Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics

Последняя экскурсия пассажиров «Булгарии»: Гиды уговаривали туристов остаться, но те рванули на теплоход

Корреспондент «КП» побывал в городе, из которого судно вышло в свой последний рейс

Не успели последние журналисты покинуть оперативный штаб, развернутый на берегу Волги, как о событиях в поселке Куйбышевский Затон - ближайшем к месту крушения «Булгарии» - тут же перестали писать. Спустя месяц о катастрофе в поселке напоминает только то самое бледно-синее судно, отбуксированное в док на местный судоремонтный завод. Рабочие жалуются: из-за проклятой посудины они на месяц остались без работы - видимо, следователи парализовали всю деятельность предприятия. И только местные поварихи вздохнули с облегчением: под конец работы штаба, где бесплатно кормили свыше тысячи водолазов, спасателей всевозможных и репортеров, у них закончились и продукты, и силы...

Тяжелее не бывает

Я вместе с фотокором Анатолием Ждановым приехал в оперативный штаб наутро после крушения «Булгарии». В лагерь, разбитый прямо на берегу Куйбышевского водохранилища, продолжали прибывать автобусы и машины со спасателями со всей страны. Среди них были знакомые лица. Это водолазы из центра особого риска МЧС «Лидер». Мы познакомились с ними два года назад, в Хакасии, во время поисково-спасательной операции на Саяно-Шушенской ГЭС. Хотя, если говорить честнее, они принимали участие просто в поисковой операции - живых тогда не подняли.

Вот и в это утро, 11 июля, «лидеры» одним взглядом дали мне понять, что на чудо надеяться стоит. Хотя и признались:

- Это не Саяно-Шушенская, здесь будет полегче.

Действительно, искать людей в развалинах гигантской ГЭС было тяжелее, чем в затонувшем теплоходе. По крайней мере так думали в первые два дня после волжской трагедии. Оказалось, это не совсем так.

В следующий раз я увидел их только через двое суток - все это время ребята ныряли и круглосуточно вытаскивали погибших людей. Это жутко осознавать, но поднятие тел с лежащего на дне корабля в те дни превратилось в неостанавливающийся конвейер.

Когда количество погибших перевалило за сотню, один из водолазов устало сказал мне:

- Поднимать детей тяжелее всего. Домой хочется. К своим...

Через неделю работа МЧС прекратилась. Большинство спасателей сменили специалисты Минтранса. Они пообещали оторвать «Булгарию» от дна за пару дней. Но подъем судна затянулся.

Евгений Фурутин, капитан речного флота, уверен, что пассажирам нельзя было дать утонуть!

Евгений Фурутин, капитан речного флота, уверен, что пассажирам нельзя было дать утонуть!

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Лучше бы опоздали»

В работе оперативного штаба началось затишье. Представители телеканалов, газет и радиостанций откровенно заскучали. Водители телевизионных групп достали нарды, некоторые размотали удочки... Знали, куда едут.

Тогда я решил доехать до города-музея Болгара. Того самого, который так хотели посмотреть туристы с «Булгарии» и куда они отчалили из Казани 9 июля.

Добраться до Болгара оказалось просто - скоростной кораблик «Метеор», курсирующий по Волге, всего за 80 рублей доставил меня до места. Мы причалили в крохотном порту Болгара. Именно отсюда 10 июля теплоход «Булгария» отчалил обратно в Казань...

Наш «Метеор» ждали таксисты, готовые за пару сотен ­рублей довезти до музея. Тут же стояли экскурсоводы да торговец вяленой речной рыбой.

- Раньше к нам со всей России в день по нескольку круизных кораблей приходило, иной раз теплоходы в очередь вставали! - с нескрываемой грустью рассказали мне женщины в кассе причала. - К сожалению, в последние годы лишь по одному-два корабля в неделю приходили. А после случившегося и вовсе жизнь остановилась!

О случившемся здесь стараются не говорить. Уж очень больно местным вспоминать тот кошмарный день, навсегда впечатавшийся в их память.

...Я сажусь в новенький полупустой экскурсионный автобус. Оказывается, что водитель автобуса как раз возил 10 июля и группы с «Булгарии». Вздыхая, он вспоминает о них:

- «Булгария» пришла к нам утром, людей с теплохода было много, поэтому мне понадобилось делать три поездки. Утром погода была хорошая, солнечная. В автобусе было много детей, беременных женщин. Они меня просили открыть люки, чтобы в салоне было посвежее.

Болгар - город действительно уникальный. Он намного древнее Казани, служил столицей Золотой Орды. Последние годы власти Татарстана буквально по крупицам восстанавливали его достопримечательности... Перед их посещением туристов с «Булгарии» разделили на три группы.

- Стоимость билета для взрослых у нас - 80 рублей, вместе с экскурсией и проездом, - говорят девушки-гиды. - В тот день со взрослыми было очень много ребятишек, которые прошли бесплатно.

Группа экскурсовода-практикантки Алии была самой маленькой - 12 человек. Это была первая в жизни экскурсия Алии.

- Я волновалась, но группа у меня оказались замечательной! - вспоминает девушка. - Мы сдружились! В группе было двое детей - шебутных мальчишек. И беременная женщина. Я потом узнала, что она погибла...

На то, чтобы показать древности Болгара, у Алии было два часа - уже в 11 утра «Булгария» должна была отчалить в Казань. Но туристы стали заранее торопить экскурсовода.

- Моя группа очень беспокоилась, что опоздает на теплоход. - Алия продолжает восстанавливать по минутам то трагическое утро. - До одного из пунктов экскурсии - «Белой палаты» - мы даже не дошли. Я их успокаивала, говорила, что без них теплоход не уйдет. Но туристы все-таки решили побежать на автобус. На обратном пути они даже шутили: мол, верните часть денег за непосещенную достопримечательность. А я им ответила: «Вы же сами отказались». Сейчас все время думаю: как было бы хорошо, если бы они опоздали на этот проклятый теплоход!..

«Булгария» отчалила из порта минута в минуту. До места, где произошла трагедия, таким кораблям плыть от силы час. Но из-за резко испортившейся погоды и сломанного двигателя судно ползло почти два часа. А утонуло за считанные минуты.

Здесь уже тонул теплоход

Вернувшись в Куйбышевский Затон, я встретился с местным жителем, которого знает и уважает весь поселок, все речники. Это Евгений Фурутин - капитан пассажирских и грузовых кораблей с 30-летним стажем, старожил речного флота. В те трагические дни он был в отпуске. В день крушения «Булгарии» трудился на даче, буквально в нескольких километрах от места трагедии.

- В тот день погода была переменная, время от времени дул сильный шквальный ветер, - вспоминает Евгений Петрович. - Мне порой приходилось прятаться от ветрища и дождя, который поливал стеной. А потом неожиданно все затихало, словно и не было непогоды! Думаю, этот ветер и погубил корабль. У «Булгарии» парусность большая - вон какой высокий теплоход. Тем более он шел с правым креном, об этом уж все знают. Ветер ударил слева, и теплоход лег на правый бок. А раз он лег на бок, то вода хлынула в иллюминаторы, в проемы дверей, в грузовой трюм, и судно моментально ушло на дно.

- Синоптики не могли предупредить экипаж о такой непогоде?

- В наших местах шквалистый ветер предугадать сложно. В Куйбышевском водохранилище очень сильное течение, самое сильное на Волге. Ветер приходит молниеносно и так же быстро уходит.

- Что должен был сделать капитан в такой ветер? Если у него на корабле двести человек?! Куда их девать, чем кормить, что делать?

- Стоять на месте. Заказывать автобусы и отправлять всех домой. У нас даже грузовые танкеры не выходят в непогоду. А вы говорите - с туристами...

- От места крушения до берега чуть меньше трех километров. Почему так поздно тонущим людям пришла помощь?

- Жители нашего поселка вообще, к сожалению, узнали о случившемся из новостей. Многие тут же прыгнули в лодки, поплыли, но было поздно - тех, кто спасся, подобрала «Арабелла». Беда в том, что на «Булгарии» не сработала система оповещения. Где-то потерялись радиобуи, которые при бедствии должны были всплыть и передать сигнал SOS! В конце концов у капитана есть стационарная установка, которая питается автономно, хватает нажатия одной кнопки на ней, чтобы сообщить спасателям о бедствии. Экипаж сигнал бедствия не подал. Почему? Не успел? Вообще не было сигнального оборудования? А это ведь могло спасти жизнь людям, которые умирали уже на воде полтора-два часа. Некоторые захлебывались топливом, разлившимся из корабля!

- Подобные трагедии в водохранилище бывали?

- Да, году в 1968-м там же затонул пароход с людьми. Беда произошла посреди ночи, многие пассажиры спали. Тогда тоже утонуло много людей. С тех пор столько воды утекло - и вновь такая же трагедия! Раньше в нашем поселке базировались аварийно-спасательные судна, даже ледокол и мощные толкачи! Они по первому зову выезжали. Если бы они были и сегодня, они бы за полчаса прибыли на место происшествия. Но, увы, сейчас у нас нет даже лодки спасательной! Все продали... Хотя мимо нас каждый день проходит множество судов. Кто-то на мель садится, какой-то корабль волна бьет... Раньше выкручивались своими силами. Вот и довыкручивались.

Со дня крушения «Булгарии» прошел месяц. Родственники погибших выплакали все слезы, чиновники отчитались о выданных компенсациях, следователи объявили причины катастрофы.

Правда, постоянное ощущение трагического дежавю мне подсказывают: с теми спасателями мы еще встретимся... Страшно.