Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Звезды15 июня 2011 11:43

Денис Мацуев: и немного о футболе

Секретные сведения из жизни великого пианиста

В Москве и С-Петербурге открылся XIV Международный конкурс имени Чайковского - самое время для смешных и секретных сведений из жизни неплохого футболиста, великого пианиста и члена жюри этого конкурса, который – уверяю вас! – станет теперь невероятным событием. Сейчас расскажу, почему.

Разумеется, на открытии конкурса играл «сам» Денис Мацуев. И, разумеется, Чайковского - первая часть Первого концерта для фортепиано с оркестром. И (ещё одно «разумеется») сразу родился анекдот про то, что завидев на открытии конкурса премьер-министра - В. Путина, Денис «сбацал» на рояле «С чего начинается Родина». А премьер, который вынужден на каждом торжественном мероприятии слушать одно и то же, подошёл к Денису и попросил сыграть что-нибудь поновее – так он шутит, этот 35-летний музыкант, к которому ну, никак не пристают слова про то, что он – великий.

Сотни большевиков носило бревно вместе с Ильичом на ленинском субботнике.

Тысячи самозванцев нянчило на своих коленях Валерия Чкалова, Пугачёву или тем более Диму Билана (нужное подчеркнуть).

Я обычно кормил Дениса своим борщом. В качестве гонорара усаживал его за расстроенное пианино и задавал дурацкие вопросы. Например, как вообще можно сыграть «Полёт шмеля» тридцать вторыми долями – это быстрее быстрого. А дальше начинался концерт для меня одного. Денис брал в левую руку чарку водки, поворачивался ко мне лицом (значит, к пианино – задом) и одной (правой) рукой играл этот самый «Полёт шмеля» - в невероятном темпе, одновременно выпивая вышеупомянутую чарку. Я, как говорится, «балдел», а мои мальчишки Миша с Женей, тоже музыканты, объясняли мне, что я стал свидетелем невероятного – Денис сыграл «Полёт шмеля» не 32-ми долями, а – 64-ми, то есть в два раза быстрее положенного.

Время от времени он звонит моим Мишке и Женьке, с которыми учился с первого класса в Иркутске (школа № 11 имени Маяковского):

- Ребята! Я в Москве. Проездом из Токио не помню, куда... Родителям уже позвонил. Они привезут спортивную форму, сыграем в футбол, потом поужинаем где-нибудь и – в аэропорт.

Он заранее арендует футбольное поле недалеко от своего дома. Это недорого - с десяти вечера до полуночи, когда нормальные люди смотрят футбол, а не играют в него. И друзья Дениса собираются со всей Москвы на футбол и даже не орут на него, когда он вдруг в самый рискованный момент вдруг отойдёт в сторону и пропустит дешёвый мяч. «Ребята, - скажет он, - мне этими пальчиками завтра играть в четыре руки с королём Таиланда». (Было такое дело - он действительно играл тайскую музыку, которая обходится без привычных для нас полутонов, да ещё с самим королём Таиланда - автором этой самой невероятной музыки. Эта штука, знаете ли, посильнее модерновых сочинений Пендерецкого - порой сам Пендерецкий сыграть не может. А Мацуеву хоть бы хны).

Перед одиннадцатым Международным конкурсом в 1998 году я написал в своём журнале «Гражданин», что не сомневаюсь в победе Дениса Мацуева. Я слушал Рихтера – дважды. Слушал великого Петрова. Потрясающего Плетнёва. Удивительного Луганского. Но Денис своим невероятным – животным! – чутьём почуял, что я хочу предсказать его победу, и где-то заполночь умолял меня снять эти строки! Я снял - он победил. Первая премия. Мы победили. После победы первый пианист планеты так объяснил причину своей победы: «Два процента таланта, остальное – везение».

И сегодня, когда Денис Мацуев вошёл в жюри пианистов XIV конкурса, я уверен в победе таких, как Денис! Чтобы вернуть репутацию именитому состязанию, Оргкомитет наконец-то решил ориентироваться на уровень конкурса 1958 года. Так что советский конкурс, равно как и многое из нашего ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО, вернётся в Россию, к себе домой – клянусь! Фортепианное жюри возглавил Ван Клиберн. – тот самый. В жюри - Владимир Ашкенази и Барри Дуглас (Великобритания), Михаил Воскресенский и Денис Мацуев.

Денис рассказывает: «История конкурса началась с победы пианиста Вана Клиберна. Его выступление было подарком судьбы для нас. Мне рассказывали, что Никита Хрущев собрал профессоров, министра культуры и спросил: «Что говорят специалисты? Действительно ли Клиберн играет лучше всех?» На что министр отвечал: «Да, действительно лучше». И Хрущев решил: «Тогда дадим первую премию». Политика во многом вмешивалась в конкурсные баталии, но это тот случай, когда она помогла выявить и по достоинству оценить уникального музыканта... Когда я принимал участие в 1998 году, я застал этот конкурс не в самой лучшей форме. А ведь это – бренд, равный таким, извините, брендам, как Гагарин, Братская ГЭС и БАМ. И когда я отправился в мои первые гастроли по всему миру, то люди шли отнюдь не на имя Дениса Мацуева, а на громкое звание «победитель конкурса имени Чайковского».

Ну, а дальше как в цирке – один на один с хищниками. Чуть что – съедят и не заметят. После этой победы Денис не получил ни одного концерта от организаторов. Все дальнейшие выступления он делал сам, через личные связи, знакомства. Не съели… Но это опасный трюк. Слабакам не рекомендуется. Вот почему на этот раз победители получат не только медали, дипломы и денежные призы. Впервые организаторы сумели организовать трехлетние гастроли победителей как в России, так и других странах мира.

Денис: «Мне кажется, что конкурс – это всего лишь один из способов выйти на мировую концертную эстраду. Победа не даёт никаких гарантий. Никто не утверждает, что после этого ты станешь знаменитым. Точного рецепта достижения успеха не существует».

О том, что было. Самое страшное. А, может, и наоборот - самое смешное. Долгожданное и долгообещанное выступление Дениса Мацуцева на родине Моцарта, причём на фестивале Моцарта. Самолёт как всегда опаздывает. Смокинг, бешеные аплодисменты - авансом. Первые аккорды оркестра. И вдруг Денис с ужасом понимает, что через минуту ему играть не «сороковую» классику, а двадцать третью работу Моцарта - концерт для фортепиано с оркестром № 23 «ля мажор», которую он, Денис, не играл тысячу лет. Что тут говорить? Невероятная вещь! Мало кто её может сыграть удовлетворительно, а без репетиции и вовсе невозможно. Особенно «прокалываются» на второй части andante. Не всегда выбирают правильный темп, затягивают, сентиментальничают. Даже гениальная Юдина на грани фола с растягиванием. Вторую часть удовлетворительно играет лишь Хеблер. Так или примерно так пишут музыкальные критики. Но какая, к чертям собачьим, критика, если ты один на один с самой дорогущей публикой на свете, и ты должен играть совсем другое. Это как голый на светском рауте. Или наоборот – как мужик во фраке – среди голых в бане.

Повторимся: ты собрался играть «сороковую», а, оказывается, нужна «двадцать третья».

И Денис выдал такое, отчего публика до сих пор заходится в восторге и уважении!

- А что мне оставалось делать? – Денис. Смеётся.

Он смеётся, как Моцарт в гениальном фильме Милоша Формана «Моцарт». В общем, довольно д е б и л ь н ы й смех, извини уж, Денис. Из этого смеха можно было бы сделать такую «компру» на Моцарта, что Сальери от зависти сам бы выпил свой яд.

А когда Моцарт заискивает перед королём, то Мацуев в должности советника Президента России по музыкальным делам смотрится получше Моцарта. Путин действительно мог просить Дениса сменить Первый концерт Чайковского на что-нибудь менее популярное, а то – устал слушать одно и то же, наверняка врёт Денис. Этот «проклятый» Первый концерт он сыграл больше 300 раз – на 300 величайших площадках планеты. Ну, и что с того? Сэр Пол Маккарти, который приходил к Денису за кулисы, чтобы пожать ему руку, поёт свой «Естудей» десятки лет, и каждый раз, как впервые.

Ещё два случая из жизни. Он улетел на сутки в Лондон, чтобы поиграть на юбилее автора «Иисус Христос – суперстар» и др. Но г-н Уэбер настолько был потрясён его игрой, что они с Денисом целую неделю пили «Столичную» и валяли дурака. Второй случай – на моей даче. Без воды и тёплого туалета. Без интернета, заваленного крайне выгодными для Мацуева предложениями. А Денис выкручивался всеми силами, чтобы ещё хоть на денёк остаться среди своих.

По этой же причине он не продаёт свою квартиру в Иркутске, чтобы свободно походить по городу, показать его мировым звёздам, которые съезжаются на Байкал - на Фестиваль Дениса Мацуева.

Человек многообразен, как палитра художника. Нельзя его мазать одной краской – только измажешься. Отсюда – провал с показом фильма «Достоевский». Не самый удачный фильм «Есенин». Зато неплох «Лермонтов», которого играет Коля Бурляев. И уж совсем обидно, что не засняли на плёнку спектакль «Пушкин» - в главной роли Сергей Безруков.

Денис Мацуев – это самая полноцветная палитра великого художника. Выигрыш любимого «Спартака» для него – это всё равно, что выигрыш «двадцать третьей». Сейчас ему предлагают сыграть в кино самого Шаляпина.

Он впитывает хорошее, как губка, а плохое отвергает, даже не думая.

Однажды мы с ним заговорили о национальности. Я сказал, что есть такая «национальность» – сибиряк. Есть и «москвич». Теперь я слышу эти его слова довольно часто. Мне нравится.

А насчёт композиторов-модернистов Денис говорит, что время такой музыки прошло. А Чайковский с Моцартом живы и будут жить вечно.

Мне категорически не нравятся сумасшедшие фанаты, которые ходят на музыкальные абонементы, как сами придумайте, кто. Денису, по-моему, тоже. Он – веселее и проще, доверчивее и откровеннее, чем требуется от гения. Вот почему на концертах Мацуева я вижу более чем странную (с точки зрения сумасшедших фанатов) публику. Простые одежды и даже джинсы. В антракте в дорогущем буфете берут, в основном, чай-чаище. Ну, спрашивается, «на фига» им сумасшедший Шуман или детские этюды этого, как его? Остальное вы знаете сами. Денис не играет и не исполняет. Он – живёт этим Шаманом и этими детскими этюдами. Когда он играет в футбол или играет Шумана, он настолько искренен, что даже нельзя быть таким искренним. Вот почему я верю в XIV конкурс, как в самого Дениса. Можно сутками изнурять себя репетициями, а можно и нужно играть, как жить. Только тогда и появится новые Мацуевы и Рахманиновы, прямым наследником которого стал Денис.

После концерта в Париже он познакомился с внуком Сергея Рахманинова. И Сергей сказал Денису: «Если ты бросишь курить, я тебе сделаю большой подарок». Денис ответил, что не курит, и лишь иногда после концерта может затянуться разок-другой… Может показаться странным, почему внук Рахманинова так переживал из-за этого. Но известно, что сам Сергей Васильевич скончался от рака легких, и причиной тому было курево. Короче, внук подарил Денису произведение своего великого предка, которое ещё никто до этого не исполнял. Это сюита и фуга, которые Сергей Васильевич написал во время своей учёбы в Московской консерватории. Страшное и только потом почётное это дело – быть первым. Ведь такого Рахманинова ещё никто не слышал, и ты становишься не только исполнителем, но и соавтором. В нотах не было практически никаких пианистических обозначений. Во многом от тебя лично зависит, какое о музыке сложится впечатление, как её примут. Но при этом запись альбома доставила колоссальное удовольствие. Представьте, Денис играл в доме самого Рахманинова – в Сенаре. Это название составлено из имен композитора и его жены – Сергей и Наталья. Там потрясающая атмосфера. Именно в этих стенах он создавал свои самые знаменитые сочинения – «Рапсодию на тему Паганини», «Симфонические танцы». И ещё Денис исполнял Рахманинова на старом инструменте Steinway - сделан в 1929 году, до сих пор потрясающе звучит. Верхний регистр рояля – как пение человеческого голоса, а басы – матовые, бархатные.

Денис - самый молодой народный артист России. Моложе был только Сергей Бондарчук, который получил звание в 23 года – за главную роль в фильме «Тарас Шевченко».

Из самых откровенных разговоров с Денисом:

- Вы помните Иркутский цирк? Вспомните! Барабанная дробь! Дунаевский! Па-пам-па-па! Па-ра-ра-там-папа! Соло на барабанах исполняет мой дед – Дмитрий Леонидович Гомельский! Добрый. Весёлый. Заботливый. Талантливый. Светлый. Хохмач, каких не бывает. Он моложе всех в оркестре – по духу, по улыбке, по заботе. А каким людям он выдавал свою знаменитую барабанную дробь – великому Леониду Енгибарову и Игорю Кио, клоунам Карандашу и Никулину. До сих пор помню эту барабанную дробь и ту радость, то предвкушение праздника, который непременно следовал за барабанной дробью моего любимого деда Димы! Так что можно смело говорить, что исполнительское мастерство Дениса Мацуева вырастало на барабанах Иркутского цирка.

Другая бабушка - мама моего папы Вера Альбертовна Раммуль (по мужу – эстонцу) была ещё моложе, чем все мы, вместе взятые. Именно она дала мне начальное музыкальное образование. И хотя она по образованию – физик, она играла на пяти музыкальных инструментах. А я, 3-летний остолоп, всё это слушал и внимал. Причём внимал далеко не лучшие образцы музыкального искусства. Первым музыкальным произведением, которое я отбарабанил на пианино, была песенка Николая Гнатюка «Барабан был плох».

Так что, как видите, мои старики были ещё те меломаны! С одной стороны – цирковой барабан, с другой – «шлягер века» от Гнатюка. Но! Но каждую неделю у бабы Веры были посиделки. Была музыкальная гулянка. Она играла на мандолине и аккордеоне, на гитаре и на ложках. А я – внимал. Я слушал. Я учился у моих, извините, стариков умению радоваться жизни.

Самое большое наследство, которое мне досталось - это толстая тетрадь в переплёте «под кожу» - «моему внуку - от бабы Веры». Три тысячи анекдотов.

Вторая моя любимая бабашка – по маминой линии - Евгения Михайловна Гомельская. Я не смогу здесь перечислить всё хорошее, что она для меня сделала. Она продала 2-комнатную квартиру в Иркутске и втихаря от всех вручила мне целых 15 тысяч долларов. На жизнь в Москве. На то, чтобы выжить, чтобы победить.

Виктор Михайлович Мацуев – папин папа. Железнодорожник вечный. Помню, как мы через всю страну поехали по его железнодорожному билету аж в Сочи – вот был праздник!

А в Берлине меня нашла вторая тётя – 88-летняя Анна Леонидовна (сестра того барабанщика дяди Димы). Ясный ум. Всё та же добрая, заботливая, дяди Димина улыбка. И воспоминания о том, как – было дело! – 82-летний дед Раммуль завязал роман с 25-летней красоткой…

К чему я всё это? А к тому, что НИ РАЗУ В ЖИЗНИ Я НЕ ОЩУЩАЛ СВОИХ ДЕДУШЕК И БАБУШЕК, СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, КАК СТАРИКОВ. Это молодые и умные, хулиганистые и потрясающе заботливые «ребята»!

Если не ошибаюсь, Денис стал первым хулиганом, который играет… джаз на сцене концертного зала имени Чайковского. Нет, про джаз – это надо отдельно! Сам Гаранян «пищал» от удивления, когда Денис мастерил свой «Караван». Сегодня Гараняна нет. Но в больших почитателях Мацуева появился настоящий и очень даже большой олигарх, который… поёт рок-эн-рол со своей рок-эн-ролльной группой.

Человек создан для песни и для музыки, как птица для полёта, во как!