Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды22 сентября 2010 22:00

Сергей Бондарчук был первым законным миллионером в СССР

25 сентября исполнилось бы 90 лет выдающемуся мастеру. О малоизвестных фактах из его жизни рассказываем сегодня [фото и видео]
Авторы (2):
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Сергей Бондарчук в нашей истории кино - человек-глыба. Замечательный актер, великолепный режиссер, создавший фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кино, - «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину». Он пережил все - был обласкан властью и любим самим Сталиным. Подвергался гонениям и был отлучен от Союза кинематографистов. Из-за свободолюбия долго не хотел вступать в Коммунистическую партию. Он не шел против течения - иногда течения просто разбивались об него, как об огромный утес, который стоит наособицу и признает только свои законы. В творчестве он не признавал компромиссов и всегда работал на пределе сил. А в жизни был этаким большим добрым великаном, спокойным, рассудительным. Он хлебнул и славы, и бурь, прошел огонь, воду и медные трубы. О некоторых моментах его жизни нам рассказал контрразведчик Игорь АТАМАНЕНКО, который собирал материал для книги о мастере. «Война и мир» - самый дорогой фильм в мире

Режиссер с женой Ириной Скобцевой (слева), дочкой Аленой и сыном Федором.

Режиссер с женой Ириной Скобцевой (слева), дочкой Аленой и сыном Федором.

- Сейчас эту цифру уже можно назвать, а в советские годы она была засекречена, - рассказал «КП» Атаманенко. - На съемки всех четырех серий «Войны и мира» Бондарчук потратил 60 миллионов советских рублей, полученных из госбюджета. Эти сведения я получил в бухгалтерии «Мосфильма». Затем эту цифру перепроверял в Комитете. Подчеркиваю, именно советских рублей. Тогда доллар приравнивался к 62 копейкам. А средняя зарплата составляла 60 - 80 рублей. Так что бюджет «Войны и мира» был грандиозен! Для сравнения - в 70-м году машина «Жигули», первая модель, стоила 5600 рублей. Получается, 10 тысяч «Жигулей» купить можно было. Такую цифру освоить не дали бы никому, а ТОЛЬКО Бондарчуку. Объясню, в чем дело. В 59-м он поставил «Судьбу человека». Бюджет был скромен -72 тысячи рублей, которые вернулись в казну несколькими миллионами долларов, потому что в 1960 году этот фильм обошел весь мир. «Впервые Советский Союз вместо якутских алмазов и сибирской пушнины поставил на международный рынок интеллектуальный продукт» - так писали центральные европейские газеты. Династия Виндзоров заказала в личную фильмотеку копию фильма. А Уинстон Черчилль в привычной для него афористичной манере заявил: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите фильм «Судьба человека».

«Тарас Шевченко», 1951 год.

«Тарас Шевченко», 1951 год.

Вот так Бондарчук заработал свой духовный (а страна - материальный) капитал. И этот успех картины открыл для Бондарчука кредитную линию. То, что такой фильм снял тогда еще БЕСПАРТИЙНЫЙ режиссер, создавало дополнительный имидж нашей стране на Западе. Советская власть - это блок коммунистов и беспартийных. Почему никто не заставлял Алексея Николаевича Толстого вступить в партию? Очень важно было, что вот, видите, у нас красный граф. Это политика такая была...

«Адмирал Ушаков», 1953 год.

«Адмирал Ушаков», 1953 год.

- А я слышала, что благоволили Бондарчуку потому, что его любил Сталин. - Не только поэтому. Хотя Бондарчук - единственный среди советских режиссеров и актеров, кто, перепрыгнув через два промежуточных звания, получил в 32 года по приказу Сталина за роль Тараса Шевченко звание народного артиста СССР. Тогда такое звание обычно присуждали деятелям искусства старше 50 лет. Сталин, посмотрев «Тараса Шевченко», спросил: этот актер член партии или нет? Ему сказали, что нет. Тут же забегали вокруг Бондарчука - его собираются сделать «народником», а он не член партии. А он... отказался вступать в КПСС. Вот такой принципиальный. И все же народного Бондарчуку дали.

«Отелло», 1955 год.

«Отелло», 1955 год.

Америке - князь Андрей, Бразилии - Наташа Ростова - Серии эпопеи «Война и мир» разделяли и посылали как отдельные фильмы в разные страны, - продолжает свой рассказ Атаманенко. - Первая серия - «Андрей Болконский» - имела огромный успех в США и Западной Европе. А в Латинской Америке все шли только на вторую серию - «Наташа Ростова». Почему? А там красивые костюмы, дворцы, женские туалеты... Дома моды в Бразилии и Аргентине стали подражать платьям из фильма. Этот фильм только в Латинской Америке и в Японии перекрыл затраты в два раза. Как именно шли поступления в валюте самому Бондарчуку, мне неизвестно. Факт, что в Комитете знали о том, что он получил прибыль от фильма «Война и мир», но не захотел отдать всю валюту государству. Мой друг Евгений Абрамов работал замначальника Краснопресненского райотдела КГБ и в конце 60-х - начале 70-х курировал так называемую «творческую линию», в том числе «вел» историю с валютными доходами Бондарчука. Тогда пошли разговоры о том, что Сергей Бондарчук отказался перечислить в Комитет защиты мира полученную валюту, в том числе и от премии «Оскар», которую он получил за свою картину. Был большой скандал. Бондарчука даже вызывал к себе председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС Арвид Пельше, требуя выплачивать процент от полученной валюты - дескать, фильм-то снимался на государственные деньги, а не на ваши личные. Говорят, в ответ Бондарчук предложил вычесть у него потраченные на съемку деньги, но не более.

«Судьба человека», 1959 год.

«Судьба человека», 1959 год.

- Бондарчук действительно получал большие гонорары, но все благодаря своему труду, таланту, - рассказал «КП» режиссер Константин БРОМБЕРГ. - После мирового успеха «Войны и мира» на него посыпались предложения работы. Когда он снимал фильм «Ватерлоо», то сам заключил договор с итальянским продюсером и получал вознаграждение и как сценарист, и как режиссер-постановщик. А это гигантские деньги, потому что в фильме снимались актеры мирового уровня с миллионными гонорарами. А режиссер всегда должен получать больше актеров... Возможно, он и за «Войну и мир» получил вознаграждение. В СССР авторское право не действовало, но за границей эти права свято соблюдались. Например, когда мой фильм показали в те годы в Америке, мне прокатчики вручили толстый конверт с валютой - авторские. Однако ко мне сразу же обратились люди из КГБ и предложили вернуть эти деньги государству, что я и сделал, чтобы не иметь проблем. Но Бондарчук ничего не боялся. Он не ввозил заработанную валюту домой, в СССР, а оставлял ее в зарубежных банках, потому что и в те годы был отличным менеджером. Кстати, за «Оскара» в те годы давали порядка ста тысяч долларов. Что у него требовало государство, я точно не знаю. Но об этом говорили.

«Война и мир», 1968 год.

«Война и мир», 1968 год.

- Бондарчук стал советским мультимиллионером, - считает контрразведчик Игорь Атаманенко. - Причем законным. Он не был подпольным Корейко, а разбогател за счет своего труда и таланта. Одни только премии составили внушительную сумму. 52-й год, Сталинская премия за «Тараса Шевченко» - 100 тысяч рублей. За «Судьбу человека» получил Ленинскую премию первой степени - 100 тысяч рублей. За «Войну и мир» взял «Оскара» плюс Госпремию (примерно 50 тысяч рублей). У него была прекрасная квартира в центре Москвы, дачи в Крыму, Подмосковье. Одним из первых в стране он купил «Мерседес». Думаю, он приблизился к тем заработкам, которые были у режиссеров его уровня на Западе. Это был утес, скала! И редкий случай, когда власть это ценила. Если бы он больше ничего не сделал, кроме «Судьбы человека» и «Войны и мира», этого бы хватило, чтобы обессмертить его имя.

«Борис Годунов», 1986 год.

«Борис Годунов», 1986 год.

О личном Первой женой Сергея Федоровича была актриса Инна Макарова. Их роман начался на съемках «Молодой гвардии». У них родилась дочь Наташа. Но потом, как рассказывала Макарова, пошли размолвки - оба пропадали на съемках.

Инна Макарова с дочерью Натальей.

Инна Макарова с дочерью Натальей.

- Мы поженились, он был студентом. А потом прославился, народный артист СССР, молодой, красивый, к нему липли девушки... Мы с ним не могли жить постоянно вместе - работа, съемки. Я ревновала... - рассказала «КП» Макарова. - Но никто бы его не соблазнил жениться, если бы я сама его не прогнала. Я была вынуждена уезжать на съемки, иначе бы не была актрисой. Я его выгнала и уехала на съемки. А он какое-то время жил у мужа актрисы Клары Румяновой... Больше мы с ним так и не помирились. Он потом ушел жить к Скобцевой... И ведь вот какая странная судьба - работу над «Судьбой человека» он начинал еще со мной. Он мне вслух читал сценарий (мы любили друг другу читать сценарии по вечерам на кровати). Я хотела, чтобы он делал «Судьбу человека». А ему понравился сценарий фильма «Дорогой мой человек», в котором я должна была играть. Но так получилось, что он остался с «Судьбой человека», а я - с фильмом «Дорогой мой человек». Я выбрала работу. Хотя иногда думаю, не поехала бы тогда на съемки, может быть, все бы сложилось иначе. Но, с другой стороны, бороться за мужчину - это же так унизительно. Он меня девочкой к себе принял и за ручку водил... Его роман с Ириной Скобцевой начался, когда мы еще были женаты. Потом он стал ее мужем. А, еще в период нашего брака, помню, к нам домой заявилась женщина, которая рассказала, что родила от Бондарчука внебрачного сына. Мы с Сережей оформили фиктивный развод, он и Евгения зарегистрировали фиктивный брак, чтобы оформить сына Лешу на него... Леша сейчас живет в Ростове. От первого брака у Бондарчука есть дочь Наташа, которая сегодня снимает о нем документальный фильм. Во втором браке с актрисой Ириной Скобцевой на свет появились Федор и Алена Бондарчук. К сожалению, в прошлом году Алена умерла от рака. ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

Сергей Федорович помогал своему внебрачному сыну Алексею.

Сергей Федорович помогал своему внебрачному сыну Алексею.

* * * В 1955 году Сергей Юткевич снял фильм «Отелло» с Сергеем Бондарчуком в главной роли. В те годы устраивали выездные просмотры картин с последующим обсуждением. В один из таких показов в Костромской области в Доме культуры в районном центре собрали жителей деревень и провели дискуссию. Бондарчук вспоминал об одном суждении выпившего старичка: - Это что, - сказал он, - картина, конечно, хорошая... Но длинно очень. Вот если б ты, мил человек, - старик обратился к Бондарчуку, - положим, стерву эту сразу задавил, а не в самом конце, то оно, может, и лучше было бы... А так длинно. * * * Когда Бондарчук снимал в Ленинграде на Дворцовой площади «Красные колокола», к нему подошла старушка: - Чего это у вас тут? Что за шум? Бондарчук отвечает: - Штурм Зимнего, бабушка. - Почему Зимнего? - удивилась старушка. - Они же теперь в Смольном!.. Однажды Бондарчук вызывал директора фильма: - Почему на Дворцовую площадь выкатили только пять пулеметов? - Побойтесь бога, тогда и было-то всего три. - Но у нас же сейчас больше возможностей! * * * В 1950 году Элина Быстрицкая снималась в крошечной роли в картине «Тарас Шевченко», и уже тогда между ней и Бондарчуком возник конфликт. Вновь они встретились на съемочной площадке фильма «Неоконченная повесть», где их неприязнь дошла до апогея. Режиссеру пришлось снимать крупные планы актрисы отдельно. Никто из зрителей не догадался, что главные герои, игравшие любовь, на самом деле друг друга не переносили! ИЗ ДОСЬЕ «КП» Друг Бондарчука режиссер Николай ДУПАК: «Машину Сергею чинил Березовский» - Познакомились мы с Сережей в 1938 году в Ростове-на-Дону в театральном училище. Курс набирал знаменитый Юрий Завадский. Во время учебы мы жили с Сережей в одной комнате, вместе подрабатывали (разгружали вагоны). Сережа любил рисовать. У него были замечательные графические работы, и красками писал. Ему поручали лозунги изготавливать. А недостаток был один - курил много. Когда заканчивались и папиросы, и деньги, собирал бычки, которые мы потом разворачивали, просушивали, перебирали... Зимой 1941-го у Сережи наметился роман с однокурсницей Женей Белоусовой. В марте, когда Довженко вызвал меня на съемки «Тараса Бульбы», у них уже была любовь, а после войны сын родился. Но Сережка не вернулся в Ростов, окончил актерский факультет ВГИКа, хотел быть режиссером. Заметили его, после того как Сергей Герасимов снял его в «Молодой гвардии». После фильмов «Сережа» и «Война и мир» Бондарчук стал часто ездить за границу и привез из Парижа «Ситроен». Однажды машина сломалась, и я поехал в ремонтную мастерскую, принадлежавшую Борису Березовскому. Будущий олигарх любил театр, я помогал ему достать билеты, а он ремонтировал машины моим друзьям. Отремонтировал и «Ситроен» Бондарчука. Большим ударом для Сергея стало запрещение снимать «Тараса Бульбу». Он рассказывал: «Представляешь, они поляков боятся обидеть! Правду боятся сказать, Гоголь им, видишь ли, не нравится». Нервы ему помотали... Владимир СЕРГЕЕВ.

Смотрети также фотогалерею Главные роли Сергея Бондарчука