Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Колумнисты6 октября 2011 13:00

Стив Джобс против Григория Перельмана

Кто из них более ценен для матери-истории: гениальный менеджер-инноватор, насытивший рынок персональными копьютерами или отшельник-математик, решивший теорему, над которой столетиями бились ученые?

Сейчас, когда круги, считающие себя сливками высокотехнологичного общества, погрузились в скорбь, местами доходящую до истерики, а мировые лидеры присылают в штаб-квартиру корпорации “Эппл” траурные письма и соболезнования с высокой лексикой и самыми превосходными эпитетами – типа “человек, изменивший мир и жизнь миллионов людей”, - я почему-то подумал о цене успеха и о том, что мы сами понимаем под этим странным, как движения электронов в микропроцессоре, понятием.

Почему вдруг возникла практически секта “Айфон” с плоской трубкой в виде Молоха-тотема и своим богом, который ушел от своих адептов в неведомый мир виртуала? И почему не менее, а, может, и более достойные персоны, достигшие феноменальных, но лишенных “пиара” и гламура результатов, остаются в тени?

Два человека одного поколения. Один: гениальный избретатель, который, как выясняется, самостоятельно не изобрел ничего, а всего лишь понял важность и перспективность чужих разработок и очень умело их использовал. То есть фактически менеджер-инноватор или, как раньше говорили, “отличный организатор производства”.

И второй: гениальный математик, решивший теорему, над которой столетиями бились лучшие умы, и не взявший за это для себя ничего.

Один: человек, большую часть своей жизни проживший под лучами славы и софитов, суровый автократ и даже деспот, владелец одной из самых крупных и успешных корпораций мира (и еще нескольких преуспевающих компаний), завсегдатай списка богачей Forbes и обладатель состояния в 8 миллиардов долларов.

И второй: нищий чудак не от мира сего, проводящий всю жизнь в зачуханной “однушке” на окраине Питера, прячущийся от назойливых фоторепортеров и не желающий принимать ни почетные звания и посты, ни деньги – от доброхотов. Или даже законную премию в миллион “зеленых” за решение той самой теоремы.

Ну и кто же, как сказал поэт, “матери-истории ценен”? Наверное, оба. Но вот кто больше? Тот, кто в погоне за прогрессом, приносящим огромную прибыль, насытил рынок миллионами персональных компьютеров, айподов, айфонов, планшетников-айпэдов, осчастливив тьму людей, которая единственным счастьем считает обладание этими самыми супермодными и суперсовременными “девайсами” и “гаджетами”? Или тот, кто решил задачу, практического применения не имеющую, во всяком случае – в обозримом будущем?

Я знаю: те, кто с нетерпением ждет появления каждой новой ай-игрушки, могут в негодовании забросать меня старыми платами от “персоналок” или ставшими ненужными после появления планшетников компьютерными мышами и клавиатурами. Как можно?! Сомневаться в выдающемся вкладе Стива Джобса в современную жизнь?!

И, конечно, они будут правы: преуменьшать вклад этого действительно замечательного человека в развитие высокотехнологичных систем просто глупо. Так же, как и глупо видеть в нем этакого нового технологического мессию, показавшего всем путь в счастливое электронное будущее. И тем не менее – некоторым диссонансом в хоре плачущих замечу: среди двух этих фигур мне лично почему-то куда более симпатичен наивный чудак и бессребренник-математик. Может быть, потому что его жизнь ВООБЩЕ не омрачена корыстью и денежными расчетами, а деятельность носит дистиллированно-научный характер.

Коренное различие этих фигур в том, что Стив Джобс был и останется иконой технократического общества, где, в том числе и благодаря ему, на смену реальным чувствам приходят их виртуальные имитации, а живое общение – лицо к лицу, рука к руке - заменяется на “отдаленный доступ”. Где, что бы там ни говорили о “прогрессе”, “благе человечества” и прочих пафосно-благородных целях, основным мерилом успеха остается доллар (евро, рубль, юань, гривна и пр.).

Григорий же Перельман, по моим ощущениям, - это символ хоть и уходящего, но такого теплого мира человеческих чувств и отношений, не испорченных деньгами, где наука существует исключительно ради познания истины и где плохо одетые и зачастую голодные люди куда счастливей своих преуспевающих соплеменников...