Премия Рунета-2020
Волгоград
+19°
Boom metrics
Общество28 октября 2010 22:00

Как получить востребованную специальность?

В пресс-центре “Комсомольской правды” состоялся “Круглый стол” с участием представителей учреждений среднего профессионального образования
Источник:kp.ru

Известно, что получение диплома даже престижного учебного заведения далеко не всегда гарантирует получение работы. Специалисты службы занятости грустно шутят, что количество зарегистрированных в центрах занятости населения безработных дипломированных юристов и экономистов, а в последнее время еще и психологов, бьет все рекорды. В то же время будущим выпускникам уже сегодня стоит задуматься: какие специальности будут востребованы на рынке труда через несколько лет? Какие из них можно получить в Волгограде? На что следует обращать особое внимание при выборе будущей профессии? Ответы на эти и другие вопросы звучали в ходе “Круглого стола” в пресс-центре “Комсомолки”, на который собрались руководители и представители учебных заведений среднего профессионального образования, а также службы занятости Волгограда.

Участники “Круглого стола”:

* Валерий НЕЧАЕВ,директор Центра занятости населения Волгограда

* Раиса РОЖКОВА,заведующий очным отделением ФГОУ СПО “Жирновский нефтяной техникум”

* Максим ЧЕРНИКОВ, директор медицинского колледжа ГОУ ВПО “Волгоградский государственный медицинский университет Росздрава”

* Владимир ЧАЙКОВСКИЙ,директор ГОУ СПО “Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли”

* Елена МИСЬКО,директор ГОУ СПО “Волгоградский социально-педагогический колледж”

* Виктор КИТЛЯР,директор Котовского промышленно-экономического техникума

* Александр КУЗЬМИН,руководитель отдела практического обучения ФГОУ СПО “Волгоградский технический колледж”

* Ольга ЖДАНОВА,менеджер по персоналу сетимагазинов “Сгомонь”

Какая ситуация сложилась на рынке труда?

Валерий НЕЧАЕВ:

Валерий Нечаев

Валерий Нечаев

- Приходится констатировать: у нас имеются 10 тысяч вакансий, при этом на учете состоит примерно столько же граждан. Данный факт свидетельствует о том, что требования рынка труда и запросы волгоградцев не совпадают. Большая часть свободных рабочих мест - именно рабочие профессии, в то же время желающие трудиться ищут работу по полученной специальности.

К сожалению, такая ситуация сложилась не в одночасье. Но лишь в нынешнем году городские и областные власти озаботились формированием будущего рынка труда. Для того чтобы спустя несколько лет на нем не возникало диспропорции, мы сегодня должны задумываться над тем, какие специальности стоит пропагандировать именно сейчас. Очень хорошо, что государство и общество, наконец, стали обращать внимание на среднее профессиональное образование.

В условиях демографической “ямы” мы дошли до того, что количество выпускников школ у нас сравнялось с количеством учебных мест в вузах. Еще один важный момент, о котором нельзя не говорить, - профориентация учащихся школ. К сожалению, в нашем обществе главными ориентаторами, если можно так выразиться, являются мамы будущих абитуриентов. Большинство их считает, что ребенок должен получить только высшее образование. А нужно ли нам столько специалистов с вузовскими дипломами?

Насколько востребованы сегодня специалисты среднего звена?

Максим ЧЕРНИКОВ:

Максим Черников

Максим Черников

- Есть в нашем колледже специальности, востребованность обществом которых максимальная. Я говорю сейчас о медсестрах. А точнее, специальность называется “Сестринское дело”, квалификация “Медицинская сестра”, обучение длится 2 года 10 месяцев. И по этой специальности постоянно имеются вакансии практически во всех медучреждениях города и области. Другое дело, что уровень зарплаты и уровень социальных гарантий, которые предлагаются среднему медицинскому персоналу, не всегда соответствует ожиданию и т. п. Поэтому здесь имеется определенный диссонанс: крайняя востребованность при очень низкой “благодарности” общества за выполняемую работу. И здесь необходимо государственное вмешательство, определенная государственная политика, способная помочь в решении подобных проблем.

Раиса РОЖКОВА:

Раиса Рожкова

Раиса Рожкова

- Ответом на данный вопрос может служить уже тот факт, что наш техникум имеет несколько филиалов. Три из них находятся на территории Волгоградской области (Николаевский, Еланский, Руднянский филиалы), еще два в Ханты-Мансийском автономном округе (Югорск и Нягань) и один в Астрахани. Также на территории Волгоградского региона открыты три представительства - в Волгограде, Камышине и Фролово. И всюду мы набираем студентов! Все это говорит о востребованности профессии нефтяника. Нашими предприятиями-партнерами являются предприятия Волгограда, Тюмени и Тюменской области, а также Томской области и Москвы.

В техникуме готовят по таким специальностям, как “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений”, “Бурение нефтяных и газовых скважин”, “Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования”, “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”, “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем”, “Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения”, а также “Экономика и бухгалтерский учет”. Помимо этого, наши студенты получают дополнительно рабочие профессии: помощника бурильщика по эксплуатации скважин, помощника бурильщика капитального ремонта скважин, вышкомонтажника, оператора по добыче нефти, оператора по подземному ремонту скважин, слесаря по обслуживанию буровых, машиниста буровых установок… Каждый студент получает, помимо основной специальности, 3 - 4 рабочих профессии. И то, что в нашем техникуме студенты обретают не только знания, но и умения и навыки, конечно, помогает им в трудоустройстве.

Виктор КИТЛЯР:

Виктор Китляр

Виктор Китляр

- Ответ однозначный: да! Однако, рассуждая на данную тему, следует говорить не только о том регионе, где расположено образовательное учреждение. Ну не могут 100 молодых специалистов трудоустроиться в одной области! И наши выпускники после получения специальности “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений” работают и в Астраханской области, и в Уренгое, и в северных регионах страны… Что касается Волгоградской области, то на нефтяных промыслах многие специалисты и рабочие - выпускники именно нашего техникума. Кстати, мы получаем много писем от руководителей предприятий со словами благодарности в адрес наших выпускников.

Всего в техникуме три учебных отделения. Помимо названной специальности, мы преподаем специальность “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” и - по заочной форме обучения - “Экономика и бухгалтерский учет”. Вот показатели трудоустройства наших выпускников только нынешнего года. В июне дипломы получили 135 человек, и ни один из них не стоит сейчас на учете в службе занятости. Сразу отмечу: 12 ребят из числа дипломников обратились к нам с просьбой разрешить досрочную сдачу государственных экзаменов - с тем, чтобы их взяли в армию сразу после получения диплома. Поскольку армии сегодня тоже требуются высокообразованные специалисты, те, кто учился на “вычислительной технике”, часто служат в ракетных войсках. Специальностью они уже овладели, так что им остается только строевой шаг отработать.

Об уровне подготовки специалистов в нашем учебном заведении можно судить еще по такому факту: наши студенты отделения электронно-вычислительной техники неоднократно становились победителями проводимых в Волгограде олимпиад. А в феврале нынешнего года на базе нашего техникума состоялась олимпиада по вычислительной технике среди учащихся ЮФО, в которой приняли участие студенты Себряковского и Ростовского технологических техникумов, Фроловского промышленно-экономического техникума, а также будущие выпускники средних школ Котовского и Даниловского районов, увлеченные вычислительной техникой. Олимпиада получила очень хороший резонанс и вместе с тем стала открытой площадкой профессионального мастерства для молодых людей.

Александр КУЗЬМИН:

Александр Кузьмин

Александр Кузьмин

- Если проводить серьезную работу по профориентации, интерес к специальностям, которые дают в колледже, очень высок. Наш колледж готовит по семи специальностям, среди которых “Землеустройство”, “Автоматизация технологических процессов” и другие, к тому же в придачу к ним студенты получают хорошие рабочие профессии: слесарей КИП и автоматики, слесарей по ремонту автомобилей, токарей, мастеров по ремонту сплит-систем, бытовых и промышленных холодильников... Поэтому они востребованы и на период практики, и после окончания колледжа.

Можно ли трудоустроиться еще будучи студентом техникума?

Раиса РОЖКОВА:

- Для того чтобы из стен техникума вышли настоящие специалисты, нужна хорошая база, и она в техникуме имеется. Учебная программа включает в себя много производственных практик. Благодаря слесарно-механической практике студенты получают хорошие навыки, ознакомительная практика позволяет проводить экскурсии на нефтяные промыслы. Производственная практика на полигоне с нефтекачалками и другими атрибутами настоящего нефтедобывающего оборудования, тренажеры, имитирующие все процессы бурения на нефтяной и газовой скважине, позволяют студентам буквально окунуться в профессию.

Еще одна практика - технологическая. Она длится полгода, в течение которых студент, если его удается устроить трудиться по рабочей профессии, “прикипает” к ней, именно на рабочем месте получая удовлетворение от заработной платы настоящего нефтяника.

В нынешнем году производственная практика стала значительно отражаться на ситуации с трудоустройством будущих выпускников. Те студенты-третьекурсники, которые получили предложение совмещать работу вахтовым методом, получили в техникуме разрешение на свободное посещение занятий - при условии хорошей учебы, разумеется. Такой шаг навстречу студентам становится залогом того, что они еще до получения диплома успевают и получить рабочее место, и хорошо зарекомендовать себя в работе. Сегодня из числа выпускников будущего, 2011 года право свободного посещения получили уже 10 человек.

А недавно буровая компания “Евразия” запросила у нас сразу 16 человек на практику монтажниками, и мы с радостью пошли ей навстречу.

Кстати, подобное сотрудничество с компаниями, которые еще во время учебы берут наших ребят на практику, а впоследствии - на работу, служит хорошим стимулом для первокурсников. Они присматриваются к старшекурсникам, берут на вооружение их опыт - с тем, чтобы впоследствии, во время учебно-производственной практики, самим вовремя сориентироваться. В настоящее время в техникуме создана служба трудоустройства выпускников.

Какие задачи стоят перед учреждениями среднего профессионального образования?

Владимир ЧАЙКОВСКИЙ:

Владимир Чайковский

Владимир Чайковский

На заседании Госсовета, посвященного развитию профессионального образования, были обозначены “болевые точки” проблемы. Невысокие оценки были выставлены как самому профобразованию, так и бизнесу, который пока слабо заинтересован в его развитии. Бизнес не определяет заказ, не уведомляет о том, сколько и каких специалистов ему необходимо. Наконец, был сделан еще один важный вывод: без радикального улучшения профессионального образования никакого улучшения экономики не произойдет.

Что касается нашего колледжа, то торговля и ресторанный сервис - отрасли устойчивые, и потому мы не испытываем трудностей с набором студентов. В этом году мы приняли 500 человек, причем набирали по конкурсу. Несмотря на это отмечу такую тенденцию: качество подготовки абитуриентов падает. После введения вступительных экзаменов по результатам ЕГЭ абитуриенты с самыми высокими баллами подают документы в вузы, а в колледж идут те, у кого баллы самые низкие. Исключение составляют те абитуриенты, у которых интерес к профессии ресторанного бизнеса и торговли культивируется в семье.

Не могу не сказать еще об одной очень важной проблеме. К сожалению, престиж рабочих профессий за последние 15 - 20 лет намного снизился. Заинтересовать профессией повара юношу куда труднее, чем профессией менеджера… В итоге молодые люди подают документы в вузы сразу на несколько специальностей, исходя не из стремления получить желанную специальность, а из возможности пройти хоть куда-нибудь. Очевидно, что значительная часть таких выпускников работать по полученной специальности не пойдет.

Виктор КИТЛЯР:

- Неделю назад состоялся форум членов Союза директоров ссузов России, руководителей учреждений среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки РФ. Он прошел при участии и поддержке минобрнауки, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального института развития образования. Там из уст замминистра образования Исаака Калины прозвучала мысль о том, что учить нужно с опережением. И это наша основная задача! Мы должны внедрять новые технологии при обучении, активно использовать современную технику, а для этого требуется, конечно, хорошая учебно-производственная база.

Наш техникум был образован в 1996 году приказом министерства топлива и энергетики, начинали с нуля, не было ни площадей, ни оборудования. На сегодня у нас прекрасные кабинеты электронно-вычислительной техники, которая закуплена на внебюджетные средства. Нам передано на баланс бывшее здание “Волгограднефтегаза” - теперь у техникума три собственных двухэтажных здания. Но, конечно, проблем остается немало: оборудование, вычислительная техника, современные учебные классы и библиотека требуют значительного пополнения литературы.

Помимо материально-технической базы, перед нами стоят и важные социальные задачи. Ведь ребята должны получить не только профессиональные знания и навыки, но и обрести опыт общения, научиться выстраивать отношения с другими людьми. В этом плане в техникуме проводится серьезная работа. Например, благодаря созданной дискуссионной площадке “Мир глазами молодых” наши учащиеся получили возможность высказать свои взгляды на политику и экономику, события общественной жизни и социальные проблемы. Не так давно произошло еще одно событие: Котовский промышленно-экономический техникум стал членом Волгоградского отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей. Я уверен, что это поможет в трудоустройстве наших выпускников.

Думаю, что мы на верном пути. Неслучайно в эти дни в Санкт-Петербурге состоится вручение наград Международной академии качества и маркетинга. Наш техникум стал лауреатом конкурса “100 лучших образовательных учреждений России”, а меня как директора отметили почетным знаком “Директор года” и юбилейной медалью “70 лет профтехобразования России”.

Поможет ли учеба в техникуме или колледже поступить в вуз?

Максим ЧЕРНИКОВ:

- Говоря о получении высшего образования, скажу, что выпускники нашего колледжа гораздо более подготовлены в сравнении с теми, кто приходит сразу после школы в медуниверситет. Здесь играет роль и возраст, так как наш колледж принимает только на базе 11 классов. У выпускника колледжа есть право выбора: сдавать ЕГЭ либо традиционный экзамен при поступлении по профильной специальности. И это четко прописано в порядке приема. Поэтому в ряде ситуаций это облегчает и поступление, и процесс обучения на следующем образовательном уровне, и дальнейшую работу. Ведь большой плюс врачу - получение подобных профессиональных навыков, он должен контролировать деятельность среднего медицинского персонала. А когда он все знает, то выполнять становится намного проще.

Раиса РОЖКОВА:

- Если говорить о получении высшего образования, то, безусловно, на базе техникума получить его легче. Значительная часть наших выпускников поступает в Самарский государственный технический университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Тюменский университет нефти и газа. В вузах, как правило, выпускниками Жирновского нефтяного техникума очень довольны. Наши студенты-отличники после окончания техникума поступали туда даже без вступительных экзаменов, лишь по результатам собеседования.

Чем отличаются колледжи, обучающие социально востребованным специальностям?

Елена МИСЬКО:

Елена Мисько

Елена Мисько

- Специальности, по которым готовят в нашем колледже, являются социально ориентированными и должны быть востребованными государством. Вместе с тем одним из условий государственного заказа на специалистов является высокий уровень образования педагогических работников. И любой директор школы скорее примет на работу специалиста с высшим образованием, нежели со средним профессиональным. В этом состоит сложность трудоустройства наших выпускников.

Тем не менее наши учащиеся демонстрируют высокую практическую ориентированность в профессии. Их с удовольствием принимают в вузы, потому что на выходе из стен университета они являются наиболее подготовленными и квалифицированными специалистами: имеют практический опыт, подкрепленный теоретическими знаниями, и, как следствие, представляют в глазах работодателя больший интерес, нежели те, кто поступил в вуз после школьной скамьи.

Стоит отметить, что в нашем колледже активно развито студенческое самоуправление, студенты получают широкий простор для получения дополнительного образования художественно-эстетической и спортивной направленности. Мы стараемся готовить не просто специалистов, но людей, у которых развиты коммуникативные способности, сознательная активность, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Для особо трудолюбивых и любознательных студентов есть возможность одновременно получить второе профессиональное образование по смежной специальности. И сейчас из числа выпускников 2010 года лишь 8 человек числятся как не нашедшие работу, большинство трудоустроено либо поступило в вузы.

Максим ЧЕРНИКОВ:

- Если говорить о специфике именно нашего колледжа, то он выполняет фактически роль факультета Волгоградского государственного медицинского университета, где реализуется программа среднего профессионального образования (СПО). Ведь он входит в структуру вуза. И часть детей, которые поступают к нам, изначально идут с помыслами попасть в медуниверситет.

Хотя существует часть студентов, которая приходит целенаправленно получать медицинское СПО. Это связано со спецификой деятельности. Например, специальность “Стоматология ортопедическая”, на базе которой в течение почти 3 лет (2 года 10 месяцев) готовят зубных техников. Весьма специфическая область деятельности, которая подразумевает определенный образ мышления, склонность к творчеству, поскольку находится на грани с искусством… Порой, отучившись на ювелира, идут к нам учиться на зубного техника, и наоборот.

Есть еще специальность “Фармация”. Здесь у абитуриента фактически выбор следующий. После окончания вуза, получив квалификацию “провизор” (5 лет обучения), человек приходит на работу, и пока у него нет опыта, его поставят к “первому столу”. В то же время выпускник, получивший СПО (это 2 года 10 месяцев) с квалификацией “фармацевт”, также придет к “первому столу”. И в ряде ситуаций дети выбирают более короткий срок обучения, чтобы прийти на работу раньше, т. к. стартовый уровень зарплаты будет примерно одинаковым.

Идут ли выпускники колледжей работать по специальности?

Владимир ЧАЙКОВСКИЙ:

- С самого первого дня учебы мы нацеливаем студентов на это. Повар, бармен, официант, метрдотель, су-шеф - творческие профессии, дающие большие возможности тому, кто стремится чего-то достичь. У нас много выпускников, которые за два-три года вырастают в настоящих профи.

В чем особенность именно медицинского колледжа ВолГМУ, это дает какие-то привилегии в отличие от других подобных учебных заведений?

Максим ЧЕРНИКОВ:

- Учитывая, что наш колледж создан на базе Волгоградского государственного медицинского университета, преимуществом можно считать кадры и базу. У нас нет отдельных преподавателей, которые бы вели дисциплины на уровне СПО. Занятия в колледже проводит высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав - более 100 педагогов на базе 40 кафедр медуниверситета. Лекции читают профессора, доценты, доктора и кандидаты медицинских наук; ассистенты проводят практические и лабораторные занятия. Кстати, наш колледж помимо уже названных ранее специальностей осуществляет подготовку и по специальности “Стоматология профилактическая” (1 год 10 месяцев, квалификация “гигиенист стоматологический”). Добавлю, что базами для практики наших ребят являются все клиники города. Студенты колледжа имеют возможность пользоваться богатейшим библиотечным фондом ВолГМУ и широкополосным доступом к ресурсам Интернет. Нуждающимся иногородним студентам мы предоставляем возможность проживания в современном благоустроенном общежитии. Наши ребята с удовольствием участвуют и во внеучебной жизни. Посещают университетские клубы и кружки, участвуют в различных спортивных соревнованиях и, что радует, получают награды.

Советы будущим выпускникам школ и их родителям от участников “Круглого стола”: * Интересуйтесь учреждениями образования, посещайте дни открытых дверей, интересуйтесь рынком вакансий. Все это поможет узнать о специальностях и реальной потребности в них, чтобы сделать правильный выбор.

* Выбор будущей профессии - один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви - к будущей профессии.

* Вспомните поговорку: “Не место красит человека, а человек - место”. Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!

* Прежде чем сделать свой выбор, постарайтесь увидеть профессию или специальность “изнутри”, узнайте, чем вам в будущем придется заниматься на рабочем месте.

* Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной вами профессии. И если справитесь - дерзайте!

Кстати

По данным службы занятости, из 26,1 тысячи вакансий в банке данных (на конец сентября нынешнего года) более 70 процентов - рабочие профессии.

Полезные адреса и телефоны:

* Медицинский колледж ВолГМУ: г. Волгоград, ул. Ким, 18. Тел./факс (8442) 97-18-37.

* Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли: г. Волгоград, ул. Новодвинская, 20.Тел.(8442)48-52-18. www.vcrst.ru.

* Волгоградский социально-педагогический колледж: г. Волгоград, ул. Кутузовская, 5. Тел.:(8442)58-72-18, 58-70-18.

* Котовский промышленно-экономический техникум: г. Котово Волгоградской обл., ул. Лаврова, 3. Тел.: (84455) 2-36-08, 2-35-18. www.kpet.ru.

* Жирновский нефтяной техникум: г. Жирновск Волгоградской обл., ул. Ленина, 1а. Тел. (84454) 5-20-79, факс: 5-23-53, 5-43-80, тел. заочногоотделения5-53-47. www.gnt2005.ru.

Реклама.