Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество9 апреля 2010 22:00

Почему вымирает российская деревня. Часть 29

На сериал Ярославы Таньковой «Как я была колхозницей» мы получили тысячи откликов и сегодня публикуем некоторые из них

В течение двух месяцев (с 21 января по 6 апреля 2010 года) мы печатали сериал о том, как наш спецкор работала скотницей, дояркой и на току (Читайте подробности). Напомним, что Ярослава пришла к неутешительным выводам, что наше село вымирает и правительственные программы, направленные на его спасение, не работают. Немного подсластили пилюлю отклики наиболее сильных и предприимчивых россиян, которые, несмотря ни на что, не сдаются и пытаются поднять современную деревню различными социальными инициативами (о них мы рассказали 9 апреля с. г. и на сайте kp.ru). Но все же большая часть читательских откликов неоптимистична. Кроме массы возмущений ситуацией в российском сельском хозяйстве в общих чертах, читатели привели много конкретных примеров. Их-то мы сегодня и публикуем...

«В КАЖДОМ СЕЛЕ ЕСТЬ СВОЙ ГЕЙ И ДУРАК»

Я из Воронежской области, выращиваю картофель. Продавать не дают, с рынка гоняют. Милиция говорит, не положено. Предлагают сдавать перекупщику по низкой цене. Сейчас хоть весь рынок обойди, цены одинаковые. Позакрывали рынки, сделали один, на город с населением 60 тысяч человек. На месте рынка поставили ларьки с вином и пивом.

Пенсионерка.

Я тоже в 90-е жила в деревне, работала дояркой в Рязанской области, совхоз «Орловский» и «Березово». По поводу целомудренности девушек - вранье, они с 12 лет начинают сексом заниматься, еще и хвастаются этим. В каждом селе есть свой гей и дурак, без них никуда. И пить начинают в этих селах чуть не с 7 лет.

Ольга.

Работал в колхозе зоотехником. Стою на том, что колхоз - тупик для животноводства. Мы никогда не могли накормить скот по нормам. Мы знали, как надо правильно вести племенную работу, как организовать содержание по требованиям зоогигиены, но поступали наоборот. Потому что в условиях колхоза по-другому нельзя. Причина - животные ничьи. Их никто не любит.

Геннадий Похильченко.

Часто сплавляюсь по реке Чусовой и сделал интересные наблюдения. Раньше по берегам было много деревень. После хрущевского объединения колхозов их стало меньше в три раза. Сейчас - всего несколько сел, где проживают одна-две семьи. В начале правления Ельцина, когда он объявил курс на создание индивидуальных хозяйств, на протяжении 280 километров выше города Чусового появились аж четыре таких хозяйства. Я видел по два-три дома в каждом, технику: тракторы, сельхозтехнику, бульдозеры - они строили дороги. В месте впадения в Чусовую реки Серебрянка на берегу была прикреплена табличка для туристов с приглашением зайти, купить молока и помыться в бане. На косогоре - стадо коров. Прошло еще 15 - 20 лет. Последний уцелевший хутор я видел там в 2007-м. В прошлом году я не обнаружил ни одного из фермерских хозяйств...

Владимир.

«МЫ НЕ ХОТИМ ВСЮ ЖИЗНЬ КОПАТЬСЯ В НАВОЗЕ»

Я - дочь председателя колхоза. У нас тоже люди не хотят оставаться и пожизненно копаться в навозе. Лучше продавцом или официанткой, но с чистенькими руками и с надеждой создать приличную семью.

Провинциалка.

Живу я в сибирской деревне, и молоко у нас закупают по 4 (четыре) рубля за литр. За год можно сдать на 12 000 рублей, а коровка только сена съест на 10 000.

Геннадий.

Это Ярослава еще в «продвинутую» деревню попала - квартиры, ферма, где есть работа. А мои родители-пенсионеры живут в деревне, где совхоза нет уже лет 15, работа - только в школе, магазине и сельсовете. Молодежь или уезжает, или вкалывает на огороде - у каждой семьи по 70 - 80 соток земли. В конце апреля начинается огородный сезон и продолжается до октября - пока все не продадут перекупщикам по цене в 3 - 4 раза ниже рыночной.

Лисапенок.

Поля у нас в Нерехтском районе зарастают кустарником (Костромская обл.). Это и бывший колхоз-миллионер в Лаврове, и другие тоже. С работой плохо. Народ ездит работать в Ярославль. Безнадега полная. Зарплата в Нерехте 5 - 7 тысяч.

Потерянное поколение.

Заграница:

Я сам отработал 6 лет на молочной ферме в США. Много общего, но еще больше отличий. Например, все доярки здесь исключительно мужского пола (в основном латиноамериканцы). Местное население тоже на фермах работать не хочет. Алекс Собакин

На небольших фермах в США роботов не видела, но навоз сгребают небольшими тракторами. Автоматизации минимум, но все чисто и скребками навоз никто не гребет. И особых вложений для этого не надо - просто организовать труд продуманно. А.

А в Европе коровы пахнут шампунью. Был проездом на ферме в Австрии. Господи, чистота, как в хирургической! Им музыку ставят. Типа, ради вкусовых качеств молока. На время дойки. Гена

В самом начале жизни в Израиле, работал в коровнике в кибуце. Так я помню свой шок при виде этих коров. Чистенькие и пахнут чуть ли не духами. Ну и молоко соответственно чистейшее и вкуснейшее. Этих коров постоянно моют, скребут и чуть ли в морду не целуют. Ефим.

Рядом с нашим "деревенским" домом есть молочная ферма коров эдак на 50-100. Небольшая по английским стандартам. Управляется всего несколько человек. Везде стерильно и особенно там, где ведётся дойка. Не представляю, чтобы на этой ферме избивали коров, как так можно, это же молоко (мясо), то есть работа и заработок для хозяев, которые, правда, заодно являются и работниками. В России же всё с ног на голову поставлено, люди - скоты, а скот живёт вообще в жутчайших условиях. Аня, Англия.

Что делать?

Не может молоко стоить дешевле горючего… Следует существенно (в разы) повысить закупочные цены на сельхозпродукцию. Только когда у крестьян появятся деньги, они начнут улучшать свой образ жизни, а затем и условия своего труда.

Наверно, справедливо оплачивать сельский труд, пусть даже гастарбайтерам из Таджикистана или Украины. Потом появятся свои, русские… Обязательно создать сельскую милицию для соблюдения законности и порядка. Причём, эти милиционеры должны быть не местными и сменными, чтобы у них не появились связи с местным населением.

Владимир, Пермь

Нужно всем желающим раздать бесплатно по12-15 соток земли, стройматериалы для строительства жилья в сельской местности, минисельхозтехнику для личного подсобного хозяйства. И, поверьте, мы будем выращивать и курочку свою, и картошку…

Гость

Надо богатым людям вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства, а чиновникам обеспечить для них режим "наибольшего благоприятствования". Вовочка.

А почему бы вслед за армией не уменьшить в размерех министерство сельского хозяйства? С какой стати россияне содержат армию чиновников в с/х (причем получают они приличные деньги, а не по 4 тысячи, как доярки). Мнение.

Наше сельское хозяйство обречено. Нужно теперь понять, есть ли ростки нового и как они выглядят, а не изучать помирающие колхозы-совхозы с пьянью в них. Алекс.

Если что-то не развивается, значит оно умерло. Может, правильнее было бы отдать наши земли тем же японцам. Хоть польза для кого-то была. Гость

Сделать нулевую таможенную пошлину на ввоз в страну современного оборудования для животноводческих комплексов и наладить грамотную налоговую политику в сельском хозяйстве! Анатолий.

Проблема в том, что в России за тяжкий труд разрешат платить так мало. Вот в хозяйствах стран Евросоюза, при найме разнорабочего на сельхозработы работодатель не имеет права платить ему в день меньше какой-то суммы. С ростом квалификации размер минимально-допустимой зарплаты растет. У нас бы так! Гость.

С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда 4 330 рублей. Разумеется, это насмешка над здравым смыслом, но колхоз не дотягивает и до минимума. Где инспекция по труду, прокуратура и прочие защитники прав трудящихся? Юрий.

Бабло основное в стране - от нефти, газа, стали. А деревня по всем раскладам должна помереть. Мясо-то синтетическое есть уже.

Серега

Специалисты:

Сергей Шугаев Председатель орг.комитета «Сельской Росии»:

- Люди на местах уже не верят в возрождение сельских территорий. Они говорят: «Мы умираем и никакие деньги нам уже не помогут». В настоящее время только в Свечинском районе исчезает по одной деревне в год (их там уже осталось только 20). «Мы проезжали такие деревни, где есть только обозначение начала и конца населенного пункта, а ни одного жилого дома нет, только развалины», - сообщил Шугаев. Местные жители объяснили, что имеется «команда сверху» о запрете убирать с карт такие погибшие поселения. В местах, где жизнь еще теплится, катастрофически не хватает финансирования, так, что главы сельских поселений зачастую вынуждены ходить к жителям с конвертиком, выпрашивая посильную материальную помощь для решения насущных проблем, таких, например, как срочный ремонт. Тяжким бременем ложатся на селян разного рода узаконенные поборы. Например, с вводом лицензирования каждое сельхозпредприятие будет платить в этом году примерно по 120 тыс. руб. за имеющиеся водяные скважины, а таких денег попросту нет. При снижении цен на производимую продукцию, затраты на энергоносители только растут.Следом за селом вымрут и переработчики, и производители сельскохозяйственной техники.

Государство же ведет себя как некая коммерческая структура, которая не вмешивается туда, где нет сиюминутной выгоды, т.е., по сути, не исполняет своих функций, определенных конституцией.

Андрей Лихачев - Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и сельскохозяйственного консультирования РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева:

- Сегодня идеология золотого тельца. И если раньше Россия ассоциировалась с матрешкой и деревней, то сейчас – с Москвой и нефтью. Но полностью отсутствует «идеология» рачительного хозяйствования. В один ряд встали понятия кредита, ипотеки и безнадеги. За что должны биться молодые? На чем должен быть построен патриотизм, гражданственность и уверенность в завтрашнем дне? И почему село должно быть только источником продовольствия для города? Село – неотъемлемый уклад российской жизни! Начните решать проблемы села и 2/3 проблем городов снимутся сами! Все село пока в целом сейчас не умирает. По оценке Лихачева, примерно на 80 % территорий стало хуже, но на 20 % территорий заметны улучшения в последнее время.

Дмитрий Макаров, эксперт М&А:

Не все уж так пессимистично, например, на Алтае сельское население превышает городское. Тем не менее, деиндустриализация страны и сокращение сельского населения очевидны. Однако те же процессы происходят и в развитых странах – США, Канаде … Государство действительно слишком далеко. Для развития сельских территорий необходим спрос на продукцию села. В эпоху «развитого социализма» приведенное (с учетом его наличия в других производных молочных продуктах) потребление молока в среднем составляло 1 л /человека в день, сейчас – 350 мл, а в Приморье – 60! Мелкие «молоканки» как-то продолжают выживать. Необходимо взаимодействие государства с собственной страной, т.е. восстановить обратные связи общество- государство. За время правления коммунистов в СССР была сформирована хоть какая то идеология, дававшая людям и цель жизни, и уверенность в завтрашнем дне, тогда как сейчас ее просто нет. Люди дезориентированы.

МНЕНИЕ КОЛЛЕГИ

А может, русские крестьяне просто ленивы?

Так получилось, что я долго жил и работал в Бишкеке, столице Киргизии. И также, как моя коллега Ярослава Танькова, подробно писал про нелегкую сельскохозяйственную жизнь деревенских жителей. Но вот что интересно – воспоминания о колхозниках у меня остались совсем другие…

Киргизия – очень бедная страна. В Россию на заработки уезжает почти каждый пятый житель. Математика примерно такая: получая 20-30 тысяч рублей на стройке, гастарбайтер отправляет половину домой, где на эти деньги может жить семья из 5-7 человек. В таких условиях единственный шанс выжить – работать. Много работать.

Например, в одной из самых бедных областей Киргизии – Нарынской - в советское время было 66 колхозов, которые содержали до 3 миллионов голов крупного рогатого скота. Теперь на их месте – несколько тысяч фермерских хозяйств, которые еле сами себя окупают, о прибыли вообще речи не идет. Выращивают в основном коров да яков, некоторые сажают картошку и пшеницу. Больше ничего не успевает вырасти из-за сурового климата и ранней зимы (95% территории Нарынской области - горы). Условия – в разы хуже, чем в Рязанской области. Но и тут люди выкручиваются.

Вездесущие международные организации научили местных создавать группы взаимопомощи. Суть очень проста – у каждой семьи есть небольшие сбережения, на которые не поднять свое хозяйство. А если собраться вместе, скинуться каждому, сумма выходит приличная. И на эти деньги уже что-то можно сделать. Примеров было много.

Люди из одной группы вот так вскладчину купили телят. Вырастили их, потом забили на мясо, продали его. На эти деньги купили новых телят и так постепенно расширили стадо до приличных размеров.

Шесть женщин из другой группы скинулись всего по 500 рублей, накупили ткани и ниток и стали ткать ковры. Через пару лет их рукоделие покупали не только в Бишкеке, азиатский колорит со свистом продавала в Европе одна щвейцарская фирма. Глядя на успех жен, мужики организовали в одном из домов столярный цех по производству невероятной красоты резных сундуков для одежды.

Третья группа товарищей взяли в аренду большое поле и засадили его картошкой, а на собранные деньги купили общий старенький трактор, чтобы было легче обрабатывать землю. А чтобы орошать поле, сообща прокопали поливной канал почти в 15 километров длиной!

Вы можете себе представить, чтобы в Рязанской области мужики вот так копали канал до деревни, потому что для полива надо? Мне кажется, россиян еще не настолько прижало. Слишком богатая страна.

Я это понял после переезда в Красноярск. До сих пор помню, как изумился рассыпанной под прилавками магазинов мелочью, которую никто не поднимает. Еще чего, мараться в грязи ради упавших монеток! Для меня было дико такое отношение к заработанным деньгам.

Как и для киргизских крестьян, которые умудряются делать деньги буквально из дерьма. В прямом смысле. Жители ставят биогазовые установки. Это такой большой бак-реактор, куда складывают коровий навоз. За счет брожения образуется биогаз, которым обогревают дома и готовят пищу. Некоторые умельцы даже заправляют газ в баллоны и ездят потом на машинах. Из навоза, выделяемого в сутки одной коровой, получается примерно 1,5-2 кубометра биогаза. Стоимость постройки биореактора окупается через 1,5 года, потом идет экономическая выгода. Вот яркий пример, как люди не ждут десятилетиями, пока государство или газовики проведут газ, а обеспечивают им себя сами.

Это вообще очень российская черта – ждать, когда кто-то для тебя что-то сделает, а пока жаловаться на жизнь.

Соседка со второго этажа регулярно с гордостью нам рассказывает, что она в очередной раз задолбала ЖЭК звонками с требованием поменять перегоревшую лампочку в подъезде. А они, сволочи такие, все не идут. Соседка дама не беспомощная, у нее муж и взрослый сын. Но она из принципа будет сидеть без света и жаловаться на жизнь, «потому что они обязаны». В России почему-то виноват всегда кто-то, но не сам человек.

Опять же, это потому, что не прижало людей еще до такой степени, что нужно уже вставать с печи и начинать шевелиться. На жизнь хватает и ладно. Попытаюсь объяснить на еще одном примере.

На первом этаже в моем подъезде живет тихая алкоголичка тетя Люба. Ее видят каждое утро за одним и тем же ритуалом. В ларьке у нашего дома она берет пачку подозрительных пельменей за 40 рублей и «чекушку» водки за 60 рублей. 100 рублей в день, в месяц это получается около 3000 рублей. За квартиру и электричество она не платит. Долг за квартиру уже 40 тысяч, но пока ЖЭК не подает на нее в суд. Пытается воздействовать при помощи стыдящих писем, которые уже вываливаются из переполненного почтового ящика. Электричество за неуплату отрублено уже давно, но оно тете Любе не нужно в принципе. К моменту, когда на улице темнеет, она уже крепко спит похмельным сном. Незамысловатую счастливую жизнь ей обеспечивает государство при помощи минимальной пенсии в 3500 рублей. Ей, чтобы бухать и потом счастливо спать, даже бутылки сдавать не приходится!

А у моей мамы в Киргизии пенсия была 1300 рублей. И хочешь-не хочешь, ей приходилось работать, чтобы прокормиться.

Россия настолько богатая страна, что в ней можно позволить себе быть ущербным – на жизнь хватит. Не хватит – можно нужное украсть. Что и делают сельчане из колхоза Таньковой.

А потом приезжают гастарбайтеры. Они не ждут богатого дядю спонсора с чемоданом денег и не мечтают о возврате к уютному советскому прошлому. Они просто рассчитывают на свои силы и очень много работают. И не пьют, потому что некогда.

На мой взгляд, самое главное, что сейчас нужно селу – даже не деньги, а знания. Тогда и огромные государственные субсидии не будут исчезать в бездонности нынешней российской деревни. Нужно научить сельчан, как быть хозяевами своей земли, своих урожаев и надоев. Чтобы они поверили и захотели лучшей жизни для себя и села. Народная восточная мудрость гласит: «Желание – это тысяча возможностей, нежелание – тысяча причин».Михаил НЕБЕРА («КП» - Красноярск»)

КСТАТИ

Как наши коллеги из регионов работали в разных отраслях сельского хозяйства:

Сказка про то, откуда берутся яйца

Как я работал мельником

Как я работал комбайнером

Как корреспондент "КП-Красноярск" работала дояркой в совхозе

Как корреспондент «КП» в первый раз в жизни доил корову

ВОПРОС - ОТВЕТ

Одним из самых распространенных вопросов, задаваемых читателями, стал вопрос о том, почему же не работают госпрограммы. Ведь в последнее время для сельского хозяйства чего только не делают: льготы, беспроцентные ссуды... Вот вам ответ из первых рук, то есть от самих фермеров.

- Для того чтобы получить кредит, нужно собрать миллион бумаг, побегать по инстанциям, а у нас ни сил, ни времени на это нет! - говорит Людмила Корнева, хозяйка подмосковной фермы. - А унижений... У нас-то в администрации нас все знают, но чуть выше сунешься, сразу слышишь: «А кто вы такие вообще? Какие еще фермеры? Вы нам не нужны!» И пока не пригрозишь в знак протеста стадо коров на Рижское шоссе выгнать, ничего не добьешься от них. А главное, полученный кредит не окупит даже затраченный на эти поездки бензин! С землей разобраться тоже не можем. Пять лет уже в земельном комитете пытаемся аренду продлить. А они нас из кабинета в кабинет гоняют и говорят: «Те бумаги, что вы в самом начале оформили, уже устарели, начинайте по новой...» Нас, фермеров, мало, и чиновники в нас просто не верят. Думают, что мы землю хотим оформить, чтобы продать. Так и говорят: «Давайте полмиллиона и продавайте кому хотите». Вот в оформлении всего этого бумажного фронта фермерам помощь и нужна! Это ж мы - с образованием - еще боремся. А какой-нибудь тракторист, хороший, работящий парень, готовый работать на земле, но не умеющий «бумажные войны» разруливать, просто плюнет и уйдет. Ну и на оплату электричества неплохо скидки бы сделать - по 18 тысяч в месяц платим... А все остальное сами сделаем.

- Чтобы взять кредит у государства по национальному проекту развития АПК, нужно что-то в залог, а у нас в одном кармане пусто, в другом - дыра! - говорит Марина Сердюк, хозяйка свинофермы из села Садового Вяземского района Хабаровского края. - Сегодня, говорят, отечественному свиноводству - зеленая улица, миллиарды рублей брошены на его поднятие, введены квоты на импорт мяса. Но толку-то нам от этого? Взять даже несколько тысяч рублей под льготные проценты неподъемно. А ведь чтобы частнику выкормить одного поросенка, нужно вложить 15 - 20 тысяч рублей. Свиноматка же приносит до 18 поросят. Преимущества получают те, у кого гектары земли, техника, убойные цеха, маточное стадо... А где все это взять, если колхозы поголовно разоряются? Мелкое же фермерство мало кто поддерживает. Я, например, смогла создать ферму только за счет того, что выиграла конкурс социнициатив и мне выделили грант. А иначе до сих пор бы работала почтальоном и уборщицей, никакого свинобизнеса не было бы.

Мы очень надеемся, что наше расследование не пройдет незамеченным. В ближайшее время мы рассчитываем получить ответ чиновников, занимающихся сельским хозяйством в нашей стране, на поставленные нами и читателями вопросы. Возможно, проведем посвященный этому «круглый стол» и непременно расскажем вам, читатели, о его результатах.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Проблемы русских крестьян в том, что они ничего не хотят!

Отрывки из вышедшей в Хабаровске книги «Сопровождение села. Модель сельского развития»

Эта книга основана на множестве различных социологических исследований психологии и быта сельских жителей. Специалисты (в том числе группа под руководительством доктора философских наук профессора Высшей школы экономики Азера Эфендиева) изучали село как по заказу крупных производителей, пытающихся понять можно ли грамотно использовать рабочую силой крестьянства, так и просто во имя того, чтобы понять путь развития современной деревни. Получилась весьма занимательная книга с неожиданными выводами. Поэтому я решила привести наиболее показательные отрывки о «психологическом поле села» здесь…

- Когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике, - рассказывает коммерсант, по заданию которого было проведено одно из исследований. - Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять - в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям - опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число «неворующих» отметили, что им просто нечего красть.

Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста пяти - это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели.

…В среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ: «Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта»), пятьдесят девять процентов просто бедны («Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем - нет средств»). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.

При этом преобладающая в среде мотивация – неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: «Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится». Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.

Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень. Причем, более мотивированы именно «зажиточные» . Уклонение от активности развито тем сильнее, чем беднее живет человек. И это, собственно, объясняет, почему он недоедает. А при такой мотивационной структуре можно ждать, с одной стороны, углубления и расширения нищеты, а с другой - рывка к более высоким стандартам жизни со стороны незначительной части сельских жителей. То есть произойдет резкая поляризация, что может привести к социальному взрыву на селе. Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению («При всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека») склонились двадцать два процента - в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они «такие, какими их сделала жизнь». И только треть ссылается на собственный выбор.

Причин пассивности много, и далеко не все понятны. Одна из них - в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян - просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде «акции» или «АО».

Самое интересное, что и крадут бедняки и «зажиточные» одинаково. Воровство признается социальной нормой, оно легитимизировано.

…Сельчан не заставят работать «ни деньги, ни власть, ни слава» не потому, что они им не нужны. Где и кто видел людей, которым не нужны деньги? Им боязно, они отказываются брать на себя ответственность, им нужен начальник, которому они могут делегировать право принимать решения и требовать выполнения работы, и только поэтому они не решаются заводить свое дело. Им было хорошо «при Советах», когда власть давала и готовые формы коллективного труда, и сама контролировала начальников, на которых можно было жаловаться в местком и партком. В селе лишь малый процент способен на личное предпринимательство, но большинство способно на коллективное.

И власть над людьми им не нужна именно по тому же самому принципу. Ко всему власть дает выдающееся положение, в смысле, выделяющее человека из общей массы – кому больше дают, с того больше спрашивают, поэтому кто согласится на этот шаг? Люди адекватно оценивают себя и реально видят, что власть не их призвание. Они не оспаривают власть людей, которые своими способностями, даже внешнего плана, выделяются природно, но если человек не видит в себе ничего выдающегося, то глупо было бы ожидать от него подобного решения. Он просто не рискнет попасть под остракизм.

Наконец, слава. Она заключается для простых сельчан в том, чтобы жизнь прожить, будучи не осужденными ни законом, ни общественным мнением. И если они не связывают, как мы понимаем, свою жизнь с деньгами («лихими деньгами», «легкими деньгами», как им кажется) и карьерным ростом, то их жизненное кредо, как ни странно, также можно выразить формулой Н. Островского – прожить свою жизнь так, чтобы не было мучительно больно… и чтобы детям оставить доброе имя, добавим.

Полностью книгу можно прочесть здесь

Онлайн-конференция с Ярославой состоится во вторник, 13 апреля.

А пока автор сериала «Как я была колхозницей» Ярослава ТАНЬКОВА ждет ваших вопросов на нашем сайте. Задать вопрос можно здесь...