2018-04-02T13:30:31+03:00

Из экзаменационной работы по русскому языку выпускника-2010: «Не опускай свой язык ниже его достоинства»

Учителя проверили сочинения, написанные на пробном ЕГЭ по русскому языку [обсуждение]
Поделиться:
Комментарии: comments44
Изменить размер текста:

Незадолго до официальной сдачи Единого государственного экзамена многие вузы проводят для абитуриентов репетиционные ЕГЭ. Набить руку на тестах можно по всем основным предметам и совершенно бесплатно. За месяц в пробных экзаменах поучаствовали около 20 тысяч выпускников. Половина из них писали ЕГЭ по русскому языку. В «Комсомолку» попали копии некоторых экзаменационных работ.

ВСЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

Надо отметить: хотя ЕГЭ и репетиционный, но процедура его проведения была максимально приближена к реальной. Каждому выдается пакет, в котором лежит один из пяти вариантов КИМов (контрольно-измерительные материалы). Составлены они по материалам экзаменов прошлых лет.

Задание в части А самое простое. В нем нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа. Часть В более сложная, с другим принципом ответа на вопросы: в отведенное поле необходимо вписать либо слово из текста, либо последовательность букв или цифр, соответствующих заданию. И наконец, творческая часть С - самая сложная. Ребятам предлагается написать эссе по заданному тексту. Эта работа оценивается по 12 критериям. Основные из них: содержание, речевое оформление и грамотность. Объем - минимум 150 слов.

Никаких литературных шедевров не требуется. Достаточно внятно, последовательно сформулировать позицию автора текста и прокомментировать одну из проблем, им поставленных. Согласен с его мнением или нет. Аргументировать свой ответ нужно, опираясь на знания и личный жизненный опыт. Если эссе будет написано без опоры на прочитанный текст или представит собой банальный пересказ исходника, задание не засчитывается.

ПРО 10 ЗАПОВЕДЕЙ

В одном из предложенных текстов выпускникам предлагалось поразмышлять о десяти Божиих заповедях, на которых базируются общечеловеческие моральные и духовные ценности. Творчески переосмыслить и проанализировать, к чему школьники могут применить понятие «грех» в современном мире и в быту. Проанализировать суть человеческих отношений. Специалистов, проверяющих экзаменационные листы, прочитанное повергло сначала в шок, а затем в глубочайшее уныние...

- Такой чудовищной безграмотности, невежества мы и предположить не могли! - рассказывает преподаватель, проверивший 800 заданий. Провальных работ - 90 процентов. И эти ребята совершенно серьезно рассчитывают на поступление в вуз!

В одном из сочинений автор среди библейских заповедей перечислил «не бей, не желай плохого себе, не пей, не кури, не ругайся матом».

Проблему морали и человеческого греха другой автор формулирует так (орфография и пунктуация сохранены. - Ред.): «на данный время подросток думает как бы побыстрее покурить, выпить. Они совершают грех. В нынешнее время нельзя нечего переделать. В этом мире мы все грешники, или были, будем и так будет всегда!»

Другой будущий абитуриент выражает свою солидарность с автором текста и сочувствует его нелегкой жизни: «Автор описывает про плохих людей возможно про уголовников, может они были его друзьями что он так тонко почуствовал что написал... Сложно жить вместе воруя у друг друга сотворять грехи и как бы так было давно описывая в 10 заповедей автор лутший и таких надо еще поискать добрых честных людей которые говорят искрена чисто от сердца».

- Ребята не могут даже связно изложить свои мысли, раскрыть тему, - продолжает преподаватель вуза. - У них лексика второклассника! У 60 процентов писавших эссе грамотность практически нулевая. Они пишут «хАрошо», «щас», «по то мучто».

В другом задании выпускникам предложили поразмышлять над тем, почему современный разговорный язык так замусорен сленгом, жаргоном, арго, матерщиной. Как с этим бороться? Большинство школьников были единодушны. Вот пример аргументации (орфография и пунктуация автора): «Сейчас молодежь мало читает и почти не ходит гулять, а общение получает через интернет. Из-за интернета становится очень маленький словарный запас, и когда молодежь встречается им нечего сказать, не о чем поговорить...

В наше время молодежь очень много пьет и из-за этого говарит такими слоганами, как тусовки, разборки, наезды, балдеж. Зимой в холод сидит в подъезде, разрисовывают стены, мусорят, а летом кричат во дворах и мусорят. Разным компаниям нужно по больше гулять в парках, ходить в кинотеатры и тому подобное».

- Оценивались работы по 100-балльной системе, которые затем переводятся в привычную пятибалльную шкалу, - подводит итог эксперт. - Большинство работ, которые мы проверяли, получило оценку 3.

ПЕРЛЫ ИЗ ЭССЕ 11-КЛАССНИКОВ

(орфография и пунктуация авторов соблюдены)

- «Нужно читать как можно больше книг и не давать опускать свой язык, ниже его достоинства».

- «Вся партийная верхушка была запятнана регрессиями, поэтому свалить всю вину на Сталина было куда проще, чем самим за это отвечать!»

- «Сейчас для человека что читать а что не читать является безразлично».

- «Слово - это человеческая деятельность. Передающая другому».

- «В наше время очень тяжело ограничить русский язык от прессы, телевидения, также от иностранных граждан, чтобы грубые слова и жаргон не входили в наш язык».

- «В книгах заключен полезный букет для человека».

- «Сражение под Аустерлицем имело огромное значение. Кутузов не хотел драться, но его заставили. Это не гуманно».

- «Даж в древности, заповеди распространяли, чтобы после шести дней работы, был обязательный выходной, этим заповедям поддерживались даже рабы и домашняя скотина».

- «Политика - это уже собрание личностей, которые следят и стараются усилить государство».

- «В некоторых странах вера была настолько сильна, что приносили в жертву девушек. Есть еще люди обратной веры, которые верят не в бога а в сотану».

- «Я считаю, что у человека должны быть только добрые намеренья. Он не должен злиться, обижаться ну и так далее. Да, бывают тебя затронут за живое и ты несдерживаешь свои эмоции. Я считаю, что это правельно. А так человек не должен быть таким».

- «Примеры самоконтроля. Хочется взять чужое, но себе не позволяешь. Хочется оклеветать - не позволяешь. То есть все, что совесть не позволяет».

- «В Москве очень много названий магазинов одинаковых, и они одинаковы не из-за сети этих магазинов, а из-за того что хотят использовать заграничные слова такие, как: «Ереван Плаза».

- «Вообще Чехов любил пошутить. Особенно с АлиБабой Ивановичем. Вся соль в соли! Раньше задавались вопросом о морали, о любви, а сейчас нет». (Тема: «В чем состоит комедийность пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?».)

- «Автор написал хороший стих, мне почти понравилось, хотя я прочитал половину первого предложения. А автору могу дать совет: пусть пишет по короче свои сказочные рассказы для ЕГЭ».

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006», словесник Марат АЛИМОВ:

Школьникам не хватает кругозора и жизненного опыта

- Москва последней включилась в эксперимент по ЕГЭ. Когда во многих областях России уже все предметы ребята сдавали в этой форме, столица даже не интересовалась их опытом, надеясь, что Единый отменят. Поэтому Москва и идет с опозданием от всей страны года на три-четыре. И наши результаты на фоне общероссийских не такие хорошие, как хотелось бы.

Что касается сочинения, то, к сожалению, оно как жанр в старшей школе отмирает. Ему не учат - выпускной экзамен по литературе отменен. У ребенка нет возможности практиковаться в навыках письменной речи. Фактически выпускник на ЕГЭ по русскому языку впервые пишет эссе. Отсюда и косноязычие, аляповатость.

Условия этого экзамена таковы, что в сочинении нужно подтвердить авторскую позицию собственными аргументами из личного опыта. Его у наших школьников нет! Тот общий кругозор, который тоже допускается в экзамене, отсутствует в принципе - современная школа развитием ребенка в этих вопросах не занимается.

У большинства 15 - 16-летних подростков в жизни ничего интересного не происходило, они ничего не видели, не знают. Читательский опыт также равен нулю - литература в загоне, а детей пичкают какими-то «составляющими знаниями». Хотя в стандартах второго поколения четко прописано, что должна делать школа. На первом месте - развитие личности, знания - только на третьем месте. Вот и получается, что количество работ на 4 и 5 крайне низкое, а ожидаемая средняя оценка ЕГЭ выпускников по русскому языку - «удовлетворительно».

КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА

Пресс-атташе Департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ:

Сочинение должно быть обязательным!

- То, что у наших школьников существуют проблемы с русским языком и литературой, - не секрет. С введением обязательного ЕГЭ по русскому языку 11-классники перестали писать выпускные сочинения. Им нужно только составить эссе. А это совсем другой жанр! Поэтому в этом году Департамент образования ввел в 10-м классе обязательный экзамен - сочинение. Чтобы был стимул изучать литературу, практиковаться в изложении своих мыслей на бумаге. Оценка за этот экзамен в аттестат не пойдет. Но она поможет сохранить литературу как один из самых важных предметов школьной программы. ,

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также