Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество13 ноября 2009 6:40

Андрей Константинов: «К славе писателя отношусь с иронией»

По приглашению медиа-клуба «Импрессум» директор питерского Агентства журналистских расследований, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга, принял участие в публичной встрече, посвященной роли современной прессы в раскрытии раличных общественных язв [видео]

По приглашению международного медиа-клуба «Импрессум» директор питерского Агентства журналистских расследований, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга Андрей Константинов посетил Таллин, где принял участие в публичной встрече, посвященной роли современной прессы в раскрытии таких общественных язв, как преступность, коррупция и политический цинизм.

В публичной встрече также принял участие Андрес Анвельт, который в течение двадцати лет служил в правоохранительных органах Эстонии. В том числе, в 2000-2003 годах он возглавлял Центральную криминальную полицию Эстонии, в функции которой входит и борьба с организованной преступностью. С 2007 года Андрес Анвельт работает советником командующего Силами обороны Эстонии.

Широкую известность Анвельт получил два года назад, после выхода романа «Красная ртуть» - о разгуле преступности в Эстонии в 1990-е годы. Сюжет этого художественного произведения выстроен на основе реальных событий из практики бывшего полицейского Андреса Анвельта. В настоящее время эстонский режиссер Андрес Пуустумаа, прославившийся в России такими популярными фильмами, как «Красный жемчуг любви», «1814» и «Волшебник», снимает криминальный сериал по мотивам «Красной ртути». Это совместный эстонско-российский проект.

Андрей Константинов, который ранее неоднократно бывал в Эстонии, также не понаслышке знает о «теневой» жизни прибалтийских стран в период капиталистической «революции» 1990-х годов (торговля цветными металлами, оружием, «отмывка» в местных банках преступно нажитых капиталов и т.п.).

Главное детище жизни

Выступая перед почитателями своего творчества, Андрей Константинов подробно рассказал о своем пути в художественную детективную литературу. Он никогда не собирался становиться писателем, но постепенно увлекся этим делом. И сейчас иногда путают его художественные произведения с документальными. Например, «Бандитский Петербург» - это не вымышленный детектив, а документальная книга, составленная на основе статей, публиковавшихся в «Смене». Это своего рода история организованной преступности в Санкт-Петербурге. А вот в одноименном телесериале, снятом по мотивам написанных Константиновым детективов («Адвокат» и «Вор»), естественно, превалирует художественный вымысел.

Вместе с тем Андрей Константинов отметил, что к своему писательству он относится с плохо скрываемой иронией. Все свои детективы он писал или в выходные дни, или во время отпуска. Гость клуба «Импрессум» особо подчеркнул, что основным своим занятием он считает журналистику.

Главное детище его жизни – это АЖУР (Агентство журналистских расследований). Занимаясь журналистскими расследованиями, Константинов с коллегами раскрыли несколько преступлений. Например, они вышли на банду «телепата», состоявшую из беглых курсантов военно-морского училища, совершивших несколько жестоких убийств, поражавших своей бессмысленностью и садизмом. Журналисты из АЖУРа также доказали, что убийства инородцев в Питере – это дело рук тамошних скинхэдов. Кстати, именно на этом деле у АЖУРа возникла напряженность во взаимоотношениях с питерской прокуратурой, которая уже успела «навесить» некоторые из этих убийств на невиновных людей. В активе АЖУРа и разоблачение деятельности секты «нумерологов», и некоторые другие успехи на поприще борьбы с преступностью.

Вместе с тем Андрей Константинов четко и ясно сказал, что первостепенной задачей АЖУРа является не раскрытие преступлений, а максимально объективное информирование общества о тех или иных актуальных проблемах. А уж общество само должно решать, что с этой информацией делать.

Профессионализм без приключений

Судя по всему, спрос на подобную – криминальную – информацию в российском обществе велик и устойчив. Под брендом АЖУРа постепенно возникло несколько фирм, выпускающих разнообразные медиа-продукты. По сути, это медиа-холдинг, в различных структурах которого в настоящее время работает примерно полторы сотни человек. О серьезности подхода к делу свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что под эгидой АЖУРа выпускаются учебники по методике журналистских расследований. А сам Андрей Константинов ранее приезжал в Эстонию читать лекции для студентов отделения журналистики Таллинского университета.

В своем выступлении Андрей Константинов попытался развеять некий ореол романтичности, витающий вокруг АЖУРа, подчеркнув, что там, где у журналиста начинаются всевозможные приключения, там заканчивается его профессионализм. Это значит, что что-то идет не так, как следовало бы. Журналистика – это не красование перед публикой и поклонниками, а тяжелая, часто неблагодарная работа, чреватая вредными для здоровья психологическими перегрузками.

Например, в АЖУРе вынуждены были ввести практику обязательной регистрации всех посетителей, чтобы таким способом хоть в какой-то степени застраховаться от «сумасшедших», которые толпами приходят в редакции со своими бредовыми разоблачениями. Тем не менее журналисты вынуждены выслушивать любого человека, даже если на первый взгляд он и кажется не совсем адекватным.

Андрей Константинов решительно отверг измышления о том, что АЖУР работает «под заказ». Он сказал, что в АЖУРе можно заказать любое расследование, но «невозможно заказать его результат». В то же время господин Константинов отметил, что заказных расследований в его журналистской практике было не так уж и много. Не более дюжины за тринадцать лет, то есть с 1996 года, когда он возглавил криминальный отдел в газете «Смена».

Журналист – это не «опер»

Андрес Анвельт, сделав краткий экскурс в историю становления полицейской службы в независимой Эстонии, рассказал о работе над романом «Красная ртуть», который он написал уже после ухода из полиции. Бывший полицейский Анвельт почему-то стесняется называть свое детище детективом, говоря, что это «остросюжетный роман о том, кто и как себя находит: кто-то идет в бандиты, а кто-то – в полицейские».

В своем выступлении господин Анвельт попытался провести параллели между работой «опера» и журналиста, отметив, что и правоохранительные органы, и в какой-то степени журналистика являются «орудиями общества» при решении тех или иных проблем. По его мнению, полицейское расследование и журналистское - это две формы общественного надзора со схожими функциями. Хотя, конечно, одно с другим нельзя смешивать ни журналистам, ни полицейским, поскольку ничем хорошим это никогда не кончается.

В то же время реальность такова, что полиция часто использует журналистов для достижения тех или иных оперативных целей. Например, «сброс» правоохранительными органами в СМИ заведомо ложной информации стал почти обыденным явлением. Андрес Анвельт вспомнил, что когда он учился в США в Академии ФБР, то там у них даже был специальный предмет, как лучше использовать (в «темную» или в открытую) журналистику.

Оба участника встречи – и Андрей Константинов, и Андрес Анвельт - сошлись во мнении, что и журналист, и полицейский могут достичь успеха и признания своей деятельности, только если им нравится сам процесс, а не ожидаемое вознаграждение (в любом его виде) за проделанную работу.

Фото: Егора Васильева