Общество

Людмила Путина о семье, воспитании детей и школьных проблемах

Супруга главы правительства - в интервью журналу «Здоровье школьника». Вот выдержки из этой беседы
Источник:kp.ru

- Людмила Александровна, сейчас есть множество школьных программ по различным дисциплинам и большое количество учебников. Только по истории или литературе можно насчитать их десятки. На детей обрушивается огромный поток информации. Как в этом разобраться и сделать правильный выбор? Должно ли государство влиять на эти процессы?

- Да, есть такая проблема. К сожалению, в рыночных условиях вряд ли можно как-то регулировать поток учебников. Они, скорее всего, будут плодиться, и не всегда их качество будет хорошим. Что можно сделать в сложившейся обстановке? Растить в детях уважение к процессу познания, помогать им осваивать системный подход к учению.

Иными словами, мы можем научить ребенка добывать более или менее объективную информацию по различным темам из разных источников (это могут быть учебники, Интернет, словари, энциклопедии и так далее), сравнивать ее, делать собственные выводы на основе полученных знаний.

Умение ориентироваться в огромном информационном потоке - вот, пожалуй, один из основных навыков, которым должен владеть современный ребенок, подросток, взрослый.

- Родителей подростков беспокоят стрессы, связанные с «психологическим взрослением» детей. Ребята нуждаются в поддержке не только дома, но и в школе. Что вы могли бы посоветовать родителям, какую роль может и должна играть школа?

- Здесь, как мне кажется, очень помогает общение с детскими психологами, чтение литературы о психологии детского и подросткового возраста. Ведь если мы хотим чему-то научиться в жизни, например плавать, играть на музыкальном инструменте, говорить на иностранном языке, рисовать и так далее, мы обращаемся за помощью к специалистам.

А ведь воспитание и поддержка детей - это такое же, а может, еще и более сложное знание. И это знание нам, родителям, можно и нужно получать у специалистов в этой области. Такими являются практикующие психологи, особенно работающие в области семейной психотерапии.

Школа же, в свою очередь, может предложить ребенку щадящую нагрузку, различные развивающие факультативы, помощь школьного психолога, заботу об атмосфере общения и многое другое, была бы добрая воля, как говорят.

- Государством проводится большая работа по приобщению подрастающего поколения к родному языку, к сокровищам русской литературы. Но самый большой пробел в чтении приходится на школьников. Явно не хватает подростковой литературы для учащихся в возрасте от 10 до 15 лет. Не нужны ли специальные государственные меры для решения этой проблемы?

- Много думала над этим вопросом, но ответа пока не нашла. Мне кажется, время и социум либо рождают великих и талантливых, либо нет. Возможно, это какие-то объективные процессы мироздания.

Мы со своей стороны делаем то малое, что можем: проводим различные конкурсы, «круглые столы», фестивали, выставки, семинары.

Спрос рождает предложение. Сегодняшние дети - это будущие потребители, и они будут создавать и спрос, и предложение. А вывод напрашивается: просвещение, начиная буквально с детского сада, - великая вещь. Роль же государства в этом вопросе, то есть в вопросе просвещения, огромна. Но и каждый из нас может внести свой вклад в духовное развитие общества.

- Родители часто жалуются, что дети проводят многие часы за компьютером. Очевидно, это крайне вредно для физического и психического здоровья школьников. Как бороться с компьютерной зависимостью?

- Это зависит только от родителей, как говорится, целиком и полностью. Если мы уделяем много внимания детям, окружаем их любовью и заботой в том виде, в котором им этого хочется, если помогаем им получать удовольствие от общения с внешним миром, поддерживаем их в отношениях с друзьями и в их увлечениях разными видами созидательной деятельности, то вряд ли они предпочтут виртуальный мир реальному.

- Людмила Александровна, каким образом, по вашему мнению, в ребенке формируются такие качества, как доброта, совестливость и критическая оценка себя? И где, как вам кажется, складываются духовные идеалы ребенка - в семье, в церкви, среди сверстников?

- Есть такая книга Марка Хаузера «Мораль и разум», в которой среди прочего говорится и о том, что мораль наследуется нами генетически. Таким образом, мы добры и справедливы от рождения... Так ли это?

Как мне кажется, ребенок рождается с определенной закладкой физических и интеллектуальных возможностей, со своим собственным замечательным «я», которое мы часто называем нашей сущностью. Последняя, в свою очередь, обречена на контакт с социумом.

В результате этого контакта с семьей, детским садом, школой, друзьями формируется личность. И то, насколько она, эта личность, позволяет проявляться нашей сущности, и делает нас такими, какие мы есть: духовными или меркантильными, совестливыми или циничными, умными или примитивными, добрыми или злыми, искренними или лживыми, одним словом, созидателями или разрушителями. Таким образом, какая-то часть нас - это наши бабушки и дедушки, а часть - влияние социума и плюс много еще всяких составляющих, ведь человек - это система, сложная и противоречивая.

- Люди становятся сжаты, скованны, менее эмоциональны. Семьи все меньше времени проводят вместе. Что могли бы сделать родители и учителя для преодоления этой проблемы?

- Действительно, вы правы, очень многие люди часто не знают даже названий чувств, не говоря уже об умении их проявлять. Думаю, что проблема эта возникла не сегодня, не в наше время, и лежит она в недрах времен диктатуры и преследований, времен мировых войн и послевоенного периода.

Запрет на эмоции, зажатые эмоции, неумение распознать собственные чувства - это действительно тяжелое испытание для любого человека, даже если он сам этого не осознает. Как результат - разрушение себя и окружающих, отсутствие умения гибко реагировать на внешний мир и вовремя обходить препятствия, дабы не нанести себе, любимому, ущерб, двигаясь по пути развития и достижений.

Черное или белое, клево или облом, да или нет, перфекционизм, максимализм стали для многих нормой существования. Очень хочется не только посочувствовать, но и помочь.

Изобрести какие-то технологии, которые помогут глобально и, как раньше любили говорить, в сжатые сроки все изменить в сфере восприятия человеком жизни, невозможно. Можно и надорваться... Лично мне помогает теория малых дел. Я стараюсь делать то, что лично мне под силу и опять же в рамках моих собственных пределов.

Полный текст интервью будет опубликован в февральском номере журнала «Здоровье школьника» и на сайте www.za-partoi.ru

ИЗ ДОСЬЕ KP.RU

Людмила Александровна ПУТИНА окончила Ленинградский государственный университет по специальности «филолог-романист». Четыре года преподавала немецкий язык на кафедре усовершенствования учителей Ленинградского госуниверситета. Стала инициатором создания Центра развития русского языка, а затем - его директором. Владеет немецким, испанским и французским языками.

У Людмилы Александровны две дочери - Екатерина и Мария.