Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Экономика31 января 2012 22:00

Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Рахманов: «Не факт, что иномарки подешевеют после вступления России в ВТО»

Что изменится в автомобильной отрасли после вступления России во Всемирную торговую организацию [обсуждение]

Пройдет еще полгода, и Россия окончательно станет членом ВТО. Сразу после этого пошлины на ввоз новых иномарок снизятся с 30 до 25%, а затем в течение 7 лет будут плавно опускаться до 15%. Но подешевеют ли при этом машины? Выживет ли в этих условиях АвтоВАЗ? Все эти вопросы корреспондент «КП» и одновременно обладатель стопроцентной «японки» Евгений БЕЛЯКОВ задал директору департамента автомобильной промышленности Минпромторга России и владельцу «Форда» отечественной сборки в недавнем прошлом Алексею РАХМАНОВУ.

УКОЛЫ ШПАГОЙ ВМЕСТО УДАРОВ БУЛАВОЙ

- Алексей Львович, не сгинет ли отечественный автопром после вступления России в ВТО?

- Мы сейчас похожи на спортсмена, который долго тренируется перед Олимпийскими играми и наконец выходит на ринг. Конечно, наши парт-неры по спаррингу непростые. Они гораздо сильнее нас. Поэтому в рамках вступления в ВТО есть переходный период, в течение которого мы еще немного можем «потренироваться в овражке». И лишь затем выйдем на равный бой с противником той же самой весовой категории. В этом случае мы можем иметь какие-то шансы и рассчитывать на успех.

По мнению Алексея Рахманова, на стоимость машин сильнее всего влияет конкуренция, а не размер таможенных пошлин.

По мнению Алексея Рахманова, на стоимость машин сильнее всего влияет конкуренция, а не размер таможенных пошлин.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Кто наши соперники?

- Все основные рынки. Во-первых, Китай, который в ВТО уже десять лет и все это время активно сопротивлялся всем ограничениям, которые на него хотят наложить. Во-вторых, западные рынки - США и Евросоюз.

- Каких ударов нам стоит опасаться при вступлении в ВТО?

- Нам как потребителям бояться нечего. А вот для бизнеса, который пришел в Россию, есть некоторые риски. Во-первых, подержанные иномарки. Все крупные концерны в один голос говорят: если мы снова откроем границы для старых машин, то совершим самую крупную и непоправимую ошибку. Сейчас это будет сложнее, но мы придумаем, как с этим бороться. Тем более что в рамках ВТО мы должны научиться не бить по рынку булавой (то есть пошлинами), а переходить на точечные уколы шпагой. Во-вторых, прямой импорт новых машин. Конечно, он станет выгоднее из-за снижения пошлин. Но эти изменения в таможенной политике были известны уже с 2006 года. Поэтому инвесторы, работающие прежде всего в режиме промышленной сборки, их учли и заложили в бизнес-планы. К тому моменту, как пошлины упадут до минимума, локализация производства достигнет максимума.

- Что это значит?

- Суть локализации в том, чтобы основную часть деталей, из которых состоит машина, производить внутри страны. Зачем это нужно? Во-первых, тем самым мы развиваем отечественное производство автокомпонентов. Во-вторых, снижаем затраты производителей на логистику. Собираемые в стране машины должны быть конкурентоспособны прямому импорту автомобилей. Этот баланс мы и пытались выстроить во время долгих обсуждений в ВТО.

КОНКУРЕНЦИЯ СИЛЬНЕЕ ПОШЛИН

- Это все понятно, но людей беспокоят вещи более приземленные - цены-то упадут?

- Здесь нет прямой закономерности. Как показывает практика, цены на автомобили идут вниз, только когда начинается кризис. Так что даже после вступления в ВТО все будет определяться ценовой политикой концернов и спросом на автомобили. Поэтому я бы предостерег тех граждан, которые ожидают немедленного счастья. Модели меняются каждые 5 лет, у них появляются дополнительные свойства. Поэтому сколько человек заплатит за машину через год-два-три, зависит только от него самого и от того, что ему предложит рынок. За последний год средняя цена автомобиля, продаваемого в России, выросла до $23,5 тыс. И, как мне кажется, цены будут оставаться стабильными. Этому будет способствовать высокая конкуренция на рынке.

- Насколько она высока? АвтоВАЗ, например, недавно снова поднял расценки на свои машины…

- В России сейчас продается более 400 различных моделей автомобилей. При этом тех моделей, что продаются в объеме более 1000 штук, около 170. И на цены это оказывает куда большее влияние, чем изменение пошлин. Например, если еще один производитель запустит в России бюджетную модель, это снизит среднюю цену авто.

«ИМПОРТ БЫЛ, ЕСТЬ И ОСТАНЕТСЯ»

- В конце прошлого года подошли к концу все антикризисные программы: по утилизации и льготному кредитованию. И они пользовались небывалым спросом у россиян...

- По сути, эти программы были не столько антикризисными, сколько стимулирующими спрос для граждан с невысокими доходами.

- Продолжать их больше не собираетесь?

- Сейчас они не нужны. Прошлый год оказался крайне удачным для отрасли.

- Неужели скоро и импортировать ничего не придется? Может, все будем в России производить (вплоть до «Бентли» и «Майбахов»)?

- Импорт был, есть и останется. Невозможно удовлетворить широкий и теперь уже богатый спрос российских граждан только автомобилями российского производства. Даже в наших стратегических установках мы не планируем, что доля импорта опустится ниже 20%.

АВТОВАЗ НА РОЛЬ ЧЕМПИОНА НЕ ТЯНУЛ

- В начале 2000-х были споры: пускать иностранцев к нам на рынок или поддержать отечественного производителя...

- Мы, конечно, могли развивать некоего национального чемпиона, как «Пежо» во Франции. Но для этого у нас не было предпосылок: весь автобизнес был приватизирован и раздроблен. АвтоВАЗ на эту роль в одиночку не тянул. Для такого лидерства нужно производить 2 - 3 млн. автомобилей в год, при этом продавать их как в стране, так и за рубежом.

- А сейчас на экспорт мы сможем поставлять?

- Это следующий логичный шаг, который мы уже делаем. В прошлом году экспорт вырос на 30%. Конечно, львиная доля относится к странам СНГ. И я рад, что в экспортные программы попали те машины, которые мы собираем в режиме промышленной сборки. Чем дальше будет идти интеграционный процесс (в рамках Таможенного союза), тем выгоднее это будет для тех компаний, которые решили производить машины на территории России.

НАДО ВВОДИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

- Автолюбители боятся, что мы пойдем по пути Европы и начнем вводить высокие налоги на подержанные автомобили. Есть ли подобное в планах?

- Все эти вопросы связаны с обновлением парка. Этот вопрос нам неизбежно придется решать. Во-первых, города задыхаются от огромного количества авто на улицах. И для экологии лучше, если они будут новыми. Во-вторых, если не будет продаж новых автомобилей, производство себя никогда в жизни не окупит. Поэтому нужно стимулировать обновление автопарка. Но эти меры должны быть системными. Мы планируем вводить экологический налог (он должен полностью заменить транспортный). Также в планах внедрить различные коэффициенты ставок, страховок и иных обязательных платежей в зависимости от возраста машины. Сразу же оговорюсь: у нас нет задачи наказать российских граждан, которые ездят на старых машинах. При этом есть социальные проблемы, а есть экологические. И те и другие надо решать. Так что будем искать компромисс и постараемся делать эти шаги аккуратно.

Давайте обсудим!