Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество6 октября 2010 10:28

Русские Нобелевские лауреаты: Пользуясь случаем, передаю привет из студии маме, папе и любимой Родине!

Нам остается быть довольными уже хотя бы тем, что новые Нобелевские лауреаты по физике, пусть и не россияне, но — русские. Как говорится, остатки сладки?

Нобелевку по физике взяли два наших соотечественника - 52-летний Андрей Гейм и 36-летний его ученик Константин Новоселов.

Я бы с удовольствием прочитал другое: «два россиянина». Но Гейм — гражданин Нидерландов, а Новоселов — России и еще Великобритании, что для его работы важнее, конечно, важнее. Я его понимаю.

В этой истории, как в классическом школьном опыте по физике, мне кажется, видна ситуация с наукой в нашей стране. Все, как в школьном учебнике: вам дается задачка, которую вы видите впервые и думаете, что сейчас откроете неведомое. А ответ в конце учебника уже есть. И школьник, поднатужась, получает заранее известный результат. И мы получили вместе с новой Нобелевской премией, в общем-то, готовый ответ.

Оба лауреата (кстати, молодые, что для Нобелевки, предпочитающей стариков — редкость) — смогли сделать свое открытие и довести его до реального воплощения только эмигрировав.

Гейм говорит честно и от этого ему возражать трудно: в России у него не было условий для работы, не было необходимого оборудования и потому "эффективность моей работы была бы одна тысячная процента... Может, оно (оборудование — прим. авт.) когда-нибудь появится и в России. Но когда несколько лет назад я последний раз приезжал на родину, по-прежнему ничего этого не было".

Я так полагаю, что и сейчас его нет.

Вообще самое простое, конечно, растопырить пальцы, рвануть галстук и рубаху на груди и заорать по-нашему: «Доколе!!!». Но как-то уже не особо тянет. Поскольку кричать «Доколе!» можно, если бы у нас было бы все завалено супероткрытиями, да еще и внедренными, а двое молодых гениев рванули за рубеж, чтобы там всему миру показать мощь российской науки.

Так нет же, все как раз наоборот.

Поэтому нынешняя Нобелевская эта премия лично меня наводит на спокойные, но грустные размышления о положении наших ученых, еще оставшихся стариков и явно жаждущих своих Нобелевских премий молодых.

Конечно, Сколково многих спасет, если будет правильно создано и будет правильно снабжаться техникой и финансироваться. И я радуюсь этому проекту, как возможной точке, типа пушкинского Лицея, - Великой Реторте, где смогли в свое время расцвести таланты литераторов и государственных мужей России (пафосно сказал, пардон, но зато точно). Но, как в Лицее было два десятка учеников, так и в Сколково — ограниченное число талантов сможет найти приют и все возможности к работе. И не всегда наших: особенно интересно то, что туда собираются приглашать иностранных ученых, видимо, еще и на хорошую зарплату. А вот как вернуть туда уехавших россиян?

Вторая волна российских эмиграции ученых, кстати, интереснее первой. Когда в перестройку уходили за речку таланты, мотив был — в первую очередь — выживание. Система институтов, академий и прочего заваливалась стремительно, и ученым просто нечего было есть и не на что кормить семью. А вот в последние годы — все интереснее: люди уезжают в первую очередь, потому что хотят работать, реализовывать свои замыслы. Зарабатывать хорошо — это уже как следствие.

Устойчивость науки, как даже мне, человеку от нее далекому, кажется (как впрочем, и любой системы) ну никак не определяется одной точкой опоры! Папа мой, инженер, говорил, что самая устойчивая конструкция начинается с трех точек минимум. Больше — лучше. Так что вопрос не в Сколково, а в том, что будет вокруг этой нашей прекрасной Силиконовой долины. Собственно, наши лауреаты и поехали за границу потому, что у них не было ни секунды сомнения в том, что там разветвленная и очень устойчивая система поддержки научных разработок и их авторов. Наверное, от этого, как бы извиняясь, Андрей Гейм сказал в одном из интервью: «Все мы живем на одном маленьком и тесном шарике. И в какой точке этого шарика работать, не так важно. Главное - чтоб в этом был смысл».

Так что все это, по-моему, грустно, господа.

Хотя это — в чем-то и светлая грусть. Новоселов сказал: "Это честь для меня быть российским ученым. Я думаю, что мне бесконечно помогло то образование, которое я получил на Физтехе. И я надеюсь, что Андрей, который получил образование в том же институте, думает точно так же. Такого образования, как на Физтехе, нигде больше не получить".

Может быть, пока это единственное, чем мы можем реально гордиться — тем, что еще удалось сохранить и спасти фундаментальное советское образование. Не везде. Точно - не в школе. Но хоть в осколках высшей школы.

Хотя, замечу, и этот обнадеживающий привет Физтеху и Родине передан из-за границы. И так поэтому похож на традиционное в «Поле чудес»: «Пользуясь случаем, хочу передать привет маме, папе...».

Читайте еще: Русские взяли Нобелевскую премию по физике!