2018-02-21T19:03:27+03:00

Иван Васильевич оказался страшнее Антихриста

На Каннском фестивале состоялась мировая премьера фильма Павла Лунгина «Царь» [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments22
Изменить размер текста:

«Много у меня врагов?» - спрашивает облезлый и бесноватый, с одним гнилым зубом во рту русский царь Иван Васильевич (Петр Мамонов) у главного своего опричника Малюты Скуратова (Юрий Кузнецов). «Много!» - отвечает Малюта. И добавляет: «Все сами признались». Бывшие друзья и соратники полупомешанного царя, являющиеся ему в ночных кошмарах, и вправду сами признаются в измене, чтоб избежать адских пыточных мук. Лжи во избежание пыток на дыбе никак не может понять митрополит Филипп Колычев (Олег Янковский). Человек, решительно неспособный лгать, он хронически отказывается благословлять царя на его кровавые преступления и призывает покаяться. «Как человек я грешник, как царь – праведник», - отвечает ему Иван Грозный и каяться наотрез отказывается. После разгрома русских войск поляками, Филипп идет на открытый конфликт с царем, приютив у себя воевод, коих Иван Васильевич намерен посадить на кол. А потом и вовсе бросает презрительно: «Не вижу государя, не могу узнать его»….

Сюжет многих фильмов Лунгина составляет моральное противоборство полярно заряженных героев-мужчин: таксиста и саксофониста в «Такси-блюзе», отца и сына в «Луна-парке» и т.д. В «Царе» оно, увы, очень декларативно. Нет развития ни персонажей, ни их отношений: Иван весь фильм желает казнить, Филипп призывает миловать. Драматическое напряжение возникает лишь в последней трети картины, когда митрополит брошен в заточение и на наших глазах становится святым, способным, как герой «Острова», вершить чудеса и исцелять немощных. А грозный царь знай себе опробывает новые пыточные игрушки и бессильно вопрошает: «Где мой народ?».

Петр Мамонов играет Ивана Грозного таким же нестрашным юродивым, как и персонажей «Острова» и «Такси-блюза». Но его ужимки способны вызвать в лучшем случае недоумение на фоне выдающейся работы Олега Янковского, которому нет нужды использовать лицевые мышцы и пучить глаза: это пример глубочайшего актерского погружения в образ.

Что касается пыток и прочего членовредительства, то все это явлено в фильме Лунгина в большом ассортименте. Имеются одиночное и массовые сожжения на костре, обезглавливание (кур и героя актера Алексея Макарова – Ивана Колычева), а также такая старинная русская забава, как растерзание медведем. Все это продемонстрировано весьма обстоятельно и убедительно. Стоит заметить, что во многих фильмах нынешнего каннского фестиваля сделан упор на расчлененку (о чем смотри в соседней заметке), так что картина «Царь» очень удачно вписывается в эту мировую тенденцию.

На каннскую публику она явно произвела сильное впечатление: на обоих показах в воскресенье зал был до краев полон и рукоплескал. Что и неудивительно: в этой качественно и с явным прицелом на международный прокат сработанной картине (ее великолепно снял американец Том Стерн, постоянный оператор Клинта Иствуда) очень умело и эффектно собрано все, что может заинтересовать иностранца: русская зима, русская история, русский медведь, русская жестокость, русская духовность. Все это давно уже стало мировыми брендами, как понятное всем без перевода слово «TSAR».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Ларс фон Триер посвятил свой ужастик Тарковскому

Картину «Царь» показали в один день с нервно ожидаемым очередным творением Ларса фон Триера «Антихрист». Триер сильно разочаровал: его сдобренный порнографией, псевдофилософский ужастик о семейной паре, бежавшей в лес залечивать душевные раны, после того, как во время очередного совокупления у них из окна выпал ребенок, зал откровенно осмеял. Особенно порадовал публику финальный титр «Посвящается Андрею Тарковскому», представляющийся откровенным издевательством. Антихристом у Триера предсказуемо оказывается женщина, под конец взявшая ножницы и на крупном плане отрезавшая себе клитор. Всего и делов. Русский Антихрист, явленный Лунгиным, перекочевал на экран из всамделишной русской истории и оказался куда более страшным.

По количеству крови «Царь» вполне может соперничать с фильмами основной программы – в этом году отличающейся особой мрачностью. Так, в криминальной саге Жака Одиара «Пророк» (Un prophete) главный герой-араб, попавший в услужение корсиканской мафии, чтобы заслужить ее доверие, перерезает глотку своему соплеменнику. Во внеконкурсной картине «Агора» (Agora) Алехандро Аменабара первые христиане забивают камнями и освежевывают язычницу-египтянку (Рэйчел Вайс). Фильм Парк Чан-вука «Жажда» (Thirst) и вовсе повествует о католическом священнике, в самом прямом смысле слова пьющем кровь из своей паствы. И даже сцеживающем ее в бидоны и разогревающем в микроволновке. А в самом отвратительном фильме фестиваля - «Расчлененке» (Kinatay) филиппинца Бриллианте Мендоза, плохие полицейские насилуют и расчленяют работницу местной секс-индустрии по кличке Мадонна, разбрасывая куски ее тела по дороге со службы.

Канны – 2009

Русские кинопрокатчики угрожают американцам бойкотом

В рамках одного из круглых столов, проходящих в Русском павильоне во время Каннского фестиваля, представители российских прокатных компаний в жесткой форме потребовали от американского кинобизнеса пересмотреть сделки, заключенные до экономического кризиса, сразившего на взлете отечественную киноидустрию. Руководители таких известных прокатных контор, как «Централ партнершип» и «Парадиз» (именно благодаря им у нашего зрителя все это время была возможность смотреть качественное и интеллигентное неголливудское кино), предложили американцам снизить цены на свой товар до 90 %. Причины: падение рынка продаж фильмов на DVD в России составило 60%, количество киноэкранов по стране сократилось на 20 %, примерно на 7 % зрителей стало меньше приходить в кинозалы. При этом видеопиратство продолжает цвести пышным цветом, а телеканалы стали гораздо менее охотно приобретать новую американскую кинопродукцию. По этой причине русские компании практически ничего не будут покупать в этом году на Каннском кинорынке.

Американцам, понятное дело, не по душе подобная постановка вопроса. Они утверждают, что Россия – не единственная страна, страдающая от кризиса, однако от уже заключенных сделок никто пока не отказывался. Русские, однако, стоят на своем: не хотите учитывать изменившуюся ситуацию – вообще не будем брать ваш товар. Вопрос, какое кино будут смотреть российские зрители в новых экономических условиях, пока остается открытым.

Ларс фон Триер "Антихрист".Фильм изобилует сексуальными сценами и сценами насилия. Многие критики назвали фильм "вызывающим".

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Стас ТЫРКИН

 
Читайте также