2018-02-22T01:25:23+03:00

Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций России: «Если надо, мы и спутники передвинем по орбите»

Главный связист страны - о цифровом телевидении, жульнических тарифах и неукротимом международном роуминге
Поделиться:
Комментарии: comments31
Изменить размер текста:

Как мы уже сообщали, у нас в редакции побывал глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев, который рассказал о том, как будет работать на избирательных участках во время президентских выборов система видеонаблюдения (см. «КП» за 16 января).

Мы задали министру и много других вопросов....

«В час «Ч» рубильник никто не дернет»

- Игорь Олегович, прошло более двух лет с тех пор, как премьер Владимир Путин «дал отмашку» необычной Федеральной целевой программе - о переходе на цифровое телевидение.

- Я бы не назвал эту программу такой уж необычной. Хотя для нас это - не только техническая, но и социальная задача.

- Вы приезжали к нам в «Комсомолку» в декабре 2009-го и пообещали читателям, что в 2012-м телезрители увидят первый результат.

- Мне приятно, что вы так пристально следите за нашей работой.

- Судя по тому, что во Владивостоке цифровое вещание началось уже в прошлом году - вы идете с опережением графика?

- Можно сказать и так. А почему мы начали с восточных рубежей, а не со столицы? Цифровое ТВ здесь уже есть - и спутниковое, и кабельное, и в интернете. А на Дальнем Востоке принимали лишь по одной-две программы. Сейчас, с переходом на цифру, этот диапазон там расширился до восьми программ.

- А как в других регионах?

- Очередь дошла и до Сибири. Телепередачи в цифровом режиме смотрят в Забайкальском крае, Республике Хакасия, Алтайском крае, Республике Тыва, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и других регионах. Примечательно, что вещание приходит в отдаленные уголки нашей страны, в частности, запущено вещание на Командорских островах и в городе Мирный Республики Саха-Якутия. Таким образом, мы уже охватили территорию, где проживает 43 миллиона человек. Это почти треть населения России.

- А эти передачи принимают и «цифровые» телевизоры, и обычные - «старые»?

- Конечно. Надо просто купить приставку для приема цифрового сигнала. В таких регионах, как Ставрополь и Калининградская область они уже производятся.

- А новые телевизоры сертифицированы «под цифру»?

- Да, под стандарт MPEG-4, который мы выбрали для себя. Этот стандарт мы уже довели до тех, кто производит и поставляет телевизоры в торговую сеть.

- Вы можете сказать, - какое количество жителей страны при приеме телевизионного сигнала используют сегодня декодеры? Или по-другому - цифровые приставки?

- Мы пока считаем.

- Боитесь сглазить?

- Может быть. Но думаю, эту аппаратуру у нас в стране уже сейчас используют от сотен тысяч до миллиона человек. Надеемся, что в этом году подтянется Урал, Сибирь и регионы Центральной России.

- Два года назад мы с вами говорили и о том, что отечественные производители могли бы выпускать в массовом порядке недорогие - от 30 до 50 долларов приставки. Эта ниша востребована российскими компаниями?

- Да востребована. Сейчас российские производители наладили производство приставок четырех типов – от самой простой до наиболее технически оснащенной с технологией отложенной записи и другими интересными функциями.

- А у покупателей - тех же телезрителей - не будет «головной боли с цифрой»?

- Надеемся, что нет. Мы же не собираемся в какой-то определенный час «Ч» дернуть рубильник, что нецифровое ТВ по всей стране неожиданно погаснет.

Цифровое мы будем вводить параллельно с тем, как в регионы придет цифровой сигнал, а люди обзаведутся либо новыми телевизорами, либо приставками.

ЗАЧЕМ НУЖЕН «МУЛЬТИПЛЕКС»

СПРАВКА «КП»

Мультиплекс - набор нескольких телевизионных каналов, передаваемых на одной частоте.

- А зачем нужно цифровое ТВ в системе «мультиплекс»? Ведь сейчас можно «Триколор» приобрести. Спутниковую тарелку и такую же коробочку-декодер купить в магазине и в любой деревне поставить. Это не более короткий путь? Народ говорит, зачем «мультиплексы» строить, раз – «Триколор» – и 200 каналов! А деньги примерно те же.

- У «Триколора» 5 миллионов домохозяйств. (То есть, домов и квартир, которые оснащены этой системой приема ТВ-сигнала. - А.Г.) В стране у нас их порядка 50 миллионов. Кто-то хочет годовую плату вносить, кто-то - нет. А наша задача - создать такую национальную сеть, которая бы не зависела от воли одного хозяина. Обанкротится завтра частная компания или повысит абонентскую плату - и кто ответит перед 50-ю миллионами домохозяйств?

- То есть сеть эта будет чисто государственная. И по стоимости для потребителя она все равно обойдется дешевле?

- Конечно. Коробка-декодер сейчас стоит полторы тысячи рублей, кратно дешевле комплекта для спутникового ТВ. А если купили новый телевизор, там уже встроен декодер и ничего приобретать дополнительно не придется.

- То есть, уже эту коробку не надо будет для нового телевизора покупать? Эти вещи остались не разъясненными...

- Мы о них постоянно говорим. Но даже если они попадают в новости, внимание на них не акцентируется.

С другой стороны, мы только с конца прошлого года начали информационную кампанию, посвященную этой теме. Нам же сначала нужно было ввести мощности, начать работу. Мы не торопились еще и потому, что по ходу дела меняли некоторые стандарты. Еще и поэтому информационный процесс придерживали. А так все накупили бы приставок, да не тех, и нам пришлось бы эти издержки компенсировать.

Сейчас в регионах уже идет популяризация этой темы, причем в нюансах. В Москве, Питере, других городах мы создали сеть консультационных центров - их будет много - куда можно прийти, получить необходимую справку, или по телефону вам подробно обо всем расскажут...

«... А теле-люк мы закроем»

- Регулярно падающие спутники как-то влияют на выполнение вашей программы?

- Частично, конечно, это сказывается. Тот спутник связи, который не удалось вывести на орбиту в августе прошлого года, должен был обеспечивать вещание на Дальний Восток региональных новостных и рекламных вставок. Так как спутника у нас сейчас нет, жители этого региона смотрят центральную рекламу и центральные новости.

То есть, телевидение есть, но региональный сегмент в том виде, в каком он должен быть, отсутствует.

- У «Комсомолки», кстати, из-за этого тоже неприятные казусы произошли. Мы договорились о телевизионной рекламе (речь о проекте «Великие художники»), которая должна была выходить в строго определенных городах. А рекламу эту выдали везде, вплоть до Чукотки и телезрителей ввели в заблуждение...

- Ситуацию эту будем исправлять. Мы иначе перераспределим по орбите те спутники, которые должны быть запущены в этом и следующем году. И постараемся этот люк закрыть. Вообще-то новые спутники нужны были для других целей. Но из-за всей этой неприятной истории, связанной с потерей космического аппарата, придется их «двигать».

***

- А как скоро цифровое ТВ охватит всю страну?

- Мы планируем, что реально это произойдет к 2015 году. Работа идет по плану, все необходимые объекты по стране для этого строятся, никаких особых проблем мы здесь не видим.

- Что нам в 2012-м по вашей сфере ждать для потребителей?

- У нас в стране должна заработать сеть связи четвертого поколения - полномасштабная. Что касается электронного правительства, мы в 2011-м связали все госорганы единой системой межведомственного электронного взаимодействия. В этом году мы должны ее двинуть в регионы, до муниципалитетов дойти. У нас большой и сложный год...

КСТАТИ

Про «пожарные» будки связи

- Вы во всех населенных пунктах поставили красные телефонные будки... Кстати, сколько их всего по России?

- Более 148 тысяч.

- Эта система работает? Что опыт показал?

- Да, система работает. В этом году будем ее совершенствовать. Уже создали единую информационную систему, по которой станет видно, где работает телефон, а нет.

Еще с прошлого года вводим дополнительную возможность, когда платит не звонящий, а тот, кому звонят. А в чрезвычайных ситуациях - для вызова «скорой помощи», пожарных, спасателей, напомню, звонок бесплатный.

- Да, это удобно потому, что в сельской местности не всегда можно купить карточку, чтобы звонить.

- Кстати, когда были пожары и сотовые вышки полетели, наши телефонные будки работали - большинство тревожных звонков было именно с наших таксофонов.

- Не зря их называют «пожарными».

- Дело не только в пожарах. Есть удаленные поселки, например, на Северном Урале, где это единственное средство связи. Вот мне рассказывали - там дело чести для мужиков - начистить холку каждому, кто посягнет на эту связь.

А вот на следующем этапе, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы везде была доступна сотовая связь. Мы на трассе ЧитаХабаровск модель эту отработали. Сотовики - частные компании, деньги считают, им не выгодно «тянуть связь» там, где это дорого обходится, да и потока нет. Мы их подталкиваем к тому, чтобы они в такие удаленные регионы шли вместе, то есть тянули не три линии, а одну, не три вышки ставили, а одну. Они по этой модели впервые заработали на трассе «Амур». Затраты оправдываются...

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ МИНИСТР

Как привязать «симку» к телефону?

- Речь идет не о том, чтобы привязать симку к телефону. А о возможности обеспечить сохранность телефонов по персональным цифровым параметрам – так называемому коду IMEI.

Если вы покупаете у солидного оператора мобильный аппарат и уверены, что это качественный продавец, можете попросить ваш телефон в специальной базе данных зарегистрировать. Добровольно. Для того чтобы в случае, если возникает проблема и аппарат будет украден или потерян, его можно будет по этому коду заблокировать. Но в стране много «серых» - то есть, поддельных аппаратов с одним и тем же кодом. Поэтому в случае блокировки такого «серого» телефона, могут выключиться еще целые партии подобных аппаратов.

То есть добровольной регистрацией в базе мобильного оператора мы предлагаем начать чистить наш рынок. Может быть, это будет сделано опять-таки не поголовно, а в добровольном порядке. Постепенно. И тогда тот, кто вам продал «серый» аппарат, в итоге будет нести определенную ответственность.

Можно ли укротить роуминг?

- В конце года о снижении стоимости роуминга все пообъявляли – и Мегафон, и МТС. Определенным образом операторы технически это решают. И некоторые европейские страны идут на контакт. Сейчас уже мы в положении нападающих, европейцы защищаются. Мы говорим: давайте сделаем так, чтобы все было по вашим нормам. Но они объясняют нам, что сначала им нужно у себя договориться. И уже год не могут нам внятного ответа дать.

Наши операторы и сами стали стоимость роуминга снижать. Но они же тоже не всесильны. Европейцы то, что теряют, как они считают, на своем внутреннем роуминге, пытаются добрать с внешних операторов. Мы пытаемся договориться, выработать какой-то принцип - как эти тарифы формируются, кто кому сколько платит. На уровне отдельных стран – Финляндии, Польши – переговоры идут очень неплохо.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Про фокусы с тарифами

- Игорь Олегович, есть в народе такие подозрения, что придуманы какие-то автоматы, чтобы 2-3 минуты по мобильнику поговорил, потом – раз – и связь пропала, и ты заново набираешь. И снова платишь по повышенному тарифу...

- Это не аппараты. Это случается, когда оператор снижает мощность базовой станции, чтобы энергию сэкономить. И у вас возникает разрыв связи. Конечно, им это выгодно, потому что тарификация с первой минуты самая высокая. И абонент каждый раз «влетает» в новый тариф. Такая уловка есть, я знаю, и операторы в ряде стран этим пользуются.

- А вообще вы их как-то на этом ловите?

- Ловим. Кстати, бывают очень неплохие примеры. В регионах, бывает, народ объединяется в такой «краудсорсинг», мы кидаем клич: ребята, сообщайте нам и местным властям, где у вас проблемы с сотовиками. Было несколько регионов, где собирали данные, потом приходили к операторам, говорили: у вас заявлено одно, по данным от пользователей – совсем другое. Конечно же, мы думаем, как эти вещи замерять, в том числе с помощью общественного контроля, и «фокусников» наказывать.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также