Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество21 марта 2012 22:00

Вместо нар электронные браслеты

«Комсомолка» выяснила, стала ли гуманнее система исполнения наказаний [видео, обсуждение]

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) приступила к массовому применению электронных браслетов. В начале января в России было 1400 осужденных, снабженных устройствами слежения. К сегодняшнему дню эта цифра выросла почти втрое. «КП» выяснила, как действует эта система и как живется обладателям таких электронных «украшений».

ШЕСТЬ ОКОЛЬЦОВАННЫХ

Заместитель начальника отдела исполнения наказаний по Центральному административному округу столицы Юлия Шульга открывает на компьютере карту Москвы. На ней точки и линии появляются и пропадают, рисуя причудливые узоры. Наводишь курсором, всплывает окно с координатами, фамилией и временем, когда обладатель фамилии в этих координатах обозначился. Словно в шпионском боевике, когда суперагентам удается поставить на машину предателя «жучок».

Юлия Шульга может следить за подопечными в режиме реального времени...

Юлия Шульга может следить за подопечными в режиме реального времени...

- Вот эта прямая линия означает, что человек пропал, а потом появился, - объясняет Юлия. - Вообще-то мы должны тут же связаться с объектом и прояснить, почему он выпал из поля зрения. Но ведь и так ясно, что он был в метро. Мы знаем, где он живет, где работает. И если он в 8.30 пропадает у одной станции, а всплывает у другой, понятно, что он ничего не нарушает.

Юлия - «большая сестра». В том смысле, что она следит за тобой. Если, конечно, на твоем теле закреплено последнее чудо техники - неснимаемый браслет, какими одаривают осужденных к ограничению свободы. Такой вид наказания появился в России в 2010 году. Техническое оснащение отстало - система слежения в Москве, к примеру, появилась только осенью прошлого года. С тех пор Юлия Шульга обязана следить, чтобы ее подопечные не покидали выделенную им территорию. Как правило, судьи определяют ее в границах муниципального образования. Но встречаются и экзотические вердикты. Например, находиться дома в ночные часы. Или не приближаться к увеселительным заведениям, школам и детским садам. Браслет не обманешь, на карте видно, где и сколько времени провел «объект», а запретные зоны обозначаются красным. «Большим братьям» даже у компьютера сутками сидеть не нужно. Пришел утром, просмотрел историю передвижений... Если что не так - осужденному предупреждение. Пару предупреждений, и все - на зону.

...на экране компьютера отображается каждый шаг осужденного.

...на экране компьютера отображается каждый шаг осужденного.

В Центральном округе столицы объектов слежения пока только шесть. Это «пионеры», они получили браслеты в конце прошлого года. Для некоторых это стало личной трагедией.

- Все соглашаются, что с браслетом ходить лучше, чем сидеть в колонии, - говорит Юлия, - но все равно переживают. Первым был молодой парень, совсем мальчишка. Загремел по глупости за наркотики. Так он чуть не плакал. Оказалось, у него девушка даже не знала, что он осужден. А с браслетом это никак не скроешь. Вот и расстались они. Даже мы переживали за всю эту «Санта-Барбару».

ЛУЧШЕ ПЛОХО ДОМА, ЧЕМ ХОРОШО НА ЗОНЕ

Получить бесплатный браслет можно за преступление небольшой степени тяжести. Мелкая кража, хулиганство и драка без последствий. Все, за что Уголовный кодекс предусматривает не больше двух лет лишения свободы. Есть и другой путь - когда ограничением свободы заменяют часть реального срока. Так было с Денисом (имя изменено), жизнерадостным мужчиной лет пятидесяти. Мы долго думали, где встретиться. Дома он не хотел - зачем волновать семейство. В кафе тоже не очень - представляете картину, когда прямо за столиком человек задирает штанину и демонстрирует полученное во ФСИН «богатство». В итоге встретились в редакции.

- Окольцованным быть, конечно, не самое приятное состояние, - говорит Денис, - но лучше плохо сидеть дома, чем хорошо на зоне. Это я на своей шкуре испытал.

Очки в тонкой оправе, дорогие костюм и часы. Денис постоянно сбивается на подробности своего дела, хоть мы и договорились в него не вдаваться. В 2004 году он, преуспевающий бизнесмен, владелец нефтяной компании и нескольких объектов коммерческой недвижимости, сел на 8 лет за мошенничество. Якобы продал акции на гигантскую сумму, деньги взял, а акции не отдал. Что было на самом деле, не разберешь, но тогда Денис лишился всего, в том числе и свободы. Теперь для него слова «шконка» и «хата» так же близки, как и дебет с кредитом.

В СИЗО и на зоне Денис провел три года. После этого удалось перебраться в колонию-поселение. Это называется «перережимливать» - то есть облегчать режим за хорошее поведение и другие заслуги. На новом месте Денис устроил для колонии несколько выгодных подрядов и в итоге добился, чтобы ему разрешили снимать избушку за территорией лагеря. «Все по закону, есть и такая форма исправления», - словно боясь чего-то, не раз повторяет он.

- Когда в законе появилось это ограничение свободы с браслетами, мы в зоне не поверили, - вспоминает Денис, - какие браслеты, что ты. Разве ж наше государство когда-нибудь пойдет для нас на такие траты! А потом вдруг меня перережимливают. Это было в марте прошлого года. Я думал, переведут на исправительные работы. А судья сама говорит: «Ну где же мы тебе должность гендиректора найдем? Нет уж, давай-ка на ограничение свободы и сам себе работу ищи». (По закону осужденному на исправительные работы обязаны предоставить место в соответствии с его квалификацией. - «КП».) Так что в апреле я был уже дома. Теперь работаю в строительной фирме.

Как осужденным на домашний арест живется под неусыпным контролем

Как осужденным на домашний арест живется под неусыпным контролем

Фото: ТАСС

РАЗРЯДИШЬ УСТРОЙСТВО - СЧИТАЙ, ПОБЕГ

Денис поднимает штанину на левой ноге. На голени над носком - черное пластмассовое устройство, напоминающее дешевые китайские часы. Только времени они не показывают: то, что кажется циферблатом, - это системный блок с датчиками и радио-станцией.

- Мне кажется, что браслет - это что-то вроде RFID-метки, какие в магазинах к одежде крепят, - объясняет окольцованный. - Если ты шмотку вынести пытаешься, то система на выходе начинает пищать. Вот и здесь так. Жить он, в общем-то, не мешает. В нем и мыться можно спокойно, даже в сауне сидеть. А вот в большую парную не получится. Потому что туда не пронесешь второй девайс, который всегда должен быть рядом с браслетом.

Денис достает из портфеля небольшую черную коробочку, похожую на мобильник конца прошлого столетия. У него даже зарядка от «Нокии». Это «мобильное контрольное устройство» выполняет роль рамки в магазине. Удаляться от него более чем на 15 метров запрещено.

- Если дальше отойдете, ногу оторвет? - неудачно пошутил я.

- Нет, конечно, - неожиданно серьезно ответил Денис. - Устройство просто передает сигнал тревоги, потом отписываться замучаешься. На Новый год был случай, когда мобильная связь рухнула и все мы пропали с экранов их радаров. И даже тогда нас вызывали и заставили писать объяснения. Так что для меня забыть эту штуковину где-нибудь - это страшный сон. Или разрядить. Это же побег, провокация! Зарядки, кстати, хватает только на 8 часов. Неудобно. Бывает, замотаешься, а потом смотришь - аккумулятор на нуле. Сразу все бросаешь и бежишь к ближайшей розетке. А если я эту штуку потеряю, то мало не покажется. Чуть ли не 100 тысяч рублей штрафа взыщут.

70 ПРОЦЕНТОВ - ВЫПОРОТЬ ДА ВЫГНАТЬ

В браслет встроены плата с микросхемами и батарейка, которой хватает на 3 года. Правда, если часто выходить на мороз, разрядиться она может быстрее. Система должна предупредить о низком заряде за 72 часа. Но в России еще не села ни одна батарейка.

Мобильное контрольное устройство - тоже довольно сложный агрегат.

- Каждая пара «устройство - браслет» обладает индивидуальными характеристиками и реагирует только друг на друга, - говорит Елена Зарембинская, начальник Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России. - В них уникальное оборудование и программная прошивка. Браслет и эта, как вы говорите, коробочка постоянно обмениваются информацией. В случае возникновения любой внештатной ситуации сразу идет сигнал на пульт. Так что стоимость устройств сопоставима с зарубежными аналогами. А осужденный в случае порчи будет платить только за причиненный ущерб. Сам браслет, например, стоит не более 10 тысяч рублей.

По словам начальника отдела исполнения наказаний по ЦАО столицы Елены Волкорезовой, пока действуют только браслеты, которые крепятся на ногу.

- Женщин, осужденных к ограничению свободы, у нас пока не было, - говорит Елена, - но если будут, то с юбками им придется на время попрощаться. Не будешь же каждому объяснять, что это у тебя на ноге такое.

Случаев, когда кого-то освобождали от браслета, в отделе исполнения наказаний ЦАО еще не было. Просто еще никто не доносил его «до звонка». По словам Елены Волкорезовой, на первое освобождение наверняка соберется весь отдел. Какого-то торжества не планируется, но тем не менее. Я предложил Елене включать освобождающимся хотя бы «Прощание славянки». Она обещала подумать.

Денису браслет предстоит носить еще 10 месяцев. Когда закончится его срок, он сможет наконец-то съездить на дачу. Или на море. В остальном же к тому моменту он успеет полностью встроиться в систему вольной жизни.

- Сейчас на зоне большинство тех, кому там не место, - уверен он. - Есть, конечно, убийцы, воры, грабители, которых отпускать нельзя. Их все знают: и кум (оперативный работник колонии. - «КП»), и хозяин (начальник колонии. - «КП»). А остальные... Слышали, чтобы кого-нибудь приговорили за мешок картошки? Это уже как анекдот воспринимается. Но на самом деле такое в нашем отряде было. Мужик украл такой мешок, его поймали. Но следователю ведь галочка за тяжкое преступление нужна. Вот он и оформляет мешок не как картошку, а как 20 килограммов посевного материала. А это уже другая статья и другой срок. Пять лет мужик получил. И таких примеров масса. Так что 70 процентов - выпороть да выгнать.

Закрепленный на ноге браслет не виден для окружающих...

Закрепленный на ноге браслет не виден для окружающих...

Я смотрел на Дениса и думал, что это как раз тот человек, для кого затевалась либерализация наказаний за экономические преступления. Я не знаю, украл ли он деньги или его осуждение - ошибка. Но после того, как у него забрали все, его точно не стоило отправлять на зону. Если бы он последние семь лет проходил в браслете, это было бы для него достаточным наказанием. А общество, от которого его изолировали, этого бы и не заметило. Ведь Денис привык прятать свой браслет под носком.

...он состоит из системного блока (1), в котором находятся датчики разрыва и вскрытия, а также приемопередатчик, постоянно обменивающийся информацией с контрольным устройством. Ремешок (2) имеет проводящий сердечник. Соединенный однажды, он должен остава

...он состоит из системного блока (1), в котором находятся датчики разрыва и вскрытия, а также приемопередатчик, постоянно обменивающийся информацией с контрольным устройством. Ремешок (2) имеет проводящий сердечник. Соединенный однажды, он должен остава

КСТАТИ

«Электронику» вместо зоны получили 4000 россиян

За рубежом браслеты для контроля за осужденными используются уже давно. Первопроходцами были Великобритания и США. Например, в сериале «Доктор Хаус» его носил главный герой, осужденный за употребление наркотиков. Так что российские браслеты - это приведение российской системы исполнения наказаний к общемировым стандартам.

По данным ФСИН, электронные браслеты применяются уже в 60 регионах страны. С 10 января 2010 года, когда данный вид наказания появился в Уголовном кодексе, к нему были приговорены более 20 тысяч человек. По состоянию на 1 января 2012 года на учетах уголовно-исполнительных инспекций состояли 13,7 тысячи осужденных к ограничению свободы. Электронные браслеты достались почти 4 тысячам осужденных.

- Применение браслетов - это часть большой программы по гуманизации системы наказания, - говорит Елена Зарембинская, начальник Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России. - Старт этой программы был дан на Госсовете в 2009 году. Основная цель - сделать так, чтобы за решетку не попадали люди, исправление которых возможно и на свободе. Плюсов в этом масса. Люди работают и имеют возможность содержать семью. Кроме того, невозможно подсчитать, сколько преступлений останется несовершенными только потому, что человек не попал в уголовную среду и не впитал ее субкультуру. Конечно, это еще и дешевле для государства, чем держать людей за решеткой.

А что вы думаете о таком гуманном наказании? Давайте обсудим!