2018-02-21T23:04:06+03:00

«Дикая охота короля Стаха» вдохновила Голливуд на создание «Сонной лощины»

2 марта не стало белорусского режиссера Валерия Рубинчика.
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

На вопрос о любимом фильме я всегда отвечаю даже без секундного замешательства - «Венок сонетов» Валерия Рубинчика. Я была школьницей, когда увидела его впервые, и тогда поняла, что есть какое-то другое кино, в котором главное не сюжет, а атмосфера, особый кинематографический язык, кино, в которое ты погружаешься как в другой мир и не хочешь из него выходить. Потом был Тарковский, Феллини. Но открыл магию кино мне именно Рубинчик.

А в ноябре прошлого года я разыскала Валерия Давидовича в Москве, где он жил последние 20 лет. К юбилею Владимир Короткевича мы решили вспомнить самую удачную экранизацию романа белорусского классика «Дикая охота короля Стаха». По телефону мы проговорили больше часа, я ничего не знала о его болезни, поэтому мучительный кашель, который прерывал интервью, объяснила банальной простудой. Мы договорились на большое интервью не только о «Дикой охоте», мне нужно было только добраться до Москвы.

Когда на прошлой неделе пришло трагическое известие о смерти режиссера, первой глупой мыслью было «А как же интервью?». И тут же стало понятно, что тот мир, который покорил меня тридцать лет назад, кончился. Остались, конечно, его удивительные картины: «Венок сонетов», «Последнее лето детства», «Дикая охота короля Стаха»…

О них мы разговариваем со сценаристом, редактором Изольдой Кавелашвили, которая в свое время возглавляла телевизионное объединение «Беларусьфильма».

- С Валерой мы вместе учились во ВГИКЕ, я на сценарном факультете, он на режиссерском. А через несколько лет встретились в Минске. Его еще во ВГИКе называли Феллинчиком. Валера уже тогда подавал надежды на то, что будет очень интересным режиссером. Его курсовую работу, лирическую зарисовку, которую он снимал в парке Челюскинцев, я помню до сих пор, а ведь прошло больше 50 лет.

Я вчера (наш разговор состоялся на следующий день после смерти режиссера. - Прим. ред.) стала пересматривать документы, материалы и была удивлена, что в Беларуси у него ни одного звания. Заслуженным он стал только в России. А ведь в Беларуси он поставил картины, которые принесли «Беларусьфильму» грандиозный успех. Одна «Дикая охота короля Стаха» собрала такое количество международных призов! Даже в Голливуде ее знают. Я в этом убедилась, когда увидела «Сонную лощину». Они хорошо рассмотрели «Дикую охоту», я убеждена в этом.

Кадр из фильма «Дикая охота короля Стаха».

Кадр из фильма «Дикая охота короля Стаха».

РЫБАКОВ ЧУТЬ НЕ ЗАКРЫЛ «ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ДЕТСТВА»

- Первой его картиной в Минске стал «Красный агитатор Трофим Глушков», после нее он ставил «Могилу льва», которая чуть не стала его могилой. Так бывает, когда в одной съемочной группе собираются яркие, но разные творческие личности - режиссер, оператор и художник. У каждого были свои амбиции, свои идеи… Содружество у них не получилось.

После «Могилы льва» не было надежды, что Валера состоится. Помогло, к сожалению, несчастье. Я была редактором на картинах «Кортик» и «Бронзовая птица». После второй картины режиссер Калинин умер, поэтому «Выстрел» (так первоначально должна была называться третья часть трилогии. - Прим. ред.) дали снимать Валере. Я как раз была назначена директором телевизионного объединения, и фактически запуск третьей картины был сделан мной. Валера написал первый вариант сценария, а я бываю очень резка и нетактична. Я ему и сказала: «Что ты за халтуру сделал? Бездарный сценарий!» Валера был изумлен: «Как ты можешь? Мы же вместе учились?» Но сценарий переписал. Мы послали его на Центральное телевидение, а договоренность была такая: если в течение месяца они не отвечают, значит, мы запускаемся в работу. И я запустила картину без официального разрешения. Но проблемы нас ждали впереди. У меня с Анатолием Рыбаковым (писатель, автор повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». - Прим. ред.) были приятельские отношения. Мы с Валерой были у него дома. А Валера, когда нервничал, всегда грыз ногти. Рыбаков ему и сказал: это признак дебилизма. А потом ему показали отснятый материал. И насколько Анатолию Рыбакову понравились первые две картины, настолько он не принял «Последнее лето детства». Он сделал 27 замечаний!

- А что ему не понравилось?

- Его раздражало абсолютно все. В «Кортике» и «Бронзовой птице» все ему было родным, а тут все чужое. Он не принял всю стилистику фильма. Меня это удивило.

- А замечания учли или это было нереально?

- Почти нереально. Что-то исправили. Но не 27 пунктов… В результате картину в Москве без одобрения Рыбакова у нас отказывались принимать. Показывали ему «Последнее лето детства» 31 декабря. На этот раз он картину принял. А Новый год пришлось встречать в поезде Москва - Минск. Великолепно встретили.

Прошли годы. И однажды Рыбаков попросил меня, чтобы Рубинчик экранизировал его роман «Тяжелый песок». А Валера отказался.

- Почему?

- Тот наш разговор меня поразил. «Я не могу. Ты что, не понимаешь?» - «Нет». - «Я не могу это ставить! Я еврей!» - «Ну и что? А я грузинка». - «Ты не понимаешь! Это же еврейская тема!» Меня это поразило. Я никогда не считала, что нужно гордиться национальностью, но и стыдиться... Хотя Валера никогда не скрывал национальность. Но отказался категорически.

ТУРГЕНЕВА МОГЛА ДОВЕРИТЬ ТОЛЬКО РУБИНЧИКУ

- Сценарий картины «Гамлет Щигровского уезда» мне дали в Москве. Я только спросила, можно ли его будет переделать. Привезла его в Минск, зову Рубинчика. А он все время был в вечных сомнениях… Кабинет у меня был большой, говорю ему: «Прочти, я тебя закрываю, и пока не скажешь да или нет, я тебя не выпущу». Прихожу - «Да». Усадьбу нашли под Минском, запустились. И тут звонит мне второй режиссер и говорит: второй день работы, а не снято ни одного метра. Я, говорю, сейчас приеду. Примчалась, захожу на площадку, думаю, сейчас устрою! Вижу, оператор Брауде сидит, а Валера стоит с актерами Зиминой и Филозовыми и объясняет им что-то. А они с таким упоением его слушают. Видно, что они в том времени полностью. В общем, не смогла я ничего ему сказать. Тут Валера меня увидел: «Сейчас-сейчас». Но в тот день тоже ничего не было ничего снято. А я подумала: наверное, это и есть настоящее искусство. Правда, Москва потом заставила заменить Филозова на Олега Борисова.

Сценарий «Венка сонетов» был очень слабый. Валера придумал пригласить Беллу Ахмадулину. Картина получила главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Риге. Но я к нему не имела отношения, он снимался уже не в телевизионном объединении. Но когда Валера после получения приза меня увидел, крикнул: «Изольда, поздравляю тебя! Ты родила режиссера!»

«ВАЛЕРА, ТЫ САМЫЙ ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР, КОТОРОГО Я ЗНАЮ»

- Мы часто говорили по телефону. В последний год от него часто можно было услышать: «Я удивляюсь, как вообще дожил до этих лет». В прошлом году в апреле мы организовали празднование его 70-летнего юбилея в Минске в Музее кино. Звали Валеру, но он уже не мог приехать. Договорились, что передаст фотографии мне, ведь у меня в Москве живет сестра. Я поехала, звоню, а он говорит: я все собрал, но не хочу, чтобы ты меня видела. Все материалы тогда передала мне дочка.

«Последнее лето детства»

«Последнее лето детства»

Последний раз мы разговаривали за три недели до его смерти. Я снова была в Москве, сестра сказала, что видела его по телевидению, он великолепно выглядел. Встретила общих знакомых, а они мне говорят: видели Валеру во ВГИКе, плохо выглядит, зеленый. Думаю, как это может быть? Перед отъездом все же набрала его номер. И такая надежда появилась. И кашлял он уже меньше. Сказала ему, что в следующий раз он уже не увильнет от нашей встречи. Признаюсь, я человек скупой на добрые слова. А в этот раз я почему-то сказала ему, что он самый лучший режиссер, которого я знаю. Это я так оправдалась за те слова про бездарный сценарий, брошенные больше тридцати лет назад…

Пять любимых фильмов

«Венок сонетов»

«Последнее лето детства»

«Дикая охота короля Стаха»

«Культпоход в театр»

«Нелюбовь»

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: История »

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также