Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Политика23 апреля 2012 22:00

Губернатор Кировской области Никита Белых: «Нельзя считать всех чиновников козлами!»

Политический обозреватель Владимир Ворсобин поехал на Вятку, посмотреть - как там строится гражданское общество [видео]

Недоверчиво разглядывая гриппозно-мокрый Киров, не мог понять - он на самом деле изменился или я подсознательно что-то ищу... Что-то утешительное. Что по идее уже давно должно быть, но - вот какая обескураживающая штука! - все нет и нет...

За 3,5 года либерал-губернаторства (да, журналистский штамп - но, может, пора монаршую привычку «приручать полезных либералов» превратить в эту официальную должность?) Никиты Белых я в Кирове в третий раз. Третье интервью с губером, который надеется построить гражданское общество в отдельно взятом уголке России...

Об этом я с надеждой писал в 2009-м, когда Белых только вступил в должность. Потом - когда здесь появилась Мария Гайдар... И уже было понятно - у либерала с обществом что-то не заладилось.

«Более деструктивного, несговорчивого, неадекватного и тупого института, чем общество, не существует!» - с размаху пнул тогда он избирателя, виноватого в том, что (по словам Никиты Юрьевича) «сидит на кухне да шляется по улицам».

И вот апрель 2012-го...

Перед отъездом купил себе в киоске медаль. Деревянную. Заслужил. Называется «За посещение Вятки». Прошелся по знакомым улицам... Вспомнил пророчество местного предпринимателя Азиза Агаева трехлетней давности. Дескать, новый губернатор обязательно встанет перед выбором «убеждение или система».

«Система постепенно продавливает человека. Команду надо менять полностью, иначе спеленает Никиту вятский чиновник!» - говорил Агаев.

Впрочем, думал я, политик - та же акварель. Все зависит от точки зрения. Смотришь издалека - вроде симпатично! Подходишь поближе, думаешь: боже, да тут мазок на мазке!

Вот и Вятка, с одной стороны, и при либерале осталась обычным среднерусским городом, где снег сходит вместе с асфальтом, где местные водилы при слове «губернатор» дерзко поминают маму, низкую зарплату, пенсии и другие среднерусские беды (относящиеся, правда, к полномочиям федерального центра). А местные олигархи-монополисты (кировские романтики надеялись, что губернатор объявит им бескомпромиссную борьбу) пышут уверенностью в своих силах. Недавно они со скандалом овладели гордумой - как уверяют злопыхатели, с помощью местной ЦИК, на чьи художества прогрессивный губернатор тактично закрыл глаза.

Но, с другой стороны, те же олигархи пошли на компромисс, подвинулись, в городе появились федеральные торговые сети вроде «Метро», «Пятерочки», «Карусели», отчего цены на продукты упали. Дороги стали ремонтироваться чаще. На улицах появилась плитка...

То есть обыкновенное губернаторство, хитро сотканное из компромиссов и суровой грязноватой правды жизни.

- А где же общество, за которое планировал взяться либерал Белых в уже далеком 2008-м? - спросите...

А это загадка.

Общественная палата, когда-то созданная по инициативе губернатора, проводит сонные заседания по таким животрепещущим темам, как подсчет тиражей местных газет.

Попытки власти привлечь граждан к диалогу проваливаются одна за другой («На открытые слушания бюджета пришли четыре человека!» - возмущается в блоге губернатор).

Никита Белых призывает общество заняться самокритикой и «на примере каких-то мерзавцев не считать всех, кто у власти, негодяями».

Никита Белых призывает общество заняться самокритикой и «на примере каких-то мерзавцев не считать всех, кто у власти, негодяями».

Даже появление в области миллиардера Александра Лебедева, ставшего депутатом от маленького села Ильинского Слободского района (то ли из-за желания бизнесмена выращивать здесь картошку, то ли из-за надежд проникнуть в Совфед «по-матвиенковскому» пути), было встречено народным ворчанием. Хоть Лебедев и купил компьютеры в местную школу - селянам все мало. Они ждут обещанного ремонта разрушенной красавицы церкви и в ожидании затерявшегося где-то между Москвой и Лондоном депутата собирают по дворам деньги на ремонт кладбищенской ограды.

Кстати, охлаждение миллиардера к Ильинскому, возможно, спровоцировал опять-таки злостный вредитель - вятский люд. Попытка привлечь Лебедева к строительству муниципального жилья вызвала волну публикаций в колючей кировской прессе. Дескать, Белых дает московскому другу заработать.

И Лебедев обиделся. Ответил: «Раз так, то стройте сами!»

В общем, общество снова вывело губернатора из себя.

Миллиардер Александр Лебедев получил трогательный статус депутата районной Думы.

Миллиардер Александр Лебедев получил трогательный статус депутата районной Думы.

«С одной стороны, часто слышу: «Как ты мог пойти во власть? - написал он недавно в своем блоге. - Там же одни бездельники, взяточники и упыри». С другой: «Как ты можешь взаимодействовать с «гражданским обществом»? Там же только горлопаны и бездари?»...

Есть такой анекдот: «Вы видите микробов под ободком унитаза каждый день. А представьте, что видят они!» Так складывается, что власть судит об обществе и общество о власти по не самым достойным и репрезентативным представителям этих категорий».

- Никита Юрьевич, вы опять плеснули воду в улей общественного мнения.

- Делаю это сознательно и с нескрываемым удовольствием.

- Зачем?

- Я слишком люблю общество. Хочу жить в стране, за которую испытываешь чувство реальной гордости и неподдельного пиетета (здесь мы не говорим о нашей славной истории - ну сколько можно гордиться тем, что мы внуки и правнуки, надо самим что-то уже предъявить!). Путь длительный, болезненный. И тут нужна помощь общества... Меня насторожили декабрьские события. Разрастающаяся гражданская активность оказалась канализирована в деструктивный несамокритичный протест.

- А протест разве может быть самокритичным?!

- Ты можешь быть недоволен действиями власти, но ты все равно должен понимать пороки, которые царят внутри тебя самого. Ведь попытка свести все проблемы развития страны к тому, что у нас плохая власть, чреваты тем, что замена персонажей на капитанском мостике не даст ровным счетом ничего. Мы любим цитировать Шварца, но редко смотрим фильм «Убить дракона». Ну придет другой дракон. Если само общество не изменится, то говорить о каком-то развитии страны невозможно.

- Подождите - получается, Болотная поторопилась с требованием перемен? Потому что ей надо сначала «посмотреть на себя»?

- Я говорю даже не о Болотной. Я говорю о послевкусии этих событий. Если сейчас написать в Интернете хоть что-то нейтральное о власти, да тебя смешают с дерьмом! Тебя просто сожрут, растерзают, изнасилуют! Посмотрите мой блог - да, я иногда провоцирую читателей. Пишу: ну да, конечно, власть - это плохо, а общество - оно, разумеется, исключительно хорошее и позитивное. И начинаю приводить примеры из жизни. Обсуждаем, например, в правительстве проблемы безопасности дорожного движения и обнаруживаем, что на отремонтированных участках дорог резкий рост ДТП. А все потому, что народ тупо гоняет на тех участках, на которых раньше ездил аккуратно, объезжая каждую ямку и колдобину. В этом власть тоже виновата?

Когда я прихожу вправить себе спину в больницу - там стоят очереди. Врачи-травматологи говорят: вы зря горки в городе построили. Народ напивается и расшибает лбы. Если раньше страдали от петард, теперь проблема - переломанные носы на «пьяных» горках. И дальше звучит фраза: не стройте их Христа ради - народ покалечится!

- Кстати, в Сети уже пишут: «Белых уже понял, что власть занимается делом». Дескать, вы выздоравливаете. У вас уже нет романтизма четырехлетней давности, и теперь ваша критика направлена на оппозиционно настроенных граждан. Так получается?

- Нет, не так. Я вообще не склонен к обобщениям, мне не нравится лозунг «Чиновники - жулики и воры». Это из серии: все бабы - дуры, все мужики - сволочи. Среди чиновников есть много порядочных, компетентных, культурных, образованных людей, которые с утра до вечера занимаются делом, направленным на развитие региона. Но они работают в жуткой ситуации - кругом царит презумпция виновности чиновника. Мне знакомые говорят: наши дети боятся в школах даже заикаться о том, что папа работает в администрации, в правительстве...

- Никита Юрьевич, но может, чиновники сами виноваты? Управляли бы страной хорошо, народ, глядишь, и отнесся к ним ласково.

- Готов за все свои действия в качестве чиновника отчитаться, что я регулярно делаю. Я знаю многих моих коллег, которые готовы за каждый свой день работы на госслужбе ответить. Они-то в чем провинились? Мой брат родной - прокурор (в Пермском крае. - В. В.) удивляется: какая должна быть мотивация, когда я каждый день читаю, смотрю, что все прокуроры мерзавцы, взяточники и негодяи?!

- А за что их любить?! Если люди стоят в очереди, чтобы получить справку? И наши люди прекрасно знают, что практически все на Руси можно сделать за взятку!

- То есть общество на примере каких-то мерзавцев считает, что все чиновники негодяи... Но что мне думать тогда об обществе, когда мне от его лица пишут не совсем здоровые люди: «Ваш заместитель пытал меня, хотел выведать рецепт сыра, который я произвожу». И ты думаешь, как ответить. Или ходят ко мне инициативные группы граждан, задающие одни и те же вопросы, ответы на которые можно найти в Интернете…

Кстати, пример - мне в блоге написали: давайте памятник Цою в Кирове сделаем. Давайте. Что нужно? Деньги нужны. Ладно, я тоже очень люблю Цоя. Половину денег на памятник даю я лично, а половину вы всем обществом собираете. И они пропали!

Или когда деятели, называющие себя оппозицией, приносят мне венок!

- Зачем?! Они вас хоронят?

- Понятия не имею! Видимо, так проявляют свое гражданское самосознание. Но я же не делаю вывод о том, что общество олицетворяют эти странные персонажи с венком!

- Такое впечатление, что вы к этому уже склоняетесь.

- Нет. Просто человек не должен формировать свое представление о власти исходя из того, что ему нагрубили в жэке: дескать, вы все козлы, все на капитанском мостике моральные уроды.

Но диалог с обществом пока сводится к одному - выполнит бизнесмен обещание восстановить церковь в селе Ильинское или нет.

Но диалог с обществом пока сводится к одному - выполнит бизнесмен обещание восстановить церковь в селе Ильинское или нет.

- А что ему делать?

- Да, согласен, так устроена природа человека, что он реагирует на негатив. Работают, например, светофоры, у вас мысли не возникает: как же это здорово! Но когда вы натыкаетесь на сломанный светофор, злитесь: козлы, светофор починить не могут! Когда у тебя дома бежит вода, горит свет, ты же не выходишь на митинги со словами: ура, спасибо работникам ЖКХ!

- Чем все это может закончиться?

- Не хочу использовать термин «гражданская война», но идет эскалация протеста, которая непонятно чем закончится. Уже сформировано тотальное недоверие, а может, даже ненависть общества к власти. У власти к обществу отношение зеркальное. Я часто спорю с коллегами по демократическому движению. Хочу сблизить позиции, уйти от конфликта. И по принципу «худой мир лучше доброй ссоры» предлагаю искать компромиссы.

После Болотной и Сахарова я почувствовал - растет та часть общества, которая исходит из принципа «чем хуже, тем лучше». Они не видят возможности сотрудничать с властью и сознательно идут на обострение ситуации, на раскол в стране.

- Вы же понимаете оппозицию, так как вышли из нее. Тактика «чем хуже, тем лучше» была у нее всегда.

- Это не так. В оппозиции очень много грамотных, адекватных людей, некоторые мыслят так же, как я.

- Думаю, вы сейчас говорите о таких, как Явлинский. Но это оппозиционеры старой волны. Новая - несистемна абсолютно. Возьмем Навального, Удальцова, Яшина. Оппозиция радикализируется.

- Оппозиция просто отвечает на запросы общества. А оно - да, радикализуется. Мне приходилось выступать перед площадями, и это незабываемое ощущение энергетики этой толпы. И ты понимаешь, чего она ждет от тебя. Настоящий политик прекрасно чувствует народ. Если площадь потребует, чтобы политик кричал «распни его», он это сделает. И это вопрос радикализации общества. И это страшно.

- Ваше отношение к оппозиции изменилось?

- У Жюля Верна в «20 000 лье под водой» персонаж Консель, как бы сейчас сказали, стебался над гарпунером Недом Лендом. Он говорил: Нед, вы всю жизнь охотитесь, а знаете вообще, на какие виды, подвиды и классы делятся рыбы? Тот отвечает: все рыбы делятся на два вида - съедобные и несъедобные, другая классификация меня не интересует. Так вот, и среди политиков классификация - либерал, социалист, консерватор - смысла почти не имеет, просто есть те, кто готов брать на себя ответственность, и те, кто не готов. Например, та же Мария Гайдар согласилась взять на себя ответственность за неблагодарный участок работы - что бы ты ни сделал, будешь оплеван. А кто-то, как Алексей Навальный, не стал этим заниматься (ему много раз это предлагалось). Вот и вся разница. Я не говорю, что он плохой, просто у него другое амплуа.

- Но критики власти тоже нужны.

- Приведу пример. Я много времени посвящаю публичным слушаниям. Но когда в ходе обсуждения бюджета встает человек и говорит: я считаю, что бюджет неправильный, все не так, это не то… Однажды (я каюсь) попросил налоговую службу дать справку по этому человеку. Оказалось, на него зарегистрировано четыре фирмы и ни одна из них не заплатила ни копейки налогов. И как я должен к нему относиться?

- А если он все-таки прав?

- Я искренне считаю, что если ты, например, не платишь налоги, то ты с большим трудом можешь называться гражданином.

Еще приведу пример. Когда один из ярых борцов с коррупцией в резюме, которое он направляет, пишет, что готов получать зарплату в конверте. И он будет говорить о борьбе с коррупцией?!

- Мы с вами четыре года назад говорили ровно о том же. Вы ругаете общество, тормошите его. Почему оно не меняется?

- Я его не ругаю... Просто тормошить его придется еще десятилетия. Проблемы заложены в менталитете, к сожалению… Я не буду говорить банальности про Моисея, который водил евреев 40 лет по пустыне, пока не умрет последний, кто видел рабство... Но если человек всю свою жизнь провел в стиле «дайте мне то и то и ни о чем меня не спрашивайте», то три-четыре года - это слишком малый срок. Но путь надо пройти.

- Вы заявили, что, как только будет принят закон о выборах губернаторов, вы первый, кто подаст в отставку, чтобы переизбраться всенародно.

- Подтверждаю - я это сказал.

- Но как же с этим обществом проводить выборы губернаторов? Оно же, по-вашему, не готово.

- А оно никогда не будет готово, если не давать ему возможность выбирать. Не надо было выборность губернаторов отменять в 2004 году. Сейчас неадекватных губернаторов уже бы не избирали - народ бы получил тот необходимый багаж знаний и опыта. Сейчас мы снова на стартовой позиции. Не бывает так, что тему закрыли, а через 10 лет ее открыли - и все такие красивые, умные, ходят в галстуках, не сморкаются. Через проблемы надо пройти.

- И как избранный губернатор Белых будет отличаться от назначенного?

- Надеюсь, что никак. Я не считаю, что у меня есть какой-то отрыв от населения. Другое дело, что, наверное, как-то должно измениться отношение самих жителей к главе области, которого они сами избрали.