Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Спорт20 января 2010 22:00

Медалистка Олимпиады-68 Рита АЧКИНА: «Люблю погонять в футбол с мальчишками»

До старта зимних Олимпийских игр в Ванкувере осталось меньше месяца. Белорусам уже отвели дом в олимпийской деревне, пошили форму, и вот-вот наши атлеты полетят за океан

В делегации больше сотни человек. А ведь были времена, когда мы радовались тому, что хоть кто-то из нашей Синеокой выступит на Играх.

Впервые такое случилось в 1964 году в австрийском Инсбруке. Когда в сборную СССР попал конькобежец Эдуард Матусевич и лыжница Рита Ачкина. Спустя четыре года, на Олимпиаде во французском Гренобле Рита завоевала для белорусов и первую олимпийскую медаль - бронзу в эстафете 3х5 км. Тогда с ней в команде бежала знаменитая Галина Кулакова. Давно это было - 42 года назад… Давно-то давно, а по 72-летней Рите Николаевне и не скажешь, она живет в таком ураганном темпе, словно все еще олимпийскую эстафету бежит.

«Лечу себя настоями, сделанными по бабушкиным рецептам»

- Я в молодости берегла ноги и в футбол не играла, а сейчас с ребятами с удовольствием мяч гоняю. Играю за слабую команду в защите, - с ходу поразила нас Рита Николаевна.

- И где вы так гоняете?!

- В школе. Я ведь работаю учителем физкультуры в Москве. Вчера вот у меня 5 уроков было, и я 5 разминок с начальными классами провела. Мне ведь приходится им все показывать: и как через скакалку прыгать, и как мяч в баскетболе вести.

- А на лыжах бегаете?

- Сейчас у меня колено побаливает. Вот подлечусь и километров пять могу пробежать.

- О том, как вы лечите свое больное колено, мы узнали из программы «Малахов+», что выходит на ОРТ. Вы там подарили настойку из конского каштана известной телеведущей Анфисе Чеховой.

- Было дело. Когда у меня сильно болело колено, я вспомнила этот бабушкин рецепт, насобирала каштанов, сделал настойку, и мне стало легче. Я собираю каштаны на даче и замачиваю их на сутки. Потом я их разрезаю и 250 - 300 граммов каштана заливаю полулитром водки. Закрываю и ставлю в темное место на 2 - 3 недели. После этого настой нужно процедить и растирать. Я и другие лечебные настойки делаю, например из белой сирени.

На соревнованиях выступала вместе с отцом

- Рита Ачкина. Забавно звучит. Почему-то рождается ассоциация с Асей Клячкиной.

- Мои корни из Климовичей, что в Могилевской области. У нас все родственники - Очкины. Почему мы вдруг стали Ачкины, я не знаю. Может быть, потому что очки по-белорусски «акуляры».

- А почему вы не Маргарита, а Рита?

- Так отец так записал. Наверное, тогда была популярна песня «Рио-Рита».

- Судя по всему, родители ваши были людьми необычными.

- Маму я почти не помню. Она была связной партизанского отряда и погибла. Интересно, что на плите, поставленной в память студентов Минского физкультурного института, погибших во время войны, ее фамилия написана так - Кондратьева-Ачкина. Фамилию Ачкина прибавили, видимо, как напоминание о дочери, призере Олимпиады.

А папа мой прошел войну, а после стал известным спортсменом - чемпионом республики по боксу и легкой атлетике. О его успехах я узнавала из газет, ведь меня воспитывала в Могилеве бабушка, а отец второй раз женился и жил в Минске. В 10-м классе он меня к себе забрал. Однажды мы с ним вместе выступали на соревнованиях в Минске. И оба в конце 50-х получили за победу премию по 200 рублей. Так что спортивными генами я в отца.

- Почему вы выбрали лыжные гонки?

- Мне очень коньки нравились, и я бы 100 процентов стала олимпийской чемпионкой, но ребята меня затянули заниматься лыжами. Сил у меня был вагон. Говорили, что тренер Жидков девчонок не любит, но уже на третьей тренировке я так пробежала, что он построил всех и сказал: «Вот эта девочка будет чемпионкой». Он в меня такую веру вселил… На всю жизнь!

«За мной ухаживал шведский лыжник»

- И в 1966 году вы стали чемпионкой мира…

- Сначала в 1965 году я стала абсолютной чемпионкой СССР, а уж потом выиграла в эстафете чемпионат мира.

- Но олимпийская медаль, наверное, ценится больше?

- Нет, для меня ценнее всего победы в чемпионате СССР. А Олимпиада… Помню, что тогда, в 1968-м, я простудилась и не смогла себя толком проявить в индивидуальных гонках. Да и в эстафете мы могли награду более ценную, чем бронза, взять.

- Олимпиады была во Франции. Духи себе купили?

- Так нам суточные давали в последний день. Какие там духи, так купили что-то по дороге. Какие-то мелочи, вспомнить не могу. Но я за духами и вещами не гонялась. У меня другая страсть была и остается - театр. Я, кажется, все спектакли в Москве пересмотрела.

- А семью в жестком спортивном графике удалось создать?

- В 20 лет я познакомилась на соревнованиях с лыжником, он меня и забрал из Минска в Москву. А когда у нас родился сын, то свекровь сидела с ребенком, а я выступала. Муж мой разбился на машине в 1982-м. Долго я была одна, пока не встретила полковника в отставке. Но, к сожалению, и он уже умер. Зато у меня есть внуки. Правда, по моим стопам они не пошли.

- А мне рассказывали, что за вами в молодости ухаживал какой-то шведский лыжник?

- Да, он был в меня влюблен. Эрик его звали. Мы с ним по-немецки общались. Хотя целоваться можно, и не зная иностранного. Правда?! - рассмеялась Рита Николаевна.

- А могли бы с ним уехать жить за границу?

- Никогда в жизни! Мне, кажется, что они там неинтересно живут. Вот мы сейчас собрались, стол накрыли, на соревнования съездили, потом на банкет пошли, потом в театр… А как я тан-цу-ю!

КСТАТИ

На зимних Олимпиадах белорусы завоевали четыре золотые медали

После медального выступления Риты Ачкиной в 1968 году следующей награды Игр белорусам пришлось ждать 16 лет. В 1984 году Сергей Булыгин стал олимпийским чемпионом по биатлону в эстафете.

Прошло чытыре года и в Калгари-88 еще один наш биатлонист Александр Попов в составе эстафетной команды выиграл золото, а конькобежец Игорь Железовский занял третье место на дистанции 1000 метров.

В 1992 году практически никому не известный дебютант Игр Евгений Редькин в индивидуальной гонке на 20 км сенсационно финишировал первым. Еще одну медаль – серебряную – завоевал в эстафете Александр Попов ныне тренирующий мужскую сборную. Игры в Альбервилле принесли нам золотой успех и в фигурном катании. Тогда мы аплодировали Наталье Мишкутенок, которая стала победительницей в паре с Артуром Дмитриевым. До 15 лет Наташа тренировалась в Минске, а потом переехала в Москву к тренеру Тамаре Москвиной.

В 1994 Мишкутенок стала серебряным призером Игр уже в составе российской команды. Но и за белорусов, которые отправились в норвежский Лиллехаммер самостоятельной командой, было кому постоять. Игорь Железовский финишировал на дистанции 1000 метров вторым, завоевав серебро. Жаль, но шестикратному чемпиону мира так и не удалось стать победителем Олимпиады. Еще одна белорусская медаль Игр - серебро - на счету биатлонистки Светланы Парамыгиной.

Две медали привезла наша сборная из Нагано-98. И снова на высоте оказались биатлонисты. Алексей Айдаров занял третье место в индивидуальной гонке. В Нагано взошла и звезда фристайлиста Дмитрия Дащинского. Он также взял бронзу. С тех пор наши фристайлисты остаются главной надеждой сборной.

В 2002-м в Солт-Лейк-Сити на третью ступеньку пьедестала почета поднялся лыжный акробат Алексей Гришин, а спустя 4 года в Турине снова о себе напомнил Дмитрий Дащинский, получивший серебро. Дима готовится выступить и в Ванкувере.

Фото из домашнего архива Риты Ачкиной.