Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды10 ноября 2010 22:00

Людмила ЧУРСИНА: «Я меняла города, квартиры, работу и даже мужей»

Легенда советского кино ответила на вопросы читателей «Комсомолки» и автора лучшего пригласила на свой спектакль в Минске

«В метро никогда не стою на эскалаторе»

- В пьесе "Последний пылко влюбленный", с которой вы к нам приезжаете, главный герой осознает, что жизнь однообразна и скучна. И он решается на кардинальные перемены. А в вашей жизни были такие моменты, когда хотелось все бросить и переменить в ту же секунду? Решались ли вы на такие перемены и жертвы? И что можете посоветовать зрителям в данной ситуации: рубить все с плеча или остановиться и подумать?

Елена.

- Все было в этой жизни, особенно по молодости. В 35 - 40 лет ты бросаешься безоглядно, потому что знаешь, что хватит сил все преодолеть. Я меняла города, квартиры, работу и даже мужей. И это не ради перемены, а просто когда изживали себя отношения. Мы всегда на добром согласии расставались. Сплеча рубить не надо. Мы уже столько нарубили сплеча и в жизни, и в истории страны. Природа не терпит таких революций. Она любит эволюцию, постепенность. Надо остановиться, подумать, насколько необходимо менять что-то. Не всегда перемены к лучшему.

- Ваше воспоминание о первой любви, о вашем первом пылко влюбленном?

Алла Волкова.

- С любовью, особенно пылкой, не так все просто. Лопе де Вега говорит, что любовью оскорбить нельзя. А Марина Цветаева пишет: «От любви твоей стала желтая, еле ноги волочу». Любая чрезмерность душит. Любовью душить нельзя. Я предпочитаю чувство меры и в любви тоже. Не нарушать территорию твоего любимого человека и вообще любого человека - это мое правило. Когда человек становился чересчур настойчивым, меня это раздражало. Но Господь как-то милостив, все всегда бывало достойно. Я умела ставить на место не оскорбляя, а понижая голос.

- Глядя на Вас, хочется восклицать от восхищения - какая вы точеная красавица! На каких китах держится ваша головокружительная красота и фигура?

Наталья Исаева.

- Я никогда не считала себя красавицей. И я не всегда по-хозяйски относилась к тому, что Господь и папа с мамой сотворили. Сколько волос попортила на съемках! Сегодня надо белый цвет волос - крашусь в белый, завтра черный - крашусь в черный. И так месяц через день! Диву даюсь, что еще что-то осталось на голове.

А фигура - это природное. Я не занимаюсь фитнесом, не хожу на массажи - нет времени. Но у меня нет машины, и я много хожу пешком. В метро я никогда не стою на эскалаторе, спускаюсь и поднимаюсь по ступенькам. А про диеты так скажу: мучная диета и никаких движений.

- Мне нравятся ваши роли в кино. В театре не видела, к сожалению. Меня восхитили ваши упражнения с руками в сериале «Маргоша». Попробовала сама - не получилось. Как вам это удается?

- Когда-то я занималась по системе йогов. Бессистемно занималась, просто подруга уговорила. Но мне все равно это многое дало. Человек тренируем во всем. Можно натренировать память, руки, уши, нос - все что хотите. Другое дело, что мы ленивы, нелюбопытны в большинстве. И хотим все и сразу, а так не бывает. Ты идешь и завоевываешь постепенно, и эта победа дороже.

«С годами хочется быть не любимой, а нужной»

- Женственность, утонченность, шарм, блеск в глазах - именно такой видят вас ваши поклонники. И все же, уважаемая Людмила Алексеевна, в чем секрет женского счастья?

Валентина.

- В чем секрет именно женского счастья, не знаю. Я знаю, что пока ты хочешь познавать мир, пока ты видишь, слышишь, ходишь, пока твои близкие дорогие люди живы и здоровы, - это счастье. А быть любимой - это не бесконечное. С годами это проходит. Приходит другое - быть нужной, отдавать тепло, добро.

- От «Угрюм-реки» до «Маргоши» немалый промежуток времени. Когда вы чувствовали себя в этот промежуток абсолютно счастливой?

- Счастье - это не постоянно действующее состояние. Это те мгновения, в которые можно захлебнуться от радости. Иногда едешь и видишь рассвет, потрясающую реку, храм. И задыхаешься от радости, что ты причастен ко всему этому. Когда читаешь какую-то книгу, смотришь спектакль или фильм, тоже наступает радость на грани счастья, что ты это увидел, узнал. Все относительно, конечно. Один счастлив, когда набиты карманы деньгами, а другой - если у него всего одна бумажка, но он может ею кому-то помочь.

- Одинокий мужчина всегда хочет задать вопрос красивой женщине. Когда-то мы все были влюблены в вас. Я тоже. Но воспринимали вас не иначе как звезду. Очень высоко и далеко. А звезду разве возможно любить? Но позже вы потерялись где-то в американской дымке... Расскажите, как у вас дела?

Иван Гурков.

- Дорогой Иван, спасибо за такое признание. Сегодня жизнь идет насыщенно. Работа в театре, иногда случаются интересные съемки. Сейчас буду озвучивать Зою Воскресенскую - разведчицу, детскую писательницу, женщину с потрясающей судьбой.

Недавно снялась в «Ералаше», скакала там как кенгуру. Рада каждой интересной работе, пусть она и небольшая. Отгремело то время, когда играла главные роли и не гонюсь за ними. Жизнь полна всевозможных забот. Сегодня к маме в Великие Луки на два дня вырвалась (на вопросы читателей актриса отвечала по телефону. - Ред.). В Петербурге живут мои родные и близкие, внучатые племянницы. Есть несколько друзей в Москве, на которых я могу положиться. В общем, достаточно всего, не хватает только времени.

«Не надо жертв ради любимых»

- Какую роль в вашей жизни сыграла мама?

Ирина.

- Пока есть мама, я чувствую себя ребенком, доченькой. Папа ушел из жизни четыре года тому назад. Маме 89, здоровье уже, конечно, неважное, но сознание, того что есть мама, дает мне силы. Ты еще должен ей помочь продлить до ее предела жизнь, согреть, украсить.

- На какие жертвы вы шли ради своих любимых?

Ирина.

- Бывало, я отказывалась от съемок. Бывало, не ехала куда-то. И вы думаете, любимый человек это ценил? Нет, он не видел в этом никакого геройства. Так что если ты любишь человека, и он тебя любит, на профессиональных жертвах он не должен настаивать. Я с каких-то пор стала не жертвовать, а предугадывать желания человека, который мне дорог, украшать его жизнь и радовать его. Не надо жертв. Нужно дарить любимым праздники.

- Сожалеете ли вы о чем-то несбывшемся, не случившимся в жизни из-за любимой профессии?

- Не сожалею. Сожалеть - это самое бесполезное занятие. Если что-то можно исправить, надо исправлять. А сидеть и сожалеть… все идет так, как и должно идти.

- До того как стать актрисой, вы мечтали о другом будущем?

Алла Соколовская.

- Нам же только кажется, что мы выбираем. Есть какое-то предназначение на все. Я не мечтала быть актрисой. Я была длинная, нескладная, закомплексованная из-за своего роста и большого размера ноги. Мечтала быть либо председателем колхоза, либо авиаконструктором, либо капитаном корабля. На меньшее не согласна была. Но его величество случай подарил такую прекрасную профессию. Я ей благодарна, она позволила столько удивительных состояний испытать, столько поездить, узнать столько людей.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Людмила Алексеевна ЧУРСИНА, народная артистка СССР. Родилась в 1941 году в семье военного. За компанию с подружкой сдала экзамены в три театральных вуза. Везде приняли. Выбрала Щукинское училище. Первая большая роль - в картине «Донская повесть». После съемок вышла замуж за режиссера фильма Владимира Фетина, который был старше ее на 16 лет. Самые яркие роли сыграла в картинах мужа. Пристрастие Фетина к рюмке стало причиной развода. Во второй раз вышла замуж за ученого-океанолога. Этот брак очень быстро распался. Третьим мужем актрисы стал дипломат Игорь Андропов, сын генсека Юрия Андропова. С ним Чурсина прожила 7 лет. Сейчас Людмила Алексеевна живет в Москве одна. Играет в антрепризах, снимается в кино.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Угрюм-река» - Анфиса (1969)

«Олеся» - Олеся (1970)

«Любовь Яровая» - Любовь Яровая (1970)

«Приваловские миллионы» - Зося Ляховская (1972)

«Долгая дорога в дюнах» - Катерина (1981)

БИЛЕТ ОТ ЗВЕЗДЫ

Для Ирины КАСПУТИС

Именно ее вопрос понравился актрисе больше других. Наша читательница получает пригласительный билет на двоих на спектакль «Последний пылко влюбленный».

- Посоветуйте, что лучше: быть серенькой мышкой, хозяйкой дома или яркой и самодостаточной женщиной? Для меня этот вопрос очень важен. Я устала быть понятливой и всепрощающей. Хочу ветра перемен и свободы. Но не могу потерять семью. У меня есть возможность себя реализовать, но при этом я потеряю дочь и мужа. Или остаться в нынешнем положении, но на пенсии вспомнить будет нечего. И не хочу быть приложением. Что для женщины главнее: самореализация в профессии или банальное женское счастье?

Ирина Каспутис.

- Я думаю, что все как всегда: золотая середина. Все-таки женщина - хранительница очага. Нельзя на двух стульях в равной мере удобно сидеть. Но можно распределить все так, чтобы на все хватило… Найти женщину, чтобы помогала по хозяйству, а самой это время посвятить самореализации. Знаете, на самом деле, если нет семьи и дома, нет смысла и самореализовываться.