Премия Рунета-2020
Новосибирск
+12°
Boom metrics
Общество29 ноября 2010 22:00

Дополнительное образование: требование работодателей или инициатива сотрудников?

Может ли дополнительное образование стать основным? Как определить качество предоставляемых услуг? Эти и многие другие вопросы обсудили специалисты за круглым столом в пресс-центре «Комсомольской правды»
Источник:kp.ru

Наши эксперты:

Лариса Казарян, начальник учебно-организационного отдела ИПТТ и ПК СГУПСа

Наталья Елфимова, координатор программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», НГТУ

Ольга Атаманова, координатор языкового центра «Лингва», НГТУ

Александр Кириенко, заместитель руководителя немецкого центра НГТУ

Алексей Машкин, к. т. н., заместитель 1-го проректора НФ ФАОУ ДПО ГАСИС

Плюс в вашу пользу - Изменилось ли в 2010 году, по сравнению с прошлым годом, количество людей, желающих повысить свой образовательный уровень или переобучиться?

Лариса Казарян: - Число желающих серьезно сократилось в кризис. Тогда большинству наших потенциальных слушателей было не до обучения. Сейчас ситуация постепенно выправляется и возвращается в привычное русло - в настоящее время уже можно говорить о возвращении на докризисный уровень. Думаю, что с подобной ситуацией столкнулись и другие учебные учреждения.

- Почему сибиряки идут на курсы чаще всего: потому что чувствуют потребность повысить свой уровень знаний или по требованию работодателя?

Алексей Машкин: - Здесь однозначный ответ дать сложно. Есть люди, которые действительно делают это для себя: для того чтобы получить новые знания, благодаря этому освоить новые направления. Хотя есть и те, кого учиться заставляет работодатель. Например, в строительной сфере специалистам необходимо подтверждать квалификацию, иначе они просто не будут допущены к работе. Получается, так сказать, повышение квалификации по необходимости.

- Как вы считаете, дополнительное образование всегда должно лишь подкреплять основное или оно тоже может стать основным?

А. Машкин: - На мой взгляд, дополнительное образование необязательно должно быть связано с основным. Представьте: работает человек 10, а то и больше лет строителем, знает свою работу от и до. Что ему рассказать нового? Но это вовсе не означает, что получение дополнительного образования исключается. Для таких людей на курсах лучше давать информацию о новых технологиях, смежных направлениях и изменениях в законодательстве или же нечто совершенно незнакомое. Многие, например, учат иностранный язык. Сейчас специалистам приходится посещать международные конференции, и там без таких знаний просто не обойтись, в противном случае человек не сможет оценить те достижения, которые им презентуют. Кроме того, не всегда по важным направлениям есть литература на русском языке.

Л. Казарян: - Дополнительное образование, с одной стороны, может служить для усиления основной профессии, являться своего рода плюсом в пользу специалиста. А с другой - и вовсе может стать основным направлением деятельности. Здесь все зависит не только от человека, его желаний и потребностей, но и в большой степени от условий рынка труда.

Наталья Елфимова: - Привету пример: выпускница нашей программы, получив дополнительную квалификацию переводчика, но имея диплом специалиста в области прикладной математики, решила работать в переводческом агентстве менеджером проектов и переводчиком. Это как раз пример того, что наши выпускники после получения дополнительного, непрофильного обучения порой меняют сферу профессиональной деятельности.

Александр Кириенко: - Иногда знание именно иностранного языка позволяет человеку получить совершенно новую специальность, не имеющую ничего общего с его первым образованием.

Какой он - хороший педагог? - Когда человек уже выбрал, какое дополнительное образование он будет получать, как определить качество предоставляемых услуг?

А. Машкин: - Первое, что можно и нужно сделать, - попросить документы. У учреждения обязательно должна быть лицензия, подтверждающая право оказывать такую услугу. Лицензия может быть федеральной, а может действовать в пределах региона. Обычно более предпочтительны государственные образовательные учреждения, но это совсем не обязательно - существуют и негосударственные учреждения со сложившейся репутацией в своей сфере. Лучше, если учебное заведение имеет право выдавать удостоверения государственного образца. Стоит также обратить внимание на педагогический состав и учебные программы. Хотя тексты учебных программ образовательные учреждения не предоставляют, они могут предоставить их краткое содержание и выписки из учебно-тематических планов. Большой плюс для учебного заведения - если оно способно оперативно адаптировать учебную программу под требования конкретной группы слушателей.

Л. Казарян: - Современное знание устаревает достаточно быстро. Особенно в наше время - эпоху научных достижений и открытий. А наша задача - давать самые свежие знания. Поэтому и сами педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию, постигать новые знания. У нас, например, не все дисциплины читают наши педагоги. Достаточно часто для того, чтобы прочитать определенные темы, мы специально приглашаем производственников, а если требуется - то и квалифицированных педагогов из других городов. Чем больше мы расширяем сферу деятельности, тем чаще сталкиваемся с дефицитом квалифицированных педагогических кадров.

Н. Елфимова: - Говоря о педагогическом составе, нельзя не сказать и о самих образовательных системах. Сегодня в некоторых образовательных учреждениях, и в нашем в том числе, действует модульная система образования. Суть ее заключается в том, что курс делится на несколько модулей, каждый из которых ведет отдельный педагог.

Ольга Атаманова: - Помимо уровня профессиональной подготовки преподавателя очень важно его умение создать атмосферу взаимопонимания со студентом, заинтересованности и творческого отношения к изучаемому предмету. В нашем языковом центре регулярно проводится анкетирование. Это помогает нам совершенствовать методы работы, что, в свою очередь, улучшает качество преподавания. Помимо этого наши методисты регулярно посещают занятия преподавательского состава.

Н. Елфимова: - Мы в некоторых случаях приглашаем специалистов извне. Если у нас профилирующий предмет - перевод, то и обучают ему действующие переводчики. Конечно, бывают и ситуации, когда педагог не справляется с ведением того или иного курса. Тогда ему предлагают пройти переподготовку. Таким образом снимается кадровая проблема.

О. Атаманова: - На нашей кафедре вопрос повышения квалификации преподавателей решается путем обучения наших специалистов как в ведущих вузах России, так и за рубежом.

А. Машкин: - Думаю, что многое зависит от сферы, в которой работают преподаватели. Я, например, работаю в строительной сфере и могу сказать, что намного проще привлекать специалистов со стороны. Наша задача - донести самую свежую полезную информацию о передовых технологиях. Поэтому и рассказывать об этом должен компетентный человек. Так, наша академия реализует широчайший спектр учебных программ, в том числе по всему перечню работ, влияющих на безопасность строительства, поэтому мы часто имеем дело с узкоспециализированными профильными курсами. В таких условиях просто невозможно содержать необходимое количество штатных квалифицированных преподавателей.

А. Кириенко: - Сейчас люди, которые приходят получать знания, в большинстве своем амбициозны, ставят перед собой непростые задачи. Поэтому и к преподавателям они предъявляют очень высокие требования. Соответственно и наш центр требует от преподавателей высокого профессионализма. Для этого преподаватели регулярно повышают свою квалификацию - как в языке, так и в методике - в России и Германии. А если говорить в общем - каким должен быть педагог, то вывести здесь какую-то единую формулу трудно. Это целый комплекс требований, сочетающий и определенные человеческие качества, и профессионализм.

- Какие перспективы вырисовываются у курсов повышения квалификации?

Л. Казарян: - Думаю, что никаких реформ и кардинальных перемен именно сейчас не нужно. На мой взгляд, инициаторами обучения должны быть руководители предприятия - они должны видеть слабые места, чтобы вовремя выводить своих сотрудников на новый уровень. Образовательные учреждения обязательно должны контактировать с предприятиями. Это позволит нам получать четкое представление о том, какие требования работодатели предъявляют к кадрам, и корректировать свою работу.

А. Машкин: - Дополнительное образование, как и образование вообще, должно быть непрерывным процессом, в том числе и на предприятиях, - чтобы после института специалист на предприятии имел не только возможность, но и стимул повышать свою квалификацию и приобретать знания в новых сферах. Это достижимо только при хорошей координации действий вузов, центров дополнительного образования, предприятий и органов власти. Только системный подход в этой области может привести к существенному повышению качества подготовки наших специалистов.