Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Происшествия: ЧП19 октября 2011 11:20

Экспертиза: Действия экипажа Як-42 были самоубийственны

Закончились эксперименты по выяснению причин авиакатастрофы под Ярославлем

На аэродроме Летно-испытательного института имени Громова завершилась серия экспериментов по выяснению причин катастрофы Як-42, в которой погибли 44 человека - экипаж и весь состав хоккейной команды ярославского «Локомотива». Летчики-испытатели старались точно воспроизвести действия экипажа в момент трагедии. Результаты ожидаемые и традиционные: в гибели самолета виноваты летчики. Вопрос в другом: как могли опытные пилоты совершить ошибки, свойственные первокурсникам, впервые допущенным к тренажеру? Не хотели же они, в самом деле, покончить жизнь самоубийством?

Итак, участники эксперимента обрисовали примерно следующее. «Як» выруливает на взлетно-посадочную полосу и начинает разбег. Через некоторое время кто-то из двух пилотов начинает давить на педаль тормоза. Проехав по ВПП необходимый для взлета отрезок, летчики начинают тянуть штурвал на себя.

Самолет взлетать не хочет - скорость слишком мала. Дальше - совсем странное: скорость увеличивается крайне медленно, самолет проехал почти в три раза дальше обычного, а командир не прекращает попытки взлететь - пилоты все еще стараются оторвать непослушную машину от земли. И не просто пытаются, а прилагают к этому немыслимые усилия: установленный во время эксперимента на колонку штурвала динамометр показывает, что его тянули с усилием в 64 килограмма. Потом «Як» все же отрывается, скорость маленькая, тормоза в воздухе уже не действуют, и ничем не сдерживаемый самолет уходит круто вверх и падает.

А теперь вопросы:

- Почему опытные летчики не прекратили попытки оторваться, после того как проехали отметку в 900 метров - расстояние, необходимое Як-42 для взлета? Почему в «точке принятия решения», когда первый пилот определяет взлетать или не взлетать, решили взлетать? Ведь на принятие правильного решения у командира было больше двух километров.

- Почему, видя, что скорость для взлета недостаточна, экипаж упорно продолжал тянуть штурвал? Для взлета хватит пяти градусов отклонения ручки, а они довели отказывающийся повиноваться штурвал до 13 градусов. Представьте усилие в 64 килограмма - для этого людям надо изо всех сил упираться в пол ногами. Возможно, кто-то из них уперся не в пол, а в педали. Возможно, но маловероятно: случайно это сделать трудно, так как педаль достаточно высоко от пола.

- Почему, когда «Як» все же оторвался, экипаж не отдал штурвал от себя, чтобы уменьшить «угол атаки»? Ведь понятно: при небольшой скорости набирать высоту надо под очень малым углом, чтобы двигатель набрал обороты.

Словом, вопросов стало еще больше. От всей души надеемся, что эксперты все же найдут какую-нибудь все объясняющую неисправность и вина за катастрофу не ляжет по традиции на погибший экипаж.

ЕЩЕ ОДНО «ПОЧЕМУ»

Данные с обоих речевых самописцев, именуемых в народе «черными ящиками», давно расшифрованы. Результаты показаний одного из них, отвечающего за показания приборов, как раз и проверяли в ЛИИ Громова. Выяснилось: техника работала нормально. Если бы, набрав нужную скорость и приведя штурвал в штатный режим, летчики вообще перестали что-либо делать, «Як» взлетел бы нормально. Но почему уже месяц не обнародуют результаты второго самописца - фиксирующего то, о чем говорят в кабине? Что это за страшная государственная тайна? И ведь не из любопытства интересуемся: каждый день с разных аэродромов взлетают тысячи самолетов, и любой из них может оказаться в той ситуации, в которой оказался погибший экипаж разбившегося Як-42.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Заслуженный пилот СССР Олег СМИРНОВ: «Летчики выводы делать не могут»

- Участвовавшие в этом эксперименте летчики всего лишь четко выполнили задачу, поставленную госкомиссией по расследованию. А задача эта ставилась, исходя из расшифровки данных самописцев.

Пилоты справились блестяще. Но делать какие-либо выводы они не имеют права: вердикт выносит только комиссия. Поэтому комментировать пока нечего. Непонятного и правда много. Какие могут быть тормоза при взлете?! Только вперед, только скорость, без нее самолет - обыкновенный шифоньер. Я в своей практике десятки раз прекращал разбег при малейшем сомнении. Однажды даже из-за того, что чаек вокруг было слишком много. Почему командир не принял такое же решение?

Скорее всего, надеялся, что сможет оторваться во взлетном режиме. Не смог. А когда оторвался, машина практически мгновенно задрала нос на 20 градусов. Они бы не успели отдать штурвал.

Работа над ошибками

Уважаемые читатели! В материале «Наши пилоты - это даже не полуфабрикаты», опубликованном в номере «КП» за 17 октября 2011 года, допущена неточность. Московский государственный технический университет гражданской авиации не занимается обучением пилотов, а готовит инженерно-технические кадры. Приносим сотрудникам университета и читателям свои извинения!

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

«Локомотив» объявил конкурс на создание мемориала погибшей команде

В соответствии с решением правления хоккейного клуба «Локомотив» утверждено положение о проведении открытого национального конкурса на разработку эскизного проекта мемориала в память о трагически погибшей 7 сентября хоккейной команде.

Принять участие в конкурсе на создание народного памятника сможет не каждый. К участию допускаются только архитекторы, скульпторы и дизайнеры, имеющие высшее специальное образование. Возможно формирование творческих коллективов и групп, в состав которых входят архитекторы, градостроители, художники и скульпторы (читайте далее).

Хоккеисты «Локомотива» разбились в авиакатастрофе под Ярославлем (хроника происшествия, видео, аудио)

Все материалы по теме: Разбился самолет с хоккеистами и тренерами «Локомотива»

Фоторепортаж с места трагедии