Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды30 июня 2010 22:00

Скульптор Андрей Заспицкий: «После войны я рисовал вывески вместе с Василем Быковым за бокал пива»

Прежде чем гении забронзовеют, они бывают очень хрупкими, если не сказать - ломкими [ФОТО + ВИДЕО]
Источник:kp.ru

У вдохновенного Адама Мицкевича может запросто отвалиться рука, а у романтичной Элоизы Цётки - оборка платья. Потому что старейший скульптор Беларуси Андрей Заспицкий лепит своих легендарных персонажей поначалу из пластилина. Или из специальной зеленой глины.

Так что пришлось мне пробираться среди этого безмолвного пантеона с величайшими предосторожностями. Впрочем, что я? Когда в мастерскую приезжал Петр Машеров, то свою немногочисленную охрану оставил за порогом. Чтобы часом чего, а точнее, кого-либо не разбили ненароком.

- Петру Мироновичу у вас понравилось? - спрашиваю у Андрея Михайловича.

- Осмотрел мастерскую он с интересом. Очень переживал: успеем ли к сроку сделать памятник Анастасии Куприяновой из Жодино, у которой погибли на войне пятеро сыновей.

«В 14 лет я впервые нарисовал натурщицу»

- До войны мы жили в Варшаве. Однажды отец принес книгу про Микеланджело и коробку пластилина. Я вылепил папу, маму, знакомых. Рисовать решил тоже, как Микеланджело, лежа. Пришел дед, художник, и посоветовал для начала нарисовать кувшин. Я записался на курсы, где давали удостоверение, по которому можно было бесплатно ходить во все музеи Варшавы. Однажды шел из музея и увидел, как в доме за большими окнами художники, покуривая, что-то обсуждают. Рядом натурщица лежит. Я зашел внутрь, взял уголь и начал ее рисовать. Мне тогда было 14 лет. А 1 сентября 1939 года началась война…

«Мне и Быкову за труды денег почти не давали»

Заспицкого призвали на фронт в 1942-м, обучали стрелять из пушки-сорокопятки и махать саблей. Владение пушкой пригодилось, сабля, слава Богу, нет. После освобождения Беларуси помогал СМЕРШу чистить от банд белорусские леса. Демобилизовался с трудом: не хотели отпускать бойца, красиво рисующего «агитки». Заспицкий приехал в Гродно, куда вернулись из эвакуации родители. В кителе и галифе пошел искать работу.

- И какую должность вам предложили?

- Вывески рисовать. Под руководством главного художника Гродно по фамилии Семенов. Первым делом понадобились шильды с надписью «Пиво-воды». Захожу я однажды с такой табличкой в кавярню, а там Василь Быков. Я к нему подсел - и мы быстро общий язык нашли. Он ведь, как недоучившийся скульптор, тоже поначалу работу по живописной части искал. Предложил я ему третьим быть в рисовании вывесок - я ж не знал, что вскоре он не картины, а романы начнет писать. Втроем мы с этими табличками ходили по городу. Подойдешь к мадам, что в павильончике торгует. Она: «О, какая вывеска, давай сюда». И нас угостит. Лимонадом.

Валентина Терешкова сама предложила Заспицкому сфотографироваться в Кремле вместе. 1977 год.

Валентина Терешкова сама предложила Заспицкому сфотографироваться в Кремле вместе. 1977 год.

- Или пивом?

- Ага, или пивом. Денег за работу почти не давали.

Лаврентию Цанаве наш цвет понравился

Перебраться в Минск Заспицкому посоветовал Василь Быков. Время после войны было, как говорит Андрей Михайлович, другое: художники друг другу помогали. Поэт Анатоль Астрейка предложил на первых порах ночлег и отвел к скульптору Алексею Глебову. Мэтр, узнав, что перед ним коллега, показал на тапочки и станок в мастерской - переобувайся и лепи.

- Глебова я называл папой. Благодаря ему состоялась моя карьера. Перед самой смертью он лепил Купалу. Поняв, что не успеет, передал мне свой эскиз. Я подключил Толю Аникейчика и Льва Гумилевского. За Купалу мы получили Государственную премию БССР.

- А кого легче ваять: живых или мертвых?

- Всех нелегко. Но у живых - эмоции. Когда мы делали монумент матери-героине Куприяновой из Жодино, она еще была жива. Представляете, какая ответственность? Увидев готовый памятник, она заплакала.

- Значит, попали в точку. За создание этого монумента вам дали Государственную премию СССР?

- Да, ведь задание было ответственное. Потому и Машеров в мастерскую приезжал. А курировала работу летчик-космонавт Валентина Терешкова - у меня есть фотография, где мы стоим вместе. Премию вручали в Кремле, вместе с другими лауреатами. Потом организовали поездку в Узбекистан, Армению: нас там очень радушно принимали.

- Вам 86, и большую часть жизни вы в работе. Помните все свои произведения?

- Пока была рядом жена Нина, она вела какой-то учет, хранила фотографии моих работ. А сам я разгильдяй по этой части. Хорошо, художница Людмила Ивановна Гриценко занялась моим архивом, помогает его оцифровать. Одно могу сказать с уверенностью: памятники, бюсты, барельефы моей работы стоят по всей Беларуси: Скорине, Мицкевичу, Шопену, Машерову, Азгуру…

- А Лаврентия Цанаву не пробовали вылепить? Говорят, всесильный глава НКВД республики вызывал вас к себе?

- Вызывал, когда шла внутренняя отделка здания, в котором находится КГБ. Бригада под руководством моего товарища Павла Белоусова занималась там лепкой. Лаврентий Цанава пригласил его, чтоб определиться, какого цвета делать себе кабинет. Пашка за компанию прихватил меня. Вдвоем мы предложили светло-зеленый, ближе к салатовому, оттенок. Цанава выслушал нас и говорит: «Мы попробуем, но если…» И замолчал. Мы ушли, маляры стали красить. Нас больше никуда не вызвали. Так что цвет Цанаве, думаю, понравился. А бюст его и без меня нашлось, кому лепить.

СПРАВКА «КП»

Андрей Заспицкий родился в польском городе Мазовец 16 февраля 1924 года. В 1940 - 41 годах учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Воевал. Заслуженный деятель искусств Беларуси (1977), лауреат Госпремии СССР (1977).

Самые известные работы

Монумент в честь матери-патриотки в Жодино А.Куприяновой, монумент в честь освобождения Витебска, памятник Ф.Скорине в Полоцке, памятники Я.Купале и А.Мицкевичу в Минске.

АНЕКДОТ ОТ ЗАСПИЦКОГО

Когда лепили Купалу, отправили нас за какой-то справкой к Кондрату Крапиве. Он подписал и спрашивает: «А сколько метров памятник?» «Метра 4 будет», - отвечаем. «Ха-ха, - засмеялся он, - а на сколько ж метров тогда мне рассчитывать?». К слову: памятника Крапиве до сих пор нет.