Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество8 апреля 2010 22:00

Ярослава Танькова: Уехать жить в деревню и заработать на этом. Часть 28

Самыми интересными из откликов на сериал Ярославы Таньковой «Как я была колхозницей» стали рассказы тех, кто, несмотря на трудности, пытается поднять село...

В течение двух месяцев (с 21 января по 6 апреля 2010 года) мы печатали сериал о том, как наш спецкор работала скотницей, дояркой и на току (Читайте подробности). Увы, выводы, к которым пришла в результате своих сельских приключений Ярослава, неутешительны. Жить в современной деревне тяжело, и государство помогать фермерам не торопится. То есть вроде и программы есть, и кредиты, но почему-то все это не работает. Современные крестьяне еле-еле сводят концы с концами...

Однако не все, оказывается, мирятся с этим. Мы получили тысячи откликов на публикацию, и среди них были рассказы о людях, которые пытаются мало того что выжить в современной деревне, но и найти новые способы ее существования на современном рынке... Сегодня мы печатаем некоторые из них. Так что эту часть, в продолжение сериала «Как я была колхозницей», вполне можно назвать: «Как другие остаются колхозниками».

Итак, что же может спасти сельское хозяйство и современную деревню от вымирания...

МОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТУЮ ЕДУ

Желание россиян питаться здоровыми - без нитратов, пестицидов и антибиотиков - продуктами родило на российском рынке новое направление, которое позволит продукции деревенских фермеров успешно конкурировать с магазинной.

Движение «экоедов» очень развито в Европе и Америке. Оттуда и знаменитый лозунг: «Ты - это то, что ты ешь», - и бесчисленные торговые марки, специализирующиеся на продуктах «домашнего производства», то есть произведенные без химических удобрений и подкормок. Как правило, торгуют экопродуктами посредники-перекупщики. А выращивают - частные фермеры, которые самостоятельно устанавливают закупочные цены, поэтому не бедствуют ни те, ни другие.

На российском рынке экомагазины пока не прижились (открывались несколько раз и неизменно разорялись), потому что до сих пор россияне больше думали об экономии, чем о здоровье. Но в последнее время эта установка поменялась. И в Интернете все больше предложений купить деревенские продукты прямо с фермы. Разница только в том, что загнанным в угол российским фермерам, как правило, диктуют цены перекупщики: «хочешь - продавай за копейки, а не хочешь - возись со своими продуктами сам». «Возиться» с торговлей фермерам, как правило, некогда, вот они и соглашаются на мизер, лишь бы хоть что-то продать, чтобы затраты окупить. Соответственно большую часть прибыли получает перекупщик. А крестьянам снова остается только сводить концы с концами.

Но недавно в Интернете появилась виртуальная площадка, где молодые бизнесмены стали выкладывать адреса и телефоны крестьян, самостоятельно торгующих своей продукцией. То есть хочешь - заказывай продукты через компанию, а хочешь - свяжись напрямую с фермером... Организовавшие это называют себя «социальными предпринимателями», то есть ориентированными на то, чтобы помочь заработать самим фермерам. Проект называется «ЭкоФуд». Организовали его молодые бизнесмены Алексей Таников и Булат Ламбаев.

- У фермеров, в сущности, нет рынка сбыта, кроме дачников, - говорят ребята. - И на руку это только перекупщикам, которые наживаются за счет этого информационного вакуума вокруг производителей.

Проект организован всего несколько месяцев назад. И действительно работает на раскрутку фермеров.

- У нас появилась такая подмога! - восклицает Людмила Корнева - хозяйка подмосковной фермы. - Мы уже 20 лет без выходных. Начинали с одной коровы. Доросли до целого хозяйства: быки, бараны, поросята, утки, гуси, куры... Но если бы Алексей не появился, боюсь, начали бы сворачиваться - уж очень устали. Обычно ведь как? Летом, когда дачники из Москвы с деньгами приезжают, зарабатываем. Раздаем долги, закупаем, что нужно, и к зиме опять на бобах. Снова лезем в долги, летом снова отдаем... Замкнутый круг. Теперь же появилась возможность торговать круглый год, ведь по Интернету заказы приходят все время.

Естественно, цены на такую еду выше - производство обходится дороже. Но она чище и поэтому пользуется спросом. Например, на магазинных, бройлерных цыплят, выращенных в течение двух месяцев на антибиотиках, у детей часто бывает аллергия, а на домашнюю курицу - нет. То же и с подкрашенным мясом, порошковым молоком, нитратными помидорами, сметаной на закваске... В деревне же все натуральное.

Цены на продукты устанавливают сами фермеры. Заказчик платит еще 300 рублей за доставку. «ЭкоФуд» берет с фермеров 10% с выручки в месяц. Причем процент обещают снижать до предела: «10% - это только потому, что пока очень мало заказов... Мы не собираемся получать прибыль в социальном предпринимательстве в первые три года. Это и нереально. Будем собирать столько, чтобы хватило на разработку и раскрутку нормального сайта - это недорого, поэтому чем больше будет ферм в проекте и заказов, тем меньше процент».

«ЭкоФуд» просит откликнуться фермеров, которые хотят войти в соцпроект и предложить свою продукцию в Интернете (телефон 8 (926) 323-18-22), смотрите страничку проекта eco-food в Фейсбуке, и покупателей, которые хотят покупать только здоровую еду (форма заказа).

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ

Иногда, для того чтобы заработать, достаточно воссоздать в селе быт прадедов, возродить ремесло, древние обычаи, и туристы с готовностью заплатят за возможность «прикоснуться к корням».

Еще пятнадцать лет назад деревня Пожарище Вологодской области мало чем отличалась от других загибающихся деревень. Местный колхоз разорился. Народ побросал землю, бежал в город и жил только за счет заработка в районном центре - на компрессорной станции...

Идейным вдохновителем возрождения деревни стал Олег Коншин - уроженец соседнего Тарногского района. В детстве каждое лето он приезжал на каникулы к своей бабушке Сане. Знал, как красиво поют старинные песни бабушкины подруги, и поэтому, став взрослым, решил заняться восстановлением народной культуры в деревне. Это было в начале 90-х. Конечно, тех, кто в деталях помнил древние традиции, хотя бы по рассказам родителей, осталось немного. Олег прошел по избам, собрал тех, кто помнил старинные песни и причеты. Первые репетиции были прямо в избе у бабы Сани. Это было самое начало - создание народного фольклорного ансамбля «Уфтюжаночка» (по названию местной реки Уфтюга). За бабушками подтянулись внучки. За песнями вернулись традиции: празднование православных праздников, традиционные свадьбы, Рождество с колядками, Троица с избами, украшенными ветками березы... Возродились ремесла, кружок ткацкого мастерства. Появилась целая аудиотека старинных песен и причетов. Целый музей собранных по чердакам прялок, кухонной утвари... Так родился «Этнокультурный центр Пожарище».

Сейчас Пожарище - центр «сельского туризма» (кстати, крайне дешевого). На праздники сюда съезжаются желающие увидеть традиционное прошлое русской деревни (ближайший праздник «Живая старина» - на Троицу с 23 по 30 мая). Тут тебя и в настоящей избе поселят, и в традиционный наряд оденут, и в хоровод затянут, и песни петь научат, и женят, соблюдая все традиции, в настоящем свадебном сарафане...

- Наш центр многим крестьянам дал заработать, - рассказывает Олег Коншин. - Те же ремесла - это реальный заработок... И год от года туристов только прибывает. Так что перспективы есть. Но людей не хватает! На все деревни 500 жителей осталось. Нужны новые поселенцы - деятельные, сильные, готовые работать и возглавить новые проекты. Хочется вернуть классическое сельское хозяйство. Хлебопекарню возродить, маслобойню, гостиницу для туристов создать...

Чем можно заниматься, зарабатывать, за счет чего жить в Пожарище?

Важно: саму традиционную культуру, как фактор для зарабатывания денег, здесь использовать нельзя. Традиционная культура должна жить в деревне за счет нормальных, здравомыслящих людей, которые приедут сюда с семьями, с детьми.

Нужны учителя. Не будет учителей - школу закрывают, при том, что губернатор сказал: "Оставьте школу!".

Первое время можно работать на компрессорной. Там готовы принять молодые кадры.

Востребованы ремесла. Можно шить национальные костюмы - люди готовы заплатить любые деньги, чтобы на праздник в Пожарище было не стыдно приезжать. Есть даже идея создания агентства по костюмам - найти бы человека, который бы такое агентство возглавил.

Полотенца, скатерти, пироги, пиво, квас - все продаваемо.

Можно сделать сыроварню.

Можно развивать ферму.

Выращивать коноплю, лен, делать льняное масло.

Нужна хлебопекарня.

В 88 году в Пожарище закрылся маслозавод, сейчас маслозавод закрылся и в Нюксенице. А ведь это Вологодская область. Если не здесь делать масло, то где же? Так что есть возможность возродить и эту традицию.

Мясо - разводить и содержать кур, 20-30 баранов для шашлыка- тоже возможность заработка и существования.

Можно организовать частную гостиницу для туристов. Но человеку, создающему ее, необходимо будет разработать себе план таким образом, чтобы гостиница каждый день была заселена. Нужно продумать, что показать гостям, даже если предположить, что в Пожарище никто не поет. Места здесь прекрасные, поэтому гостиница может существовать в формате "Дом охотника" или "Дом рыбака". Возможны прогулки на лошадях, катамараны и т.д.

Возможно, это будет небольшое сообщество предпринимателей, завязанных друг на друга и работающих под единым проектом "Национальная деревня Русского Севера". Каждый сам решит, что он будет делать для этого проекта - один содержит гостиницу, другой - кафе, кто-то ателье по пошиву народного костюма+ Люди нужны понимающие. Самостоятельная доля должна быть у каждого, но чтобы проект действовал, необходим общий поток.

Жилье.

Дома здесь огромные, бревенчатые, северные и выстроенные по старым традициям. Рассматриваются возможности строительства новых домов. Можно построиться самим. Действует программа - под жилищное строительство дают ссуды. Есть несколько домов, которые можно восстановить. Есть дома, которые продаются, по московским и Подмосковным меркам недорого. Но это не дача и не "перепродажа недвижимости". Если брать дом в деревне, в нем нужно и жить.

Социальные условия.

Есть школы - начальная и средняя. Здания кирпичные, с водой и теплом. Есть хороший детский садик. В трех километрах - фельдшерско-акушерский пункт. Больница и поликлиника - в Нюксенице. Сейчас в Пожарище живет 156 человек. Есть и молодежь, и дети.

Природа.

Места красивейшие. Воздух чистый - никаких производств на много километров вокруг. Рядом две маленькие речки - Норушка и Черная, в двух километрах - большая река Уфтюга. Есть пруд. Холмы, перелески, очень много грибов, ягод и зверья. Средние зимние температуры 10-15 градусов.

Еще больше фото праздников в Пожарище можно посмотреть здесь и вот здесь:

Можно написать мне: natalyushko@inbox.ru. Поговорим, я расскажу, куда обратиться дальше.

«Этнокультурный центр Пожарище» просит откликнуться специалистов, желающих жить в деревне и вместе поднимать ее! А также, конечно, приглашает гостей-туристов. Телефон: (81747) 22-160.

КОНКУРСЫ И ГРАНТЫ ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ

Опытным путем выяснилось, что талантливых бизнесменов в селе немало, и если им предложить помощь, то они организуют дело, которое будет кормить все село

Предложив инвестировать деньги в реальные и интересные сельские бизнес-проекты, общественная благотворительная организация "Зеленый Дом" вырастила из обычных деревенских жителей Хабаровского края настоящих бизнесменов и менеджеров, готовых по их же словам: "хоть коня на скаку, хоть пилораму на ходу+" Поначалу организация занималась только экологическими программами, но однажды решили переключиться на село. Сергей Плешаков - идейный вдохновитель и директор благотворительной организации, говорит, что возможно, все началось с его чувства вины перед разрушающейся "малой родиной". Ведь родился-то он в селе, а живет в Хабаровске...

Винил себя винил, да и придумал вместе со своими соратниками-общественниками программу по подъему села. Да такую перспективную, что она победила в конкурсе Агентства США по международному развитию (USAID). Получив в управление около 2 миллионов долларов на 3-летнюю программу, "Зеленый Дом" подключил к работе в каждом из 7 целевых районов Хабаровского и Приморского краев районные общественные организации.

Сначала общественники оповестили села: "есть деньги, ждем ваши инициативы - есть кто живой?" Ждали с трепетом, - вдруг никто не откликнется? Известно же, народ инертный, да ещеи спился большей частью... Но оказывается, рано деревню хоронили: на конкурс пришло полторы сотни заявок из 47 сел. Общественники быврали лучших с точки зрения полезности для большинства, и профинансировали 59 мини-проектов из 42 сел. А потом на протяжении полугода помогали их выполнять. Кто - детскую площадку строил, кто - клуб реанимировал, кто общее пастбище огораживал, чтобы скот огороды не травил+ Через полгода подсчитали убытки и прибыль. У кого-то получилось удержаться на плаву, кто-то "потонул" в самом начале плавания.

Сравнив результаты, выбрали 23 самых перспективных села, назвал их фокусными и на протяжении следующих лет постоянно и всестронне работали с ними и их проектами. К каждому селу прикрепили так называемого "мастера сопровождения", - обученного специалиста по сельскому развитию. Мастера сопровождения помогли инициативным людям найти общий язык между собой и главой села, районной властью, и спокойно работать. Поначалу шло трудно, не могли договориться: одни хотели журавля в небесах, других и синица в руках устраивала. Но за полгода все притерлись, договорились и образовались настоящие сельские сообщество людей, готовых работать и добиваться чего-то сообща. Мало того, за последующие полтора года каждое такое сообщество обросло "мясом" - поверившими в своих иниуцаторов и помогающих им работать односельчан.

Вот лишь некоторые примеры:

В поселке Сидима сгорел клуб. Актив, объединившийся вокруг главы села, построил новый клуб, со сметной стоимостью в 2 миллиона рублей - за 800 тысяч, всем миром. Половину дала программа "Зеленого Дома", остальное - местные лесопромышленники. В селе Нагорном люди объединились, и проложили зимний водопровод (летний прокидывается поверху и делается легко, а зимний надо закладывать на глубину промерзания). Подрядчик посчитал, что работы с более чем тремя километрами водопровода обойдутся в шесть миллионов. А люди собрались с силами и сделали все самостоятельно, своими руками - всего за 300 тысяч американских денег и 500 тысяч своих, собранных с каждого двора. Теперь нагорненские коровы пьют свою "дешевую" воду, а не привозную, которая делала молоко "золотым", увеличивая его себястоимость чуть ли не половину.

А в Вяземском районе Хабаровского края селяне, организовав ряд кооперативов, создали около 70 рабочих мест вокруг мясного бизнеса. Одни выращивают кормовые, другие коллективно откармливают свиней, третьи - кооператив "Бекон" - выдают из местного сырья более 30 видов мясных экологически полуфабрикатов. Поначалу многие сомневались, что местная продукция не сможет конкурировать с дешевым китайским мясом, на продукцию "Бекона" спрос в несколько раз превышает предложение, и дело тормозится только отсутствием оборотных средств.

И это все истории о таких же простых, загнанных жизнью Иванах, среди которых в колхозе работала Ярослава. Раздница только в том, что этим - больше повезло: в них поверили и им помогли...

Всего было организовано 19 небольших производств, создано 190 рабочих мест. Изменился сам взгляд местных людей на село. Раньше они развитие представляли себе так: придет власть, восстановит колхозы да фермы, и пойдут мужики женщины, все счастливые, на них работать. Ну, как везде... И никто не думал, что сам, своими руками может строить свое будущее, и будущее своего села. Кстати, некоторые из сельских менеджеров двинули во власть и стали кто депутатами, кто сельскими главами, кого-то перетащили на работу районные администрации. И это "лобби" - тоже немалая помощь родным селам.

Светлана Фефелова, работник культуры из поселка Мухен, пришла в 1997 году в холодный и пустой двухэтажный дом культуры: ни тепла в трубах, ни людей, и крыша как сито. Через год в поселке уже были свой хор и детская вокальная студия. Но на одних песнях далеко не уедешь.

- Бились мы с безнадегой один на один семь лет - рассказывает Светлана. - Поэтому уцепились за предложенный конкурс инициатив, как за путеводную нить. Первым проектом (стоимость тысяча долларов!) проехались с концертами по ближайшим селам, вторым - приобщили к культуре сидевших безвылазно по домам детей-инвалидов, а о третьем проекте знал уже весь поселок - полторы тысячи человек пришли на открытие памятника воинам Великой Отечественной. Зарегистрировали некоммерческую организацию "Содружество". Лично я теперь - директор отремонтированного Дома культуры, укомплектованного хорошей аппаратурой, с хорошей сценой, дважды признававшегося лучшим учреждением культуры в крае - настоящего центра культуры в районе. Люди оказали мне доверие, выбрав районным депутатом. Были, и не единожды, предложения по карьерной лестнице, связанные с переездом - не согласилась. Не могу я теперь бросить мой Мухен, в который столько вложено сил, людей, которые мне верят и вместе со мной день за днем своими руками строят - не примите за патетику - лучшее будущее. Я в это верю.

Марина Сердюк, в 2006 году простой почтальон, а теперь руководитель сельского свиноводческого товарищества в селе Садовом, ужасно стесняется:

- Да, нищие мы были, ничего у нас не было. А на полученные от "Зеленого дома" субсидии сначала детскую гостиную "Лучик" организовали - в селе садика не было, детишек мамам некуда было пристроить. Потом вместе с Геннадьичем, это глава наш, стали думать, как хозяйство наладить. Трудно было первое время, но мы семьями объединились. А теперь у нас много своего: общая ферма, сараи отремонтировали, вместе картошку садим-копаем. Кто-то смог уже что-нибудь в дом на заработанные деньги купить - немного, но смог. Двоих мужиков из пьянства вытащили - одно это уже немало!

Однако, как бы ни был велик американский грант, средства закончились. Вместе с ними - и программа, она ж и была рассчитана на три года...

- Села сами не могут вытащить себя, как Мюнхгаузен, из болота, - считает Сергей Плешаков. - Главное, нам удалось убедить в этом краевое министерство экономического развития - краю нужен некоммерческий институт сельского сопровождения. Он должен стать партнером местным активистам, и пошагово вместе с ними развивать села. Мы очень не хотим останавливаться на достигнутом! Хотим продолжить. И министерство разработало 3-летнюю целевую программу, оператором которой должна стать некоммерческая организация. Бюджет программы - 80 миллионов рублей. Но пока программа неподвижно лежит где-то на столе губернатора...

Вот ведь странно! Даже американцы русскую деревнею поднять пытаются, а нашим хоть бы хны! Но почему? Ведь предыдущая программа финишировала очень успешно.

- Кстати, наш инвестиционный портфель не пустой - улыбается Сергей.- Американские партнеры готовы софинансировать краевую программу на 15 миллионов рублей, и другие инициативы по местному развитию на Дальнем Востоке еще примерно на 130 миллионов рублей уже этой осенью. Но стыдно, ведь, постоянно с протянутой рукой ходить. Почему американцы помогают? Ну, представьте, вы живете богато, а в соседней квартире нищий сосед, разве вы не дадите ему шанс встать на ноги,е сли это будет в ваших силах? Я расцениваю деньги американских налогоплательщиков как шанс для наших сел. Вопрос в другом: почему нашим селам не хотят дать тот же шанс наши, федеральные власти?

А 10 апреля, мы опубликуем некоторые из откликов читателей и чиновников, полученных на публикацию «Как я была колхозницей».

Смотрите онлайн-конференцию с автором и задавайте свои вопросы