Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
ИНТЕРВЬЮ13 апреля 2010 15:35

Александр Князев: История показала, что в Киргизии нельзя власть замыкать на одну фигуру

Сейчас обществу нужны виноватые - свой Гитлер, Бен Ладен или Басаев. Зло должно быть персонифицировано. И оппозиция уже произнесла его имя

На второй день после кровавого захвата «Белого дома», страшной ночи мародерств и грабежей пришедшие к власти оппозиционеры бросились восстанавливать в стране закон и правопорядок. Однако несмотря на все заверения Временного правительства в стабилизации обстановки, люди все еще с ужасом ждут возможного начала гражданской войны. Куда теперь поведут народ новые власти? Как избежать конфликтов на межнациональной почве? В какую игру на юге страны заигрался упорствующий президент? На эти и другие вопросы «Комсомолка» попросила ответить политолога Александра Князева.

Власть забыла о менталитете собственного народа

- Александр Алексеевич, государственный переворот произошел. Пока еще действующий глава государства скрывается в родном селе Маркай в Джалал-Абаде. Страной руководят «временно» пришедшие к власти оппозиционеры. Поделитесь своими мыслями и наблюдениями на тему стремительно развивающихся событий в республике.

- Я не прогнозировал, что все может случиться таким образом, полагаю, никто не предвидел подобного хода событий. 7 апреля в Бишкеке произошел неожиданный естественный взрыв. Элемент организованности, плановости был практически минимальным. А то, что народные выступления переросли в вооруженный конфликт – абсолютная «заслуга» властей, первыми применивших оружие. Арестовав лидеров оппозиции, они сами себе оказали медвежью услугу. Присутствующие на местах предводители могли бы успокоить народ, сделать толпу управляемой. Но митингующая масса людей лишилась главнокомандующих. После проведения громких арестов власть пустила в ход оружие, совершенно не приняв во внимание менталитет собственной нации. Киргизы – в недавнем прошлом кочевой народ без постоянного места жительства, огородов и магазинов. В бою они превращаются в отличных солдат, готовых идти вперед, так как терять практически нечего. В ожесточенное наступление народ и рванулся 7 апреля.

- В 2005 году вы произнесли такую фразу: «Символ мартовской революции – мародер с холодильником на спине». Какие эпитеты можете подобрать к новому перевороту власти? И какие принципиальные отличия видите между двумя историческими событиями?

- Страна избавилась от чего-то гадкого и мерзкого. Пока еще не полностью, но это, наконец, произошло. Что касается отличий, пять лет назад действия оппозиции носили планомерный характер. В апреле этого года, повторюсь, все произошло естественным путем. В регионах людьми управляли совершенно неизвестные лидеры, кстати, сегодня тоже претендующие на свое место под солнцем. И это проблема, которую членам Временного правительства нельзя игнорировать во избежание нежелательных последствий.

- А как же разговоры о некой третьей силе, которая помогла киргизскому народу осуществить переворот?

- Нет таких фактов. Информационное воздействие со стороны России наблюдалось, но это ее политика. Когда руководство РФ в чем-либо обвиняют, российские политики, естественно, вынуждены отвечать. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что огромное количество жителей Киргизии понимает свою зависимость от стратегического партнера, не желая ухудшения отношений между двумя государствами (а к этому вела политика Бакиева). Другого участия России в последних событиях я не вижу.

- В последнее время в Киргизии звучат антисемитские призывы, появляются плакаты антиеврейского содержания. Хватит ли у новой власти воли и желания не допустить межнационального конфликта?

- Я бы не стал выражаться столь категорически. Для киргизов антисемитизм – это новость, такого не было никогда. Появление лозунгов антиеврейского содержания связано только с окружением Максима Бакиева. Но не исключено, что действуют и провокаторы, «обидевшиеся» на отсутствие внимания со стороны новой власти. Возможно, это локальная акция, цель которой – подпортить имидж революционеров. Безусловно, члены Временного правительства должны жестко контролировать межнациональный вопрос, раз уж взяли на себя такую ответственность. Спровоцировать конфликт на этой почве можно легко. Не даром же межнациональные и межрелигиозные конфликты считаются самыми страшными.

Вместо президента сильный премьер-министр

- И что же теперь первостепенно для послереволюционной Киргизии?

- Думаю, вопрос о Бакиеве можно вывести на второй план. Судя по всему, в киргизскую политику его уже никто не пустит. Осталось только решить, как он будет нейтрализован – добровольно согласится выехать в другую страну или к нему придется применить какие-либо силовые методы. Сегодня гораздо важнее другое – насколько способно новое правительство проводить объективно необходимую политику в социально-экономической сфере и в проведении конституционной реформы. На первом этапе важнее установить стабильность и легитимность в политической сфере, не забывая при этом об экономике. Я бы прописал в рецепте внешние инвестиции, кредиты, гранты, различного рода вливания, не только в виде разовой гуманитарной помощи, которую многие страны уже оказывают и будут продолжать оказывать, но и вложение средств в реальную экономику, в создание рабочих мест. Люди должны почувствовать хотя бы минимальный позитивный сдвиг в экономической сфере.

- Насколько сплочены сегодня члены Временного правительства. Не произойдет ли так, что спустя какое-то время оставшиеся не у дел пополнят ряды новой оппозиции, и мы вернемся к тому, от чего ушли?

- Оппозиция должна быть. Но мне очень нравится идея создания парламентской республики. Президент, лишенный многих функций, и сильное правительство подконтрольны парламенту. При этом в парламенте ни одна из партий не имеет права занимать абсолютное большинство мест. В итоге это приведет к тому, что политики будут бороться не за президентское кресло, а за то, чтобы создать сильную партию, способную влиять на решение парламента. Это было бы оптимальным решением. На данный момент традиция такова, что правит один. Пора привыкать к новым обычаям.

- А если идею о парламентской республике не удастся воплотить в жизнь? Кого тогда вы видите на посту нового президента?

- Мне бы никого не хотелось видеть на этой должности. Я бы даже предпочел президенту сильного премьер-министра, которым вполне могла бы стать и Роза Отунбаева. История показала, что в Киргизии нельзя делать власть централизованной и замыкать на одну фигуру. Неважно, человек с какой фамилией займет кресло президента в следующий раз. Добром это не кончится.

Сейчас я одобряю решение оппозиционеров отказаться от назначения временного президента и сделать председателем такую компромиссную, не амбициозную, нейтральную фигуру, как Роза Отунбаева. Она не стремится к президентству, по крайней мере, ни разу не заявляла об этом.

Раздела страны не будет

- По вашему мнению, в какую игру сейчас играет Курманбек Бакиев, и как вы относитесь к его заявлению о том, чтобы сделать Ош столицей Кыргызстана?

- Я думаю, он ведет себя совершенно неадекватно. Он не понимает ни страны, которой пытался управлять, ни своего народа. Все его действия направлены на разжигание военного конфликта, быть может, даже гражданской войны…

- И насколько возможно такое удручающее развитие событий?

- Вероятность есть, но только не по принципу Север-Юг. На самом деле, на юге страны поддержка Бакиева не сильна, тотальный контроль он там не установит. Но в то же время президент может владеть рычагами для дестабилизации обстановки, организации терактов, убийств, провоцирования беспорядков на межэтнической почве, различных провокаций. Известно, что ему были подконтрольны криминальные элементы общества. Не исключено, что эти связи еще остались, и он может ими воспользоваться в любую минуту. Временное правительство совершает ошибку, затягивая со спецоперацией.

- А почему бы просто не позволить ему покинуть страну ради общего спокойствия? Почему не предоставить воздушный коридор?

- Наверняка новая власть не против отложить эту проблему на время и готова позволить ему уехать. Упорствует сам Бакиев, рассчитывающий на свои силы и возможности.

- Насколько велика вероятность того, что на территорию Кыргызстана будут введены миротворческие войска?

- При условии развития худших сценариев есть такая вероятность. Возможно, инициативу возьмет на себя ОДКБ.

- А возможен ли такой сценарий, что оппозиция во главе с Розой Отунбаевой и Курманбек Бакиев вдруг сядут за стол переговоров и просто поделят страну на куски?

- Мне кажется, на это Временное правительство не пойдет. Учитывая уже исторически складывающиеся сложные взаимоотношения с узбеками, южным киргизам отделяться опасно. Да и здесь, на севере, много выходцев с юга, среди политиков в том числе. А потом этот вопрос придется обсуждать с внешними партнерами – США, Россией. Все это очень серьезно. Думаю, никто не поддержит Бакиева с такой инициативой. Тем более сейчас обществу нужны виноватые – свой Гитлер, Бен Ладен или Басаев. Зло должно быть персонифицировано. И оппозиция уже произнесла его имя.