Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество31 октября 2011 14:35

Почему студенты не владеют школьной программой?

Мнение заслуженного учителя и профессора БГУ о том, как изменить ситуацию [обсудим]

Любая публикацию на тему образования вызывает шквал читательских откликов. Чему и как учат в школе, кто поступает в вуз, сколько студентов нужно Беларуси, обсуждают учителя и родители, ученики и студенты.

Сегодня мы публикуем мнение лауреата Государственной премии Беларуси, профессора БГУ Олега Мельникова и легендарного педагога, заслуженного учителя Беларуси, учителя математики школы №19 Минска Александра Фельдмана.

Прошедшее в августе собрание педагогических работников дало ответ на некоторые актуальные вопросы нашего высшего и среднего образования. В то же время многие болевые проблемы были затронуты вскользь, и мы попытаемся глубже коснуться их.

I. Существующий отбор абитуриентов снижает уровень среднего и высшего образования.

Тестирование с учетом среднего балла аттестата стало практически единственным средством отбора школьников для дальнейшего образования. Это коренным образом изменило подход к обучению в средней школе.

При тестировании можно не решить задачу, не обосновать ответ, а угадать его. Из процесса обучения естественных дисциплин исчезло доказательство, и он превратился в натаскивание учащихся на тестирование. Ситуация усугубляется, если отбираются будущие учителя. С помощью тестов на педагогические специальности может поступить человек, не умеющий выразить словами даже простейшую мысль. Учителя стали часто, увы, не учить предметам, а готовить к тестированию. Огромное число абитуриентов дают ответы случайно и покидают аудиторию в течение первого получаса после начала экзамена. Школьник, хорошо ответивший на тесты по русскому языку, может не написать простейшего изложения. Аналогичные замечания можно сделать и по иностранным языкам.

С введением учета среднего балла он стал расти как на дрожжах. Коррупция перешла в другое место. Она стала больше влиять на результаты поступления, поскольку проверить правильность отметки в школе невозможно.

Наши предложения. Отменить учет среднего балла. Проводить настоящий экзамен по профильному предмету. Проверку письменного экзамена поручать другим вузам (по жребию). При этом экзамены должны проводить специалисты не по проверяемому предмету, а по другому.

Устный экзамен записывать с помощью двух-трех видеокамер со звуком с хранением материалов в течение всего срока обучения.

При проведении тестирования правильный ответ оценивать положительным числом баллов, неправильный - отрицательным штрафом. Это сократит число попыток угадать ответ.

Ввести нижний уровень оценки при тестировании для поступления в вуз.

II. Число мест в высших учебных заведениях не соответствует потребностям страны и возможностям обучаемых.

За последние годы в стране неуклонно растет прием в вузы. В советские годы в Беларуси было 80 000 студентов, в 1996 году их было уже 170 000, а сейчас - более 450 000 человек.

Однако из-за плохого уровня подготовки в вузы приходят выпускники, не готовые воспринимать предметы на высоком уровне. Не случайно многие вузы читают коррекционные курсы по вопросам школьной (!) программы. Кроме того, по психологическим особенностям не каждый выпускник средней школы способен учиться дальше. Все это приводит к резкому снижению качества образования.

Часто на это замечание отвечают так: ничего страшного в том, что люди за свои деньги получают высшее образование, нет. Мол, высшее образование нужно всем, даже тем, кто торгует на рынке. Это опасная точка зрения. Преподаватель читает лекции, ориентируясь на среднего студента. При большом числе слабых слушателей он автоматически снижает уровень лекций. Лучшие студенты часто перестают учиться: такой уровень они воспринимают без усилий.

Нарушен баланс между специалистами, нужными стране, и специалистами, выпускаемыми вузами. В стране избыток юристов, экономистов, психологов при недостатке инженеров.

Наши предложения. Сократить наборы в высшие учебные заведения при увеличении мест в средних специальных. Пересмотреть распределение мест в вузах по специальностям. Сократить обучение в некоторых вузах до 4 лет, оставив пятилетнее обучение для лучших студентов.

III. Возвращение обучения на повышенном и углубленном уровнях.

Беларусь бедна полезными ископаемыми, однако имеет большой умственный потенциал. Об этом говорят регулярные победы наших школьников на международных олимпиадах по всем предметам. Однако их способности надо развивать. Углубленное обучение - наивысшее достижение советской школы. Необходимо вернуть его в нашу школу, иначе в будущем не станет хватать специалистов для разработки высоких технологий. Кроме того, исследования показали, что уменьшение времени на обучение математики до 4 - 5 часов в неделю приводит к значительному снижению развития обучаемых и постепенной умственной деградации населения.

Наши предложения. Вернуть классы и школы с углубленным изучением предметов. Увеличить число часов на изучение математики в средней школе до 6 - 7 часов в неделю. Увеличить льготы при поступлении в вузы для победителей и призеров олимпиад и конкурсов различного уровня.

IV. Изменение школьных программ.

Школьные программы перенасыщены различными сведениями, которые вряд ли когда-нибудь понадобятся учащимся. Школа часто дает бесполезные знания. Так, ученик восьмого класса должен показывать на карте вулкан Катапахи, водопады Игуасу и Анхель, парки Сан-Жуакини, Нгора-Нгора, массив Винсан и т. д. Такие примеры можно привести для любой школьной дисциплины.

Все эти сведения можно найти в справочниках и интернете.

С другой стороны, содержание школьного образования не соответствует требованиям высшей школы. Если сравнить школьные программы, например, по математике начала ХХ и начала ХХ1 века, то можно с удивлением заметить, что они практически не отличаются. А ведь за это время произошло столько событий, появился компьютер и, главное, изменилась сама математика. Но программы технических и экономических вузов по математике за 100 лет изменились кардинально! В этих вузах новые предметы заставляет изучать жизнь. Нарушается преемственность между средней и высшей школами.

Наши предложения. Пересмотреть программы в сторону избавления их от избыточного материала. Часть материала перенести на углубленный уровень обучения. Учить школьников получать нужные знания в интернете. Скорректировать программы с учетом изменений, произошедших в науке и технике. Оставлять в программе лишь те темы, которые или связаны с наивысшими достижениями человечества, или способствуют развитию школьников.

V. Содержание обучения не соответствует потребностям учащихся.

Давно замечено, что знания, которые не используются регулярно, очень скоро забываются. Хорошей иллюстрацией этого тезиса является популярная передача «Один против всех».

Поэтому в школе следует учить не конкретным фактам, а умению думать. Вряд ли выпускнику школы в своей будущей жизни придется различать протисты и хлоропласты, свойства параллелограмма понадобятся только учителям математики и репетиторам, а умение соображать, не теряться при незнакомых обстоятельствах будет помогать человеку всю жизнь.

Наши предложения. Увеличение роли эвристической составляющей обучения, которая учит находить приемлемое решение в незнакомой обстановке, наряду с алгоритмической, которая учит выполнять конкретные действия при определенных обстоятельствах.

VI. Самое главное: Увеличение престижа школьного учителя.

Престиж школьного учителя упал. Педагогические университеты не набирают студентов даже на бюджетную форму обучения. Через 5 - 10 лет, после естественной убыли педагогов старшего поколения, белорусская школа опустится до самого низкого уровня из-за пришедших в нее бывших двоечников и троечников. Несмотря на то, что педуниверситеты каждый год выпускают большое число учителей, даже в Минске их не хватает. Для увеличения авторитета учителя нужен большой комплекс связанных между собой мероприятий. Попытаемся подсказать кое-что в этот комплекс.

1. Увеличение зарплаты учителей.

2. Снижение учебной нагрузки.

3. Наделение молодых специалистов служебными квартирами на 10 - 15-летний срок с передачей после этого срока квартир в собственность учителей.

4. Освобождение учителей от неучебной нагрузки, снижение бюрократической отчетности.

5. Участие учителей-предметников в воспитании учеников только через обучение предмету.

Главную задачу нужно решать немедленно. Иначе будет поздно.