Премия Рунета-2020
Барнаул
+25°
Boom metrics
Звезды30 ноября 2010 8:25

Валерий Октябрь: «Караваджо – мастер тэнэброзо»

Двенадцатый том коллекции «Великие художники», изданной газетой «Комсомольская правда», в Барнауле появился в продаже 30 ноября

Художник Валерий Октябрь поделился мыслями о своем восприятии творчества мастера Микеланджело Караваджо:

- С творчеством этого великого художника я познакомился еще в школе, когда собирал репродукции из журнала «Огонек». Оригиналы работ мне довелось увидеть спустя много лет – в 1995 году во Франции, в Лувре.

Естественно, репродукция никогда не сможет передать те эмоции, которые возникают при взгляде на оригинал. Глядя на холст, чувствуешь мастера этого полотна, его трепетное отношение, краски, мазки кисти, его энергетику.

Техника Караваджо – «ТэнэБрозо» с итальянского «светотень». Он достиг в этом абсолютного совершенства. Караваджо – настоящий мастер светотени. Он один из великих художников мог изобразить человеческое тело через градацию света и тени. Написанные мастером фигуры, образы и портреты, кажутся более выпуклыми и объемными. Они как будто наполняют пространство и выходят на свет из темноты картины. От всех других мастеров Караваджо отличается именно этим. В его работах всегда есть равновесие света и тьмы.

«Лютнист» - моя любимая работа. Будучи школьником, я даже пытался ее копировать. На этом полотне изображение как будто наполнено музыкой. Словно музыка вокруг лютниста, она вписана в свет, в букет, в складки одежды. Тень вокруг фигуры создает особый контраст, усиливая образ героя. Тень и свет становятся музыкой и, как и пальцы лютниста, ложатся на струны музыкального инструмента.

Главные образы на его картинах всегда освещены, свет подчеркивает глубину, тон бархата. Например, в работе «Поцелуй Иуды» свет падает на доспехи. Караваджо передал контраст ткани и металла. Сам поцелуй уходит в тень, вероятно, потому что это грех, так как означает гибель Христа.

У Караваджо много полотен на религиозные темы. Это объясняется эпохой и временем, в котором жил мастер. Однако его религиозные образы отнюдь не канонические, он как будто воплощал сюжеты в жизнь. У Караваджо нет границы между религией и жизнью, канон попросту растворялся в жизни.

Идея выпуска подобной коллекции прекрасна. Искусство, что может быть лучше?! Ведь оно не только воспитывает, но и одухотворяет. При взгляде на работы мастеров сам становишься выше над обыденным, начинаешь стремиться к идеалам.