Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Политика30 мая 2012 22:00

«Комсомолка», проведя экскурс в историю, выяснила: Новый министр связи Николай Никифоров - самый молодой в истории России

Наши корреспонденты сходили в гости к 29-летнему «министру-вундеркинду» [видео]

Мы встретились с Николаем Никифоровым в зале коллегии Минком­связи. Когда министр сел в кресло напротив нас, он специально, как нам показалось, поддернул рукав пиджака - так, чтобы был виден циферблат наручных часов, на который он изредка поглядывал, стараясь делать это незаметно. («У вас 30 минут», - шепнула нам пресс-секретарь министра Елена Лашкина.) На стол положил два мобильных телефона с отключенным звуком. На них он тоже иногда мельком бросал взгляд.

«С мамой буду видеться еще реже»

- Скажите, вот у вас уже трое детей, да? Какого они возраста?

- 6 лет, 4 года (скоро будет) и 8 месяцев младшему (см. фото).

- Вы уже семью перевезли в Москву?

- Нет еще, в процессе. Я думаю, что для семьи это на самом деле гораздо большее даже испытание, чем для меня.

- Жена у вас тоже из этой сферы?

- Был такой период. А сейчас... Ребенку 8 месяцев - это еще такой срок, когда очень много внимания, в хорошем смысле, отнимает малыш… (Улыбается.)

- Вы как часто видите их теперь?

- Я сейчас занимался передачей дел в Казани. Думаю, что в эти выходные тоже буду здесь. (Никифоров, видимо, имел в виду, что снова поедет в Казань. - Авт.) А потом уже посмотрим, кто за кем и куда будет перемещаться…

- А мама как восприняла ваше назначение? Она вам звонит или вы ей звоните?

- Конечно, были звонки. А когда я приехал в Казань, у нас был хороший семейный обед, мы все там - близкие - собирались… Здесь такие смешанные чувства (немного смущается). С одной стороны, грусть, что будем еще реже видеться, и так не виделись, даже при том, что жили в Казани…

- Но наверняка есть и тревога матери?

- Ну конечно... У меня же и ответственность огромная. И федеральный уровень сложный. Вообще Москва - город сложный сам по себе...

«Многие не верят... Но я правда не знал, кем меня назначат»

- Есть ли какие-то аналоги, были ли 29-летние министры у нас в стране?

Никифоров пожимает плечами.

- А вам это не интересно - по чьим стопам вы идете?

- Честно говоря, нет. Понятно, что это (назначение на должность министра в 29 лет. - Авт.) вызывает некий там общественный резонанс… Хотя вот в 27 лет мне пришлось стать заместителем премьера Республики Татарстан. Кстати, на несколько месяцев моложе меня была Мария Гайдар, когда ее назначили замгубернатора Кировской области.

- Но она же Мария Гайдар! А род Никифоровых в Казани, насколько нам известно, извините, не такой уж знатный.

- Слухов разных много (по поводу того, почему именно Никифорова поставили на министерство. - Авт.). И как-то моих родителей связывают с могущественными спецслужбами (иронично улыбается). Или последний слух, что моя супруга - родственница Дворковича (Аркадий Дворкович - вице-премьер правительства, курирует Минкомсвязи. - Авт.).

- Вот, уже лучше… (Это мы тоже иронизируем. - Авт.)

- (Уже серьезно.) Но никакого подвоха, никакого секрета здесь нет.

- Может, тогда расскажете о своих родителях...

- С радостью! Они окончили вузы. Мама работает бухгалтером. Папы, к сожалению, уже нет. Он работал всегда по профилю такому метрологическому, занимался вопросами учета нефти, газа, у него были частые командировки куда-то на Север далеко… Зачастую с Севера что-то привозил.

- А что? Мороженую рыбу, ягоды?

- Да книги там какие-то, игрушки. У нас обычная семья.

- То есть нам надо признать, что вы вундеркинд, гений - и все?

Никифоров терпеливо выслушивает надоевший, наверное, уже вопрос. Улыбается. Тогда мы заходим с другого бока.

- И как вы узнали, что будете министром?

- Многие мне не верят, но итоговое решение я узнал, собственно, оно стало очевидным, когда мы сели уже за стол в зале совещаний президента в Кремле. Но, честно говоря, я не рассматривал высокую вероятность именно такого назначения.

- Вот мы сидим в зале коллегии Минкомсвязи. Между прочим, здесь, в вашем министерстве, все старше вас, некоторые - и больше чем на 20 лет. Насколько психологически вы готовы к работе?

- Никакой проблемы нет. Это нормальная практика. Мне кажется, мы излишне драматизируем вот этот вопрос разницы возрастов или что-то еще. Очень важно, чтобы людей ценили не по таким формальным критериям, как возраст, цвет глаз или что-то еще, а просто по реальным делам.

- Когда вы пережили самое большое эмоциональное волнение, связанное с новым назначением? Вот что больше всего вас впечатлило?

- (Задумывается буквально на секунду.) Сложно сформулировать… Мне кажется, что на уровне такой работы стараешься как-то эмоции отключить и действовать достаточно без­эмоционально.

- Да вы совершенно не выглядите человеком, придавленным какой-то страшной ответственностью.

- Считаю, что эмоции как бы здесь неприемлемы... (Все же незаметно вздыхает.) Тут работа, тут ответственность - надо дело делать.

- Вы спортом занимаетесь каким-то?

- Ну так, в спортзале бываю, стараюсь держать себя в форме. Занимаюсь, но без фанатизма.

Никифоров смотрит на часы. И мы понимаем, что пора подключать «серьезные вопросы».

О сфере трений, боданий и «битве гигантов»

...Когда мы перешли уже к следующей - сугубо деловой - теме, Никифоров, как нам показалось, вздохнул с облегчением. И, видимо, экономя время, заговорил очень быстро. И окончания длинных слов - тоже, наверное, из экономии - не договаривал. Такие были немного как бы сокращенные ответы. Кстати, именно на эту особенность речи министра обратила внимание и наша редакционная стенографистка Наталья Павлова, которая тем не менее все дословно расшифровала. (За 35 минут мы наговорили 20 тысяч 955 знаков. Представляете, какая скорость?!)

- Вот вы сейчас входите в ту сферу, где происходит большое количество серьезных трений, боданий… Ведь Минкомсвязи - по деньгам, которые крутятся в этой сфере, - наверное, сопоставимо разве что с Газпромом.

Никифоров внимательно нас слушает - не перебивает. Только слегка кивает головой и улыбается немного скептически: дескать, ну-ну, какую еще страшную картину его будущего нарисуют журналисты.

- Вы как-то погружаетесь в «битву гигантов», которая идет? И насколько уверенно здесь себя чувствуете?

- К сожалению, для экономики России вклад отрасли коммуникации и связи, просто в наш даже валовой внутренний продукт, пока все-таки значительно меньше, чем ваша оценка, по сравнению с Газпромом или с нефтегазохимическим комплексом. Я в хорошем смысле говорю «к сожалению», потому что это потенциал роста. Если мы смотрим на Россию, сегодня это примерно 4% ВВП. Если взять нескольких крупных игроков - не секрет, что это не монополия ни в коем случае, это олигополия. И это нормальная рыночная ситуация. Она в каком-то смысле объективна.

А наша задача как государственного регулятора - конечно же, занимать четкую, ровную позицию по отношению ко всем участникам рынка. Именно такой наказ, кстати, дал мне президент Путин, когда проходили предварительные встречи и собеседования, давайте так это назовем. И именно этой установки я собираюсь очень строго придерживаться. Потому что убежден, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, мы должны соблюдать свои функции госрегулирования и ни в коем случае не забывать о том, что мы люди государственные, мы в конечном итоге работаем для государства, для населения.

- А много было сюрпризов каких-то, которые вас удивили? Ну начиная от размеров кабинета...

- Часто приходилось бывать в этом министерстве, в этом зале коллегии, просто в другом качестве. Поэтому встреча с коллективом министерства была очень теплой. Нужно отдать должное Игорю Олеговичу Щеголеву (бывший глава Минкомсвязи, ныне помощник Президента России. - Авт.), он так организовал передачу дел, что это было очень комфортно, фактически по-домашнему. Я просто ему очень благодарен, что в этот непростой период он меня поддержал.

«Будем бороться с бумажными справками и спасать почту»

- А как вы связываетесь с президентом и с премьером? С помощью какой-то специальной «вертушки» или…

- Вот вы спросили, что удивило... За последние 2 - 3 года появились быстрые технологии передачи данных, мобильные устройства. А вот правительственная связь - она не электронная. Это связано в том числе и с информационной безопасностью.

- А они вам звонят по «вертушке» или вы им? Мы имеем в виду президента и премьер-министра.

- Президент и премьер-министр пока мне не звонили.

- А что для вас сейчас будет самым важным, как вы будете приоритеты выстраивать в ближайший год, скажем?

В этой части разговора министр наконец-то окончательно раскрепостился. Даже закинул ногу на ногу. И перестал поглядывать на часы.

- У нас несколько ключевых направлений. Первое - это связь. Когда говорим «связь», то вспоминаем про то самое цифровое неравенство. Наверное, крупные мегаполисы все уже оснащены и переоснащены, проникновение всяческих услуг зашкаливает за сто процентов. Проблема - как раз в малых, труднодоступных населенных пунктах. Если мы хотим цифровое неравенство убрать и обеспечить равнодоступность технологий, то вот здесь-то и предстоит борьба.

Это слово - «борьба» министр произнес довольно твердо, с какими-то металлическими нотками. И взгляд его стал даже жестковатым.

- А если говорить о крупных городах, то это развитие новых технологий. Большие ожидания по связи четвертого поколения, которая сегодня очень востребована рынком. И вот как раз мы находимся на том переломном моменте, когда эту связь начнут массово внедрять в нашей стране.

Если взять другое направление - электронное правительство, электронные услуги... На мой взгляд, эти инструменты - самый быстрый способ что-то реально изменить. В конечном итоге органы госвласти работают для налогоплательщиков, для наших жителей. И вот эта клиентоориентированность (слово-то какое! Но правильное же! - Авт.), про нее нельзя забывать, и нужно делать так, чтобы человек всегда был доволен, чтобы общение с государством было комфортным, понятным, чтобы не нужно было стоять в очередях, собирать какие-то бесконечные бумажные справки...

- Вы представляете себе эту махину бюрократическую всю…

- Как раз только вот с помощью информационных технологий, на мой взгляд, ее, эту махину, и можно развернуть, сдвинуть с места. Есть и много других горящих тем. Одна из самых актуальных - это и защита наших детей от нежелательного контента. (Другого от многодетного министра связи мы и не ждали. - Авт.) В России никто Интернет не регулирует, отдельные сайты не закрывает, как это сделано в очень многих странах.

- Надо бы кое-что и закрывать.

- Мы руководствуемся законом. Если соответствующее законодательство будет принято, государственное регулирование пойдет в его русле.

- Вот мы замечали: в почтовых отделениях компьютеры поставили, а очереди - чтобы отправить или получить посылку - гигантские! А в деревнях и почта-то не каждый день работает, не хватает почтальонов, старики за пенсиями пешком ходят за много километров…

- Раскрою вам кусочек информации. Когда перед назначением я проходил собеседования в Кремле и «Белом доме», проблема почты называлась как одна из острейших. И еще скажу вам, что в ближайшее время вице-премьер Аркадий Дворкович проведет совещание, которое как раз будет посвящено этому вопросу.

Правительство очень озабочено низким качеством почтовых услуг. И заинтересовано в хорошем и крепком реформировании всей этой службы. Речь идет о комплексной реформе. Будет разрабатываться специальная программа. Надеемся, что примут и закон - проект готов. Обсуждается и такой вопрос: надо ли акционировать все это хозяйство? И насчет активного внедрения других видов услуг, в частности банковских, тоже думаем. И так далее... На этом пока все.

РЕЦЕПТ УСПЕХА ОТ МИНИСТРА НИКИФОРОВА

«Надо верить в собственные силы, не сидеть и не ждать у моря погоды»

- Николай Анатольевич, ваша судьба - как обнадеживающая рекламная картинка. Какие советы вы могли бы дать тем, кто хотел бы повторить «историю успеха Никифорова»?

- (Хотя и торопится, на несколько секунд все же задумывается.) Самое главное - надо просто верить в то, что во многом все зависит от тебя самого, многое в наших руках, и бессмысленно какое-то свое бездействие списывать все время на обстоятельства, на возраст, на «неправильную национальность», на не ту фамилию или еще на что-то.

Я считаю, что истории успеха в нашей стране нужны. Если мы посмотрим на какой-нибудь слет студентов или школьников из Европы, из США - все эти ребята супермотивированы, ориентированы на результат. У них есть четкие планы. Они к чему-то стремятся. Это то, чего не хватает нашей стране.

Поэтому пусть будут самые разные истории успеха, пусть ребята всех возрастов верят в собственные силы и пытаются что-то изменить.

Это выражение - «что-то он там предпринимает» - мы иногда по старинке воспринимаем негативно. На самом деле предпринимать нужно в широком смысле слова. Можно делать общественно полезные дела, можно идти по пути государственной службы, можно предпринимать с точки зрения малого бизнеса, создавать собственную компанию и рисковать. Очень важно, чтобы все что-то предпринимали. Бесполезно сидеть и ждать у моря погоды.

КСТАТИ

Самые молодые министры в истории СССР и России

А КАК У НИХ?

На Западе тоже омолаживают кадры. Но не везде...