+13°
Boom metrics
Общество4 марта 2010 22:00

Глава Минобразования Молдовы Леонид БУЖОР: «Помощь школе должна быть только добровольной!»

В «Комсомолку» на откровенный разговор с читателями пришел глава Министерства образования Молдовы. Читатели задавали министру вопросы о системе образования в нашей стране.

Про сборы денег

- Я представитель родительского комитета лицея, г-н министр, в лицее сложная ситуация со сбором денег. Вот просят собрать с родителей по 100 леев, а родители не дают. Так меня вызывает директор и говорит, что плохо родительский комитет работает, что надо требовать.

- Я знаю об этой проблеме. И скажу следующее. Министерство издало распоряжение «О запрете сбора денежных средств». Дорогие родители, не сдавайте деньги учителям! Ни одного лея не надо сдавать учителям. Сбором материальных средств в учебных заведениях могут заниматься только ассоциации родителей. И каждая такая организация должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции. Только подобные организации могут подотчетно собирать материальные средства, формировать бюджет организации и тратить на необходимое детям в школе. В других случаях сбор денег незаконен. Кстати, заставлять родителей сдавать деньги тоже является нарушением закона. А требовать по 50, 100 леев с многодетных семей вообще бессовестно.

- Это студент одного из колледжей Бельц. В одном из средних учебных заведений нашего города педагоги и студенты подписали акт о том, что они ознакомлены с «Распоряжением о запрете сбора денежных средств». Это хорошо, однако собирать деньги перед сессией - это традиция. И где гарантия, что учитель «не завалит» на сессии, если не будет сбора денег. Может, стоит педагогам расписаться в том, что они не будут предвзято относиться к студентам? В случае доказательства «завала» учитель будет наказан. Тогда, может, педагоги побоятся «заваливать» на сессии. Подумайте об этом предложении. Нам, студентам, тяжело будет бороться с поборами только на словах. Понятно, что профессор и педагог всегда правы.

- Для того чтобы не завалиться на сессии, надо учиться, а если вы не согласны с оценкой, обратитесь к завкафедрой с констатацией. Можно пересдать любой предмет. Сбор денег и коррупция - одна из самых острых и негативных проблем, которая стоит сейчас в системе образования на всех уровнях - от дошкольного до университетов. Тут надо различить два аспекта: первый, когда родители помогают денежными средствами для улучшения условий образовательного процесса, и второй, когда родители, студенты дают деньги и подарки для получения высшего балла. В первом случае, чтобы помогать школе, хочу отметить, что эта помощь была и раньше. Родители всегда помогали школам, это практикуется и за рубежом. Но вопрос состоит в том, что это должно быть добровольно. Подчеркиваю — добровольно. Беда наша в том, что иногда некоторые нарушают этот принцип, и тогда это ведет к недовольству родителей. Во втором случае, когда дают деньги преподавателям сознательно. Например, для повышения оценки. Для этого существуют специальные органы, и, если вас вынуждают сдавать деньги, угрожая снизить оценку, вы можете заявить об этом факте. В тех учреждениях, откуда поступают подобные сигналы, Минобразования проводит проверки. Сейчас действует в полную силу приказ №120 от 25 февраля 2010 года «О дополнительных мерах для предупреждения случаев коррупции». Поэтому мы должны противодействовать такому явлению, как коррупция в учебных заведениях. Мы, со стороны министерства, требуем от районных управлений конкретных действий в этом направлении.

Про языки

- Добрый день, г-н Бужор. Это Ион Морару, преподаватель. Я бы хотел сначала пожелать вам успехов, так как понимаю, что у вас нелегкая работа, и задать несколько вопросов. В условиях рыночной экономики высшее образование – это фактор конкурентоспособности на рынке труда. Но поскольку всех обеспечить им бесплатно невозможно, то возможно ли восстановить систему приема на контракт в вузы без ограничений и без вступительных конкурсов? Кроме того, в условиях, когда в вузы стали поступать родившиеся во время демографического кризиса после 1990, возможно ли привлечение иностранных студентов (в частности из Азии и Африки)? Это было бы существенной поддержкой для вузов и (через налоги) для госбюджета.

- Спасибо за вопрос. Действительно, в условиях глобализации современного общества и повышения значимости знаний, возрастает роль системы профессиональной подготовки специалистов в целом и в частности высшего образования.

В то же время, конкурентоспособность специалиста на рынке труда непосредственно связана с качеством его подготовки в учебном заведении. В целях обеспечения последовательности процессов и обеспечения качества отбора абитуриентов, прием в вузы республики уже на протяжении нескольких лет осуществляется на конкурсной основе, согласно протестированной методологии. Таким образом, прием в вузы осуществляется на конкурсной основе, нацеленной на отбор абитуриентов согласно их знаниям и способностям.

Эта процедура ничуть не умаляет права кандидатов, учитывая, что им предоставляются альтернативные возможности: поступление и обучение в колледжах или в профессиональных училищах. Организация общего конкурса приема (на места с бюджетным финансированием и на контрактной основе с оплатой за обучение) с зачислением абитуриентов согласно списку, составленному в нисходящем порядке конкурсной оценки, в рамках запланированных для каждого направления профессиональной подготовки/специальности мест, ставит всех кандидатов в равноправные условия. Безусловно, все реформы в системе высшего образования Республики Молдова направлены на обеспечение прозрачности нашей системы для всех заинтересованных лиц, в том числе потенциальных кандидатов, а также конкурентоспособности наших вузов на национальном уровне и за рубежом.

Для привлечения иностранных абитуриентов предпринимается ряд мер: подписываются протоколы о сотрудничестве, двусторонние/многосторонние договоры; вузы разрабатывают собственные web-страницы в Интернетe с подробной информацией о предлагаемых программах, условиях обучения и т.п. Однако в конечном итоге выбор вуза остается за абитуриентом. Вот почему, чтобы поток желающих обучаться в наших вузах из различных регионов и стран возрос, нам необходимо сообща работать в этом направлении, прежде всего повышая качество предлагаемых образовательных услуг и повышая рейтинг выдаваемых нами дипломов.

- У меня еще один вопрос. Почему у нас из иностранных языков в школах изучается в основном английский? А как же испанский, итальянский, немецкий и французский? Будет ли вводиться второй иностранный язык в школах и лицеях в классах с реальным профилем? И можно ли для учителей этих языков снизить численность групп для повышения квалификации, иначе группы не набираются?

- Ваш вопрос очень сложный. За четыре месяца моей работы у меня были встречи с послами и консулами разных стран, и они озабочены тенденцией, о которой вы говорите. Действительно, большинство детей желают изучать английский, и можно понять почему. Чтобы эту ситуацию изменить, необходимо внести поправки в куррикулум.

Сейчас надо провести серьезное сокращение часов по определенным дисциплинам и за счет этого - повысить по другим. Вы знаете, что Молдова единственная страна в Европе, где в учебной программе 17 дисциплин являются обязательными? Из-за этого дети перегружены. А что касается конкретных предложений, например, второго языка и курсов повышения квалификации, то несите нам свои предложения и поправки. Мы все рассмотрим. До 19 марта продлен срок доработки куррикулума, за исключением четырех дисциплин 12 класса (физика, химия, математика и биология), изменения в которых уже приняты. Повторюсь, несите нам свои предложения, у нас это вызывает большой интерес и на перспективу в том числе. Этот вопрос в министерстве координирует г-жа Надежда Велишко. Но направляйте прямо в министерство на мое имя.

- Здравствуйте, скажите, при переписи населения 2004 года наших граждан спрашивали, на каком языке они говорят. Будут ли это мнение учитываться при пересмотре названия государственного языка? Спасибо.

- Знаете, разницы между тем, что одни называют румынским языком, а другие - молдавским, нет. Во многих молдавских селах наш язык называют молдавским, а часть интеллигенции настаивает на названии - румынский. А классики, например, Алеку Руссо, в одной и той же работе назвал наш язык и румынским, и молдавским, и даже назвал молдо-румынский. А многие современные ученые из России, Франции и других стран определили его как румынский язык, молдавским называют по географической привязке. Но это не та проблема, по которой должен делиться наш народ. Знаете, те, кто говорит на молдавском, очень хорошо понимают тех, кто говорит по-румынски. Кстати, в работах Маркса, Энгельса и Ленина наш язык упоминается как румынский.

- У меня еще вопрос. Вот в советские времена была задача добиться всеобщей грамотности. Как нынешняя власть относится к насильному ликбезу? Ведь это было нарушение прав человека, когда всех усадили за парты. Будут ли восстановлены права людей, пострадавших от тоталитарного режима таким способом?

Про кадры

- Добрый день, я замдиректора лицея, скажите, а правда, что теперь руководители учебных заведений будут тестироваться? Спасибо.

- Знаете, я всегда говорил, незаменимых руководителей нет. Когда человек засиживается на месте и мысли его еще в 80-х годах, то из этого ничего хорошего не выйдет. По инициативе правительства сейчас пересматривается закон от 1995 года. Руководители всех уровней народного образования в обязательном порядке раз в пять лет должны проходить конкурс. Я за ротацию кадров. Вот сейчас, когда я с вами говорю, рассматривается одна проблема - максимальный срок руководства. Сколько можно возглавлять учебное заведение - два срока по пять лет или три срока по пять лет? Я лично склоняюсь к тому, что «два по пять» вполне достаточно. Десять лет достаточно, а большие сроки приводят к застою. А застой нам не нужен.

- Добрый день, это Ольга из Комрата. Г-н министр, скажите, будут ли расширять Комратский педагогический колледж? Это очень популярное и нужное учебное заведение для будущих кадров в сфере образования. Планируется ли расширение специальностей? Спасибо.

- Хороший вопрос. Действительно, в последние годы Комратский педколледж сократили, и это неправильно. Мы ждем от руководства колледжа конкретных предложений, проектов и планов на рассмотрение министерством, и, думаю, что работа в этом направлении обязательно будет вестись.

Про степень бакалавра

- Здравствуйте, господин министр. Меня зовут Вера Андрушко, я работаю в кишиневской школе № 8. В этом году последний раз разрешат выпускникам 11 классов поступать в вузы без степени бакалавра. Как вы думаете, не приведет ли это к закрытию школ? Дети теперь не захотят учиться в школе, а будут поступать в лицеи. Спасибо.

- Да, действительно, со следующего года в вузы выпускники 11 классов поступать не смогут. Но это ведь и неправильно, что студент учится на первом курсе, еще не сдав экзамены на бакалавра. Но мы не стали сразу принимать кардинальных решений и резко запрещать такую возможность. Поэтому мы приняли решение сделать плавный переход: в этом году такая возможность еще есть у 11-классников, а абитуриентам 2011 года уже сейчас надо подумать о будущем. Школы, я думаю, от этого не закроются. Возможно, вам надо будет поменять профиль, например, стать лицеем или гимназией.

- Меня зовут Анна. Я из Кишинева. Г-н Бужор, скажите, пожалуйста, по каким критериям составляются экзаменационные тесты для выпускников? Моя дочь недавно писала тест по математике, который оказался очень сложным. Там были задания для олимпиад.

- Тесты разрабатываются группой опытных преподавателей. И разрабатываются одновременно три варианта. Какой из вариантов попадет на стол ученикам, знает только председатель комиссии, и решается этот вопрос только накануне. Составляются тесты согласно учебной программе. Тот факт, что тесты очень сложные, можно проверить. Но вы знаете, что у нас в Молдове экзамены на степень бакалавра на положительные оценки сдает абсолютное большинство. Это удивительно, потому что в Европе, например, норма — 15-20 процентов. По каким причинам у наших детей такие высокие оценки - не знаю. Но приятно думать, что наши дети просто очень умные!

irina@kp.md

Партнер «Прямой линии» компания Aquatrade, производитель воды «Aqualife» и «Gura Cainarului».