Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Туризм: Авиаперелеты12 января 2010 22:00

Как быть, если из-за непогоды испорчен отпуск

Разбираем 8 стандартных ситуаций, в которые может попасть путешественник

Снежно-аэропортовская эпопея вроде бы закончилась. 1700 российских туристов, которые больше суток не могли улететь из французского Шамбери, вернулись домой. Другие аэропорты Европы, где несколько дней подряд из-за сильнейших снегопадов отменяли и задерживали сотни рейсов, тоже потихоньку разруливают прилеты-отлеты по расписанию (мы рассказывали об этом подробно, см. «КП» за 12 января с. г. и сайт kp.ru).

Но и вчера в Москву с внушительной задержкой прибыли рейсы из Женевы, Дюссельдорфа, Парижа, Лейпцига. Речь идет уж о полутора-двух часах, но все же. А синоптики обещают, что на этой неделе Европу заметет новый циклон по имени «Элла»! Впереди еще два месяца зимы, и кто знает, как еще путешественникам может насолить погода.

Мы составили инструкцию для застрявших в аэропорту: что делать в разных ситуациях. На всякий случай сохраните эту страницу и возьмите с собой в поездку.

Ситуация 1. Рейс задержан, вы сидите на чемоданах в зале ожидания.

Что делать: правила, действующие в России и Европе, похожи.

Ждете больше 2 часов - вам должны дать прохладительные напитки и предоставить возможность сделать два БЕСПЛАТНЫХ телефонных звонка или послать два сообщения по электронной почте. Штука полезная, особенно если сидите в заграничном аэропорту, а в роуминге проговорили кучу денег.

Опоздание на 4 часа - горячий обед или ужин. Обычно кормят в кафе аэропорта. Если застрянете дольше, потом кормить должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Задержка рейса на 6 часов в ночное время и на 8 часов днем - вас обязаны разместить в гостинице и довезти до нее, а также обратно в аэропорт.

Эти правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки.

Куда за всем этим обращаться? К представителю авиакомпании. В больших аэропортах у крупных перевозчиков есть свои стойки. Если не нашли или зависли в маленьком аэропорту, обратитесь к стойке информации аэропорта.

Ситуация 2. В самолет посадили, а он не взлетает - два часа катают по взлетной полосе.

Что делать: это та же задержка рейса. Вам должны предоставить напитки и еду, исходя из тех же норм.

Ситуация 3. Вы летите со стыковкой. Первый рейс задержался, в итоге опоздали на второй.

Что делать:

Объясняет Анна Гладун, гендиректор юридической консультации «Визит», специализирующейся на праве в области туризма:

1. В аэропорту вылета получить отметку в билете (распечатке электронного билета), что ваш самолет не смог вылететь вовремя по такой-то причине, был задержан на такое-то время.

2. В аэропорту пересадки обратиться к представителю авиакомпании с просьбой перебронировать билет на другой рейс. Здесь-то и потребуется отметка в билете, подтверждающая вашу невиновность в опоздании.

Обычно билет меняют без проволочек. Тем более что чаще всего оба рейса выполняет одна авиакомпания или перевозчики, входящие в один авиационный альянс (крупных альянсов в мире три: Sky Team - в него входит «Аэрофлот», Star Alliance, One World). Скажем, вы добираетесь в Доминикану на рейсах Air France, так делают многие наши туристы: Москва - Париж, Париж - Пунта - Кана. Даже если первый рейс был «Аэрофлота», не важно - альянс один, компании помогают друг другу.

Проблема может быть в другом. Из Парижа-то в Москву несколько рейсов в день, и если опоздали на один - улетите через пару часов. Но может оказаться, что ближайший борт лишь завтра. Компенсировать траты на гостиницу и питание должна авиакомпания - виновник опоздания. Собирайте чеки, квитанции и прочие подтверждения расходов. И по возвращении пишите претензию с требованием возместить убытки, причиненные некачественным исполнением услуги по авиаперевозке.

Если вас заставят покупать новый билет за свои кровные, то его стоимость (вместе с неустойками и компенсациями) вы также вправе будете требовать с авиакомпании, чей рейс задержался. Для этого сначала передайте письменную претензию о компенсации убытков (см. выше), а в случае отказа либо если вам не ответили в течение 10 дней, можете идти в суд.

Ситуация 4. Едете вы из гостиницы в аэропорт. На автобусе туроператора, трансфер входит в стоимость путевки. Автобус застревает в дороге - снежные заносы, пробка. И не успевает доставить вас к вылету.

Что делать:

- Велика вероятность того, что турфирма сама решит проблему с перевозчиком: отложит рейс или перебронирует билеты на более поздний вылет. Особенно если речь идет о чартере, заказанном туроператором, - поясняет Анна Гладун. - В любом случае доплачивать за новые билеты туристы ничего не должны.

Ситуация 5. Задержался рейс, которым вы летите в отпуск. Пропали день или два отдыха.

Что делать: как правило, добиться компенсации реально уже после возвращения. Вы можете потребовать у авиакомпании компенсировать стоимость потерянных из-за опоздания услуг: суток проживания в гостинице, питания, если оно было оплачено, экскурсии и т. д.

- Турфирма отвечает лишь в том случае, если вы застряли по ее вине, скажем, вас не пустили на борт из-за неправильно выписанного билета, - уточняет наш эксперт. - В гостинице требовать деньги за «прогулянный» день не имеет смысла, она ни при чем.

Ситуация 6. Насмотрелись вы новостей про снегопады в Европе да задержки рейсов и решили вернуть уже купленный тур.

Что делать: отказаться-то от поездки вы можете в любой момент. Вопрос в том, получите ли вы деньги назад. В случае с нынешней непогодой в Старом Свете - нет.

Требовать стопроцентного возврата денег можно в том случае, если путешественник сможет доказать, что существовала реальная угроза его жизни и здоровью. Причем не в Европе вообще и даже не во Франции или Швейцарии, а на том самом курорте, где он планирует отдыхать.

Доказать это на практике трудно. Но возможно. Веским аргументом для суда может быть заключение МИД России, что в период начала тура в стране или регионе сложилась неблагоприятная или опасная обстановка и россиянам не рекомендовано посещать эту страну. Такие документы МИД выпускает редко.

Общее правило возврата денег за купленные туры таково: туроператор должен вернуть вам все, за исключением фактически понесенных им расходов. Если до вылета остается, скажем, неделя, эти расходы уже составляют большую часть стоимости путевки. Ведь билет уже наверняка куплен (а если он на чартер, то вообще не подлежит возврату), консульский сбор оплачен.

Ситуация 7. Из-за отсидки в аэропорту прогуляли рабочий день.

Что делать:

- Запастись документом, подтверждающим, что вы не явились на работу по не зависящей от вас причине, - рекомендует Анна Гладун. - На билете надо поставить время фактического вылета или прилета в Москву. Это могут сделать представители авиакомпании, аэропорта вылета или прилета, они же должны поставить свой штамп. Хорошо, если будет указана причина задержки: погодные условия.

Заплатят ли деньги за пропущенные день-два? Или посчитают их в счет отпуска?

- Этот вопрос будет решаться по договоренности с работодателем, - поясняет директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова. - Если у вас еще остались неиспользованные дни отпуска, то можете попросить, чтобы задержку оформили как отпускные дни, и их соответственно оплатят. Другой путь - отгул. Третий - отметка об отсутствии на работе по уважительной причине. В последних двух случаях зарплата за дни отсутствия не выплачивается. Но вы вправе требовать от авиакомпании компенсации утраченного заработка за дни опоздания на работу (см. выше).

Ситуация 8. Просрочили шенгенскую визу. Туристам часто ставят однократные, со сроком действия, день в день совпадающим с авиабилетами. Должны были улететь 9 января, а смогли лишь 11-го! Вдруг в следующий раз консульство придерется к невольному нарушению и откажет в визе?

Что делать:

- Просрочить визу на один-два дня не страшно, - успокоил советник по делам прессы посольства Франции Тома Бюффен. - Если, конечно, нарушение сроков действия визы не длительное и не вызывает подозрений. Возможно, сотрудник консульства при обращении за следующей визой спросит о причинах просрочки. Достаточно будет устного объяснения. Мы понимаем, что такое может случиться с каждым.

- Лучше подстраховаться и иметь документ, подтверждающий, что вы нарушили сроки действия визы не по своей вине, - советует Анна Гладун. - Билет с отметкой о задержке рейса можно будет приложить к пакету документов, когда будете подавать на следующую визу. Но я тоже уверена, что с этим проблем не будет. Все пострадавшие от ненастья страны заинтересованы в туристах из России и не будут чинить препятствий по мелочам.

КСТАТИ

Виновата ли компания, если рейс задержан из-за нелетной погоды? Тут все дело в нюансах: если вдобавок к ненастью были какие-то проколы в работе авиаторов (к примеру, вовремя не провели антиобледенительную обработку самолета) - тогда да. И вы можете требовать от нее компенсации своих расходов (за оплату гостиницы в ожидании следующего рейса, «пропавший» день отдыха в отеле, деньги за те дни, что вам не выплатили зарплату, и т. д.). Если перевозчик действовал безукоризненно - нет.

Но! Горячее питание, размещение в гостинице и все, что положено при долгой задержке рейса, авиакомпания должна предоставить в любом случае.