Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Происшествия29 июля 2011 13:59

В гибели самолета Леха Качиньского обвинили экипаж

Польская правительственная комиссия обнародовала в пятницу свои выводы [эксклюзивный репортаж + видео]

Если бы речь не шла о трагедии, то прослушав трехчасовой отчет членов правительственной комиссии и возглавлявшего ее министра внутренних дел Ежи Миллера, можно было бы заключить, что в ее поединке с МАК (Международным авиационным комитетом, который отчитался еще зимой) победила дружба.

В том смысле, что в своей пикировке обе комиссии пришли к счету один - один.

МАК упрекали в том, что он оставил за бортом роль смоленских диспетчеров, польская комиссия в ответ не упомянула фактор психологического давления на экипаж со стороны высокопоставленных пассажиров.

Журналистам пришлось буквально вытягивать щипцами признание в том, что факт присутствия в кабине пилота главнокомандующего ВВС Польши генерала Бласика, да еще находящегося в легком подпитии, сам по себе является дестабилизирующим фактором. Это так, согласились члены комиссии. Но решение о посадке в Смоленске в условиях нереального тумана было принято экипажем ДО того, как Бласик вошел в кабину…

В определении степени вины всех невольных участников этой страшной драмы члены комиссии пришли к такому же футбольному счету. По версии представленного сегодня доклада, основная вина ложится на экипаж: он был откровенно неподготовлен, налетных часов имел мало, от штурмана-лидера отказался, а русский язык из всех членов команды знал только один человек – командир Аркадиуш Протасюк.

То есть, на него легла тройная нагрузка – и самолет вести, и переговоры с землей, да еще слушать, о чем говорит экипаж. Видимо, именно потому он и пропустил слова диспетчера «Удаление 10 километров», когда должен был начать снижение. В результате снижаться начал позже, ориентировался по высотомеру, которые показывал неправильную высоту, а когда понял, что пора уходить, понадеялся на приборы, хотя управлять самолетом следовало вручную. Потерял пять секунд, которые стоили жизни ему самому и еще 95 пассажирам.

Впрочем, креститься и выдыхать воздух россиянам рано – смоленским диспетчерам тоже досталось по максимуму, и о том, что они дезориентировали экипаж, сообщая неверные данные, тоже было повторено почти столько же раз, сколько про отсутствие опыта у экипажа. Слушать это было неприятно, но в руках польской стороны был мощный аргумент – видеопленка с записью того, что происходило в диспетчерской, таинственным образом из материалов следствия исчезла, если у диспетчеров и было алиби, то теперь его не доказать.

При том, что польские журналисты буквально закидали членов комиссии (в которую вошел сам министр, а также военные и гражданские специалисты в области безопасности полетов ) каверзными вопросами, тем удалось выдержать очень ровный и беспристрастный тон, не позволив втянуть себя в обсуждение наделавших в Польше шуму конспирологических теорий о якобы искусственно напущенном тумане, распыленном российской стороной гелии и намеренной блокировкой всех систем…

Тон председателя комиссии Ежи Миллера был ровен:

До столкновения с землей самолет ТУ-154 был полностью исправен и следов ни взрывчатки, ни химического воздействия на самолет обнаружено не было.

Успокоят ли эти выводы кипящие в Польше накануне выборов политические страсти?

Едва ли. Надо полагать, что брат-близнец погибшего президента Ярослав Качинский, чьи плакаты еще до старта предвыборной компании развешены по всей Варшаве, и на которых скромно написано «Премьер-министр», воспользуется ситуаций при любом раскладе.

Обвинит комиссию в сговоре с Москвой, например. Подуставшие от политики польские граждане шепнули мне, правда, что нынешнему премьер-министру Дональду Туску поведение Качинского страшно выгодно – на его агрессивном фоне Туск выглядит мудрым. Очень.

Члены польской комиссии по расследованию причин катастрофы тоже не были похожи на политических спекулянтов. Выдержав трехчасовой бой с журналистами, они без передышки отправились на следующую битву, гораздо более сложную: в другом крыле здания канцелярии премьер-министра их ждали родственники погибших, которых нетрудно было опознать по черной, особенно бросающейся в глаза в солнечный день, одежде.

Смотреть на экран, где была произведена реконструкция полета, на котором самолет с их близкими ежесекундно приближается к финалу - им было, конечно, несравнимо страшнее, чем нам…

В пятницу премьер Польши заявил, что принял отставку главы минобороны страны Клиха.

«ЭТО СЛИШКОМ ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ТЕМА, ЧТОБЫ ЕЕ МУСОЛИТЬ»

- Точка в этой истории поставлена, - заявил «КП» Замглавы комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. - Все факты установлены. Никакое дополнительное расследование ничего не добавит и не изменит. Поэтому надо согласиться с правдой, какой бы она не была, и отправить досье в историю. Будем надеяться, что польская оппозиция не станет спекулировать этой темой, она слишком чувствительна для того, чтобы ее мусолить.

«ПОЛЬСКАЯ ОППОЗИЦИЯ НАЧНЕТ ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ ТУСКУ»

- Доклад можно оценить как позитивный элемент в российско-польских отношениях, - заявил «КП» Владимир Брутер, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований. - Но о том, что в истории с гибелью самолета Качиньского под Смоленском поставлена точка, говорить преждевременно. Кто вообще в такой ситуации ставит точки? Официальные лица и высокие государственные комиссии? Нет. В Польше есть гражданское общество, которое будет высказываться по данной проблеме. И доклад правительства не закрывает рот оппозиции (читайте далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Эксперты: Доклад по катастрофе под Смоленском можно оценить как позитивный элемент в российско-польских отношениях

Поляки настаивают: их президента погубил русский диспетчер

Заключительный отчёт по вопросу об установлении обстоятельств и причин катастрофы самолёта TУ-154M, борт 101 под Смоленском (PDF, 8,6 Мб)