольшой эстонско-шведский дипломатический скандальчик.

Дело в том, что во время беседы с эстонскими парламентариями Эрик Россандер сказал, что после того, как шведские специалисты провели анализ российского военного оборудования, доставленного из Эстонии, они направили свое заключение эстонским партнерам. Поскольку это заключение не смогли найти ни в одном государственном учреждении Эстонии, то депутат Рийгикогу Эвелин Сепп, возглавляющая парламентскую комиссию по парому «Эстония», обратилась в посольство Швеции в Таллине с просьбой предоставить членам комиссии копию этого заключения. Ответ тогдашнего шведского посла в Эстонии Дага Хартелиуса еще больше замутил ситуацию: «Кажется, что на вашей встрече с генерал-майором Россандером возникло какое-то недопонимание. Шведская военная разведка не направляла властям Эстонии письмо такого содержания».

Дело ясное, что дело – темное. Судя по всему, тайна гибели парома «Эстония» не будет раскрыта до тех пор, пока власти Швеции и Эстонии делают все возможное для сокрытия правды.

СКАЗАНО

Водолаз Хакан Бергмарк, служивший в элитном подразделении ВМС Швеции, погружался к останкам парома «Эстония» одним из первых, 1 октября 1994 года.

В декабре 1999 года в интервью немецкой журналистке Ютте Рабе он сказал: «И тогда мы увидели… все водолазы, с которыми вместе были… на правой стороне корпуса судна… большую пробоину от взрыва, в носовой части судна. Мы не могли предположить ничего иного, это было единственное объяснение, почему судно затонуло».

После опубликования этого интервью была развернута кампания клеветы против Хакана Бергмарка, которого в Швеции объявили психически больным человеком.