Услышать ее сейчас никак не ожидала – столько лет прошло. И вот лето этого года, отпуск на балтийском побережье, по литовскому телевидению идет какой-то концерт. И тут зал взрывается аплодисментами – «Поет Виргилиус Норейка!» звучит, правда, по-литовски. На сцену выходит кумир не только литовской, но и советской публики – все такой же статный, как в моем детстве, в белоснежном костюме, только седой. Сколько же ему лет? За 70, должно быть. И до сих пор поет!
Найти телефон народного артиста Виргилиуса Норейки оказалось проще простого. На сайте Литовской академии музыки висит мобильный телефон профессора.
-- На этой неделе у меня три концерта, приезжайте на следующей, -- отвечает тенор, отметивший в сентябре 75-летний юбилей.
Пока собиралась в Вильнюс на интервью, нашла в Интернете не только записи времен «Голубого огонька» и сказку «Снегурочка», где Лель пел голосом Норейки, но и клип, который певец записал несколько лет назад с рэпером Лукасом.
В сказке «Cнегурочка» Лель - Евгений Жариков - поет голосом Норейки.
- Эту песню мы даже на стадионах пели, ее любила вся Литва. Но я там только припев пел - мелодия очень красивая. Называется «Время», которое не остановишь.
- А если бы можно было остановить время хоть на мгновение, куда бы хотели вернуться? Может быть, когда вы стажировались в Ла Скала или когда пели в Большом театре?
- Даже не знаю. Было очень хорошо и очень плохо. Зарабатывать не давали. Я получал большие гонорары, но все отдавал, чтобы поддержать французскую, итальянскую или кубинскую компартию. Приезжаешь куда-нибудь за границу петь Герцога в «Риголетто», а это 2 - 3 дня - репетиции, спектакль. А получаешь из 3 - 5 тысяч долларов гонорара 167 долларов. Контакты подписать мне не дали. После выступления в Ла Скала предложили контракт в Тель-Авиве, Москва не разрешила. Приглашали в Сан-Франциско петь «Манон Леско». В Москве сказали: у нас это не принято. Конечно, была честь петь в Большом театре. Я пел в восьми операх. В России меня любили, я не жаловался.
ОТ РЫБАЛКИ НИКУДА НЕ УЕДУ
- Не думали тогда уехать из Советского Союза за границу?
- Нет, вы знаете, не думал. Во-первых, я был женат, на семью смотрел очень серьезно. В Литве меня любили. Я, кстати, пел с Галиной Вишневской ее последнюю «Тоску» перед их с Ростроповичем отъездом. Но на эту тему даже не разговаривали. Я человек оседлый. Поехать спеть - пожалуйста. А у меня дача, места, где рыбачить… А ехать куда-то, зарабатывать деньги… Не было у меня такого полета. Сейчас думаю, может быть, это была ошибка.
- А если бы Литва получила независимость не в 90-м году, а лет на двадцать раньше…
- С моими тогдашними гонорарами я бы имел в Швейцарии дома.
- Но с Большим театром так и не сложилось?
- Перейти в Большой театр мне предложили совершенно неожиданно. Я не был к этому готов. Директор Большого пригласил меня к себе, я решил, что предлагают очередную партию спеть. А тут - работа. У меня в то время уже не ладилось в семье. Я должен был решить, с кем останется дочка (в итоге через несколько лет она осталась со мной). Я ответил, что сейчас не могу принять решение. И услышал, когда уже выходил из кабинета: «От предложений работать в Большом театре не отказываются. Мы вас больше приглашать не будем». Ну и не надо! Я пел в Берлине, Бухаресте, Любляне, работал три месяца в Буэнос-Айресе. А они думали, что я сразу полечу. Такие жизненные вопросы наскоком не решаются.
- Вы не пожалели об отказе?
- Пожалел, конечно. Но никакой трагедии в этом не было.
- А дочка знает, что из-за нее вы отказались от Большого театра?
- Конечно, знает. Когда я уходил из семьи, она мне чемодан складывала.
- Чем она сейчас занимается?
- Живет в Ванкувере, заведует рекламным отделом большого журнала.
- А музыке ее вы учили?
- Нет, но здесь, в Вильнюсе, она пела в детстве Пастушка в «Тоске». Ти-ра-ра (напевает). Сейчас видимся, к сожалению, нечасто. Но она приглашала нас к себе с женой один раз. С новой женой. Дочка ведь жила у нас, когда я женился во второй раз.
Вторая супруга певца младше его на 23 года. Они вместе уже почти 30 лет.
В НАЧАЛЕ 90-Х ОБВИНИЛИ В КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМЕ
- А в советские времена вас в Литве не упрекали, что так много поете в Москве?
- Никогда. А вот в начале 90-х…
- Вы ведь до 91-го года 16 лет руководили литовским театром оперы и балета.
- Да, но в 1991 году меня назвали коллаборационистом, сняли с директорства. Дурака валяли… Я плюнул на все и уехал в Венесуэлу. Посол Литвы в тех краях предложил работу. Я там проработал полтора года в Латиноамериканской академии пения. Преподавал на испанском языке.
- Потом вернулись, и все упреки были забыты?
- То, что говорили политики, уже никто не слушал. Как и сейчас. А я делал свое дело, пел, имел те гонорары, которые хотел. Ничего лучшего не надо.
С ЖЕНОЙ 80 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
- Моя супруга гораздо моложе меня. Она танцевала в нашем театре, а я им руководил. Лорета работала и в труппе Кремлевского балета. Танцевала премьеру «Руслан и Людмила» с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Но ей пришлось отказаться от поездок из-за виз, которые нужно было получать для каждой поездки.
- Слышала, что она танцевала у Нуриева.
- Нуриев ее приглашал на гастрольные турне. Самые последние ее гастроли с ним были от Норвегии, Франции, Швейцарии до Южной Африки. Она и в Кировском театре танцевала не раз. Сейчас уже не танцует. Мы живем очень мирно, она спокойный человек. Сыну уже 27 лет. Он окончил университет, магистратуру, учился в Швейцарии, работал в Брюсселе. Он менеджер. Пришлось вернуться домой, чтобы окончить магистратуру. И тут начался кризис. Но сейчас сын уже имеет контракт в новом банке на хороших условиях.
- Вместе с женой на сцену когда-нибудь выходили?
- Несколько лет назад мы давали с ней общий концерт «80 лет на сцене». Никто не мог понять, что это за дата. Мои - 50 лет, ее - 30.
ГОЛОС НУЖНО ЛЮБИТЬ, КАК ДЕВУШКУ
- То, что вы поете в 75 лет, - настоящий феномен. Как вы ублажаете свой голос?
- Я его уважаю. Всегда говорю, что голос нужно любить, как девушку. Но не перебарщивать. Правда, в начале своей карьеры я мог по 50 - 45 дней до спектакля не брать в рот ни грамма даже пива. Закурил, только когда стал директором, потом бросил сразу. Старался никогда не петь не в форме, больным. Хотя, когда в голосе, мог петь очень много. Всего я пел в 49-ти театрах мира около 360 раз. Очень быстро учил партии. Как-то мне предложили спасать «Риголетто» в Большом театре, а я партию Герцога знал по-литовски и по-итальянски. А в Большом тогда по-итальянски петь нельзя было. Я выучил партию на русском языке, пока в Вильнюсе ехал в такси в аэропорт, ждал самолет, летел и в Москве ехал в такси из аэропорта в театр. И успел в последний миг выйти на сцену.
- Это же огромная партия.
- Мотивчик-то я знал. Все прошло с успехом. Однажды, кстати, в Одессе песенку Герцога я пел три раза - публика вызывала на бис. Дирижер Михайлов до сих пор рассказывает, что бисов было четыре. А я все забываю посмотреть свои записи.
Однажды у меня был совершенно невероятный бис. Я спел арию Пинкертона, ушел за кулисы, выпил два бокала холодного пива, а в зале все овации. Пришлось снова выходить на сцену и еще раз петь.
- Сейчас боитесь, что голос пропадет?
- Я уже не пою самых крайних верхов - до, си. Потому что боюсь, что сорвусь и умру прямо на сцене. Зачем мне это надо?
ДОСЬЕ «КП»
Виргилиус НОРЕЙКА родился в 1935 году. В 1957 году окончил Литовскую консерваторию и стал солистом Национальной оперы. В 1965 - 66 годах проходил стажировку в Ла Скала и был приглашен спеть там в опере «Мадам Баттерфляй».
В репертуаре партии из 46-ти опер. Гастролировал в Париже, Милане, Праге, Брно. Дал больше 800 сольных концертов. Народный артист СССР.
С 1975-го по 1991 год возглавлял Национальный театр оперы и балета. Сейчас преподает в Литовской академии музыки.
Смотрите клип рэпера Лукаса и Виргилиуса Норейки ЗДЕСЬ.